НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Наш настоящий герой

Второго марта в тысяча девятьсот двадцать шестом году родился мальчик Коля Нагорный. Он рос в простой семье, где было десять детей. Николашка был обыкновенным мальчиком, который ничем не отличался от других ребят. Все свое детство Коля провел в с. Никулино Татарского района. В семье было десять детей. Среди первых двадцати повесток оказались две в семью Нагорных отцу и старшему брату. В 1943 году ушел и Николай Иванович. Три месяца проучился в Бердске на станкового пулеметчика. Затем отправили через Москву на Ленинградский фронт. По дороге на станцию Одно, которая длилась часов 4-5, произошло первое «крещение» – пролетели два немецких самолета и обстреляли поезд с двух концов. Для кого-то из новобранцев там окончились война и жизнь.

От Старой Русы шли три дня через бор. Николай Иванович вспоминает, как встретили по пути женщину с ребенком, солдаты выбежали из строя(это было запрещено, но замечаний не сделали) и дали ей еды. Вечером пополнению показали концерт. А потом повели строем на передовую под Псков. Шли примерно десять километров через болото. На месте начали рыть траншеи 80 см в ширину и 90 см в глубину всего в 200 м от немцев. По ночам копали дольше, чтобы быстрее соединиться с другими. Еду готовили на полевой кухне, до которой надо было идти через лесок. Ходили по очереди с термосами за плечами. В очередь Николая Иванович его обнаружил фашистский снайпер и выстрелил. Спас термос: его прострелили, а сам Николай Иванович лежал, не двигаясь, и терпел боль от горячего супа, вытекающего из прострелянного термоса.
Так продолжалось несколько недель. По утрам подходили «Катюши», «сыграют» на расстоянии 0,5 км и уходят. В ответ немцы  по нам – дальнебойными.

Дальше была Латвия, Литва, а в бою за хутор Николай Иванович был ранен осколком в голову. Немцев с хутора выгнали, но они смогли уйти на мотоциклах: русские бойцы не стреляли, потому что пошел скот, загораживая убегающих немцев, скот стрелять не стали.
Полтора месяца пробыл Николай Иванович в госпитале в Валдае. Затем, признав годным, его направили снова на передовую. Помнит деревянную переправу через Волгу, которую преодолевали бегом на ту сторону, чтобы воссоединиться с 40 бойцами стрелкового подразделения. Много тогда полегло: из 40 человек осталось трое. Взорвался на мине боец, взявший «языка». Где-то кричал раненный «Пристрели меня!». Никоалай Иванович вспоминает одного бойца, у которого оторвало ногу, она висела на коже; раненый попросил Николая Ивановича перерезать ее. Было страшно, но тут подоспели медработники и сами занялись раненным. Выживших же отправили собирать винтовки и относить к переправе. На середине моста Николая Ивановича ранили в руку, он упал, ухватившись за ветку сосны. Снова отправили в медсанбат. Раненых везли на телегах с соломой. В это время начали стрелять немцы; лошади испугались и понесли, раненные кричат...
Через два месяца лечения вновь признан годным и отправлен в запасной полк, а оттуда – снова на передовую в числе 500 человек.

Стоял март 1945 года. Как-то привезли кино, в число зрителей из 200 человек Николай Иванович, не попал и это стало решающим моментом его дальнейшей военной судьбы. Через 30 минут построили бойцов, командование при погонах отобрали 7 человек и отправили в дорогу, не говоря, куда и зачем им идти. Шли 1,5 километра, и вышли на поляну в бору, где среди насыпанных дорожек увидели блиндажи в земле. Здесь им предстояло жить 3 месяца и учиться на связиста. А через месяц наступило 8 мая. В ночь на 9 мая в караул заступал Николай Иванович. Здесь же находился штаб 10-й армии, телефонный коммутатор, в котором на связи работали, в основном, женщины. Часовым приходилось быть предельно осторожными: убегающие эстонцы и латвийцы нападали на часовых, убивали, чтобы переодеться в их форму и скрыться. Вдруг громко заговорило радио, что было запрещено в то время. Николай Иванович подбежал к землянке и услышал торжественный голос: «9 мая считать Днем Победы!». Все зашумели, закричали; одна женщина-связистка бросилась обнимать Николая Ивановича, попытался было он напомнить, что к часовым нельзя приближаться, но какое там... Победа! Долго еще слышались звуки пальбы, но теперь они означали не войну, а победу над ней. Командование поздравило всех с Победой, женщин демобилизовали, их расформировали.

Но для Николая Ивановича война не окончилась. Еще пять лет он продолжал выполнять боевые, в том числе секретные задания в должности связиста. Не мог он тогда, в мае 1945 года, отказать своему земляку-сибиряку, предложившему продолжить служить дальше в коммутаторе. И была потом Латвия, Таллинн. Были награды: значок «Отличный связист», 10-дневнй отпуск домой в мае 1949 года. А дома его ждала мама с восемью братьями и сестрами; ждал некопанный огород в 50 соток; ждала встреча с будущей невестой – молодая учительница Александра Дмитриевна. Домой не вернулся отец и старший брат. Брат-кадровик пропал без вести, не дослужив полтора месяца на Дальнем Востоке. Отец погиб в 1942 году под Старой Русой. В военной биографии Николая Ивановича были три дня, которые он провел в Старой Русе, не зная, что здесь лежит его отец.

Через год Николай Иванович вернулся домой и началась его трудовая жизнь. Проработав один год в г. Татарске в связи, Николай Иванович вернулся в деревню, только не свою, а Константиновку, куда направили работать его жену. Там он работал в радиоузле монтером, шофером в сельпо. С сентября 1963 года вместе с женой и двумя маленькими сыновьями переехали в село Кочневка. Здесь он возил председателя колхоза Безрядина Федора Архиповича, 17,5 лет проработал на бензовозе, который потом передал в руки младшего сына Александра.
И сегодня Николай Иванович не может сидеть без дела: гараж, огород, семья сына Александра, которая с большим пониманием и уважением относится к военному подвигу отца и деда. Чего греха таить, на митинги 9 мая ходят, к сожалению, не очень много людей. Но каждый год 9 мая вся семья Нагорных: Николай Иванович, сын Александр с женой, их дети, когда бывают дома, все они приходят на митинг, чтобы почтить память не вернувшихся солдат и отдать дань благодарности и уважения всем ветеранам войны и труда. 11 сентября 2015 года Николай Иванович ушел от нас навсегда.



Дата публикации: 29 Декабря 2019

Автор: Ольга Пекарь

Отправитель: Ольга Пекарь

Вам нравится? 0 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...