НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Страницы истории Усть-Каменской средней школы


                                                                                                                                                               
     Село Усть-Каменка появилась в конце 18 века. В поисках свободных земель для пашен и пастбищ отправились братья Калевы в верховье реки Буготак. Один из них поселился около этой реки, в которую впадал небольшой приток Каменка. Через некоторое время образовалась деревня, которая впоследствии стала называться Усть-Каменка.
       В 1893г. здесь появился человек, который умел писать и читать. Это был Василий Иванович Марцев - первый учитель. По решению Совета Гутовского волостного и Николаевского уездов в Усть-Каменке была открыта школа. Первое здание - обыкновенная изба, которая стояла недалеко от нынешнего здания школы.
    В 1895 г. в Усть-Каменской школе училось около 40-50 учеников. Учились все вместе. Учил один учитель. Ни учебников, ни учебно-наглядных пособий - ничего не было, кроме книжки Попова (для чтения). По ней изучали историю, географию и естествознание. Главным предметом был Закон Божий. Иногда Марцев оставлял вместо себя лучших учеников. Позже в школе работало много замечательных учителей, много вышло хороших людей из этих стен.
    Были построены еще два здания школы, но они сгорели…
     После войны в 1949 г. силами общественности началось строительство нового здания школы. В нем принимали участие все от мала до велика. 
     В 1975 году в Усть –Каменской школе обучалось 360 учеников, в 10 классе было 28 учеников.
      Ежегодно в сентябре школьники ездили на колхозные поля для оказания безвозмездной помощи в уборке урожая. После 3-го урока на грузовых машинах ехали на уборку льна, картофеля или турнепса. Лен выдергивали, вязали в снопы, подсчитывали их количество. У учеников принимали работу, а самых добросовестных после уборки урожая награждали ценными подарками. Дети помогали друг другу выполнять домашние задания. В этом же году шла закладка школьного парка, ученики высаживали берёзки, тополя, рябину, черёмуху.
   В 1978 году в школе была создана производственная бригада, которая занималась выращиванием картофеля, овощей. Девочки и мальчики 9-10 классов под руководством мастеров производственного обучения Шведа Г.Ф и Старинской Т.М. обучались специальностям: машинист, оператор машинного доения. 
    С 1988 по 1992 год школа кроме овощных культур выращивала овес.
    С 1975 г. по 1987 год при школе функционировал интернат, в котором проживало в разные годы от 50 - 150 детей из 5-ти деревень, а позже из 4-х. Они размещались в 12-ти жилых комнатах. В первые годы на одной кровати приходилось спать по двое. Учащихся из поселков подвозили на крытых тракторных прицепах.
    Воспитателями в интернате работали: Ломаковская Л. В., Кузнецова С. А., Блинкова Л.Е. Часто по вечерам жители большой, дружной интернатской семьи собирались за «общим столом» на «поздний ужин», где основными блюдами были чай, сало с хлебом, варенье разных сортов. Долгими зимними вечерами обитатели интерната учились шить, вязать, обрабатывать дерево, выжигать.
     С 1975 года школа регулярно организовывала экскурсионные поездки для учащихся по памятным местам нашей Родины (Москва, Санкт-Петербург, Сочи, с. Шушенское, горный Алтай). С момента образования школы и по 1990 год в школе действовала пионерская и комсомольская организации: работал школьный учком, на котором рассматривали учебные и производственные задачи учащихся.
     В 2002 году работа школьного самоуправления возобновилась в новом ракурсе. Детская организация стала называться «Республика ШНАК».

