НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Из Поволжья - в Кыштовку

За период 1861-1905 гг. в Сибирь переселились примерно 1820 тыс. человек, а за 1906-1914 гг. - 3040 тыс., всего 4860 тыс. человек. Остались в Сибири- 3694 тыс. человек. За столыпинское переселение, осуществлявшееся 8 лет, приехало в 1,7 раза больше людей, чем за предыдущие сорок с лишним лет.

Они вместе с коренными жителями Сибири, переселившимися ранее людьми, и оставшимися строителями железной дороги образовали тот человеческий потенциал, который вдохнул новую жизнь в этот огромный, сказочно богатый край. В Сибирь ехали русские, украинцы, белорусы, латыши, эстонцы, немцы, евреи, татары, мордва, представители других национальностей.

Селившиеся вместе переселенцы одной национальности сохраняли свою культуру, быт, обычаи. Все они постепенно становились сибиряками, приобретали черты, порожденные сложностями жизни в этом достаточно суровом краю, который вырабатывал у них сибирский характер. Моему деду было лет двенадцать, когда его семья переехала из Поволжья осваивать сибирские