 «У руля» школы в разное время стояло 6 директоров: Зайцев П.Е., Ломаковский М.А., Федоров В.И., Дурнев Н. И., Рыжков И.П., Швед С.Г.
Два директора - участники Великой Отечественной войны - Зайцев Павел Ефимович и Ломаковский Михаил Андреевич. Два директора - выпускники Усть-Каменкой СОШ - Рыжков Игорь Павлович и Швед Сергей Геннадьевич.
Зайцев Павел Ефимович руководил школой с 1973 по 1974 год. Участник Великой Отечественной войны, принимал участие в Параде Победы. После окончания Новокузнецкого пединститута работал директором Осиновской восьмилетней школы, затем был назначен на должность директора Усть-Каменской СОШ. Много лет преподавал географию. При нем было открыто ныне действующее здание школы.
Ломаковский Михаил Андреевич, участник Великой Отечественной войны, награжден был медалями: «За отвагу», «За победу над Германией», орденом Отечественной войны I степени. Закончил в 1948 году высшую партийную школу, Куйбышевское педагогическое училище. Ломаковский Михаил Андреевич руководил школой с 1974 по 1985 год.
Федоров Валерий Иванович был директором Усть-Каменской СОШ с 1985 по 1987 год.
Дурнев Николай Иванович в должности директора Усть-Каменской школы проработал 17 лет с 1987 по 2004 год. Педагогический стаж - 45 лет. За добросовестный труд награжден Почетной грамотой Министерства образования.
Рыжков Игорь Павлович - выпускник Усть-Каменской СОШ 1989 года. Закончил НГПИ, и в 1994 году вернулся в родную школу учителем русского языка и литературы. Более пяти лет занимал должность заместителя директора по ВР. Под его руководством было организовано школьное самоуправление «Республика ШНАК». Рыжков Игорь Павлович руководил школой с 2004 по 2006 год.
Швед Сергей Геннадьевич выпускник Усть-Каменской школы. Закончил НГПИ , с 1988 года работал в родной школе учителем физики, а с 2006 года стал её руководителем.
Сергей Геннадьевич – представитель династии учителей Усть-Каменской школы. Его мама Швед Людмила Павловна проработала в Усть-Каменской школе 25 лет учителем пения, была активной участницей всех концертов художественной самодеятельности. Отец - Швед Геннадий Федорович преподавал биологию, химию и был мастером производственного обучения. Сестра – Бакулина Татьяна Геннадьевна работает учителем русского языка и литературы с 1989 года. Сын Михаил, выпускник Усть-Каменской школы продолжает традиции семьи - закончил НГПУ, работает учителем технологии.
В Усть-Каменской школе есть замечательные традиции общешкольных мероприятий.
 Одним из наиболее значимых общешкольных дел, организованных самими учащимися, является традиционная образовательная учебно-деловая игра «День дублера».
 День Дублёра в рамках Дня Учителя проводится ежегодно. Отвечает за подготовку и проведение данного мероприятия педагог – организатор и совет старшеклассников. Учителя-дублёры относятся ответственно к возложенной на них задаче, разрабатывают и проводят интересные, яркие уроки. По окончании мероприятия ребята делятся своими впечатлениями, обсуждают, что получилось хорошо, в чём были затруднения.
 На протяжении нескольких лет учащиеся нашей школы выступают на концерте, посвященном Дню Матери в сельском доме культуры. Вместе с классными руководителями каждый класс готовит номер художественной самодеятельности (песни, танцы, сценки, чтение стихотворений). После выступления все остаются довольные: и зрители, и участники концерта.
        В осенний солнечный день учащиеся и учителя выходят на природу, где старшеклассники под руководством учителя физкультуры проводят туристический слёт. Дети с удовольствием проходят полосу препятствий, выпускают боевые листки, представляют номера художественной самодеятельности. Заканчивается всё пиром на зелёной поляне. Также в школе проводятся спортивные соревнования по волейболу, баскетболу, теннису, шахматный турнир.

        Каждый год обучающиеся школы принимают участие в районных выставках, конкурсах и соревнованиях, занимают призовые места.
                                                                                                                               

Дата публикации: 28 Декабря 2019

Автор: Елена Яньшина

Отправитель: Елена Яньшина

Вам нравится? 5 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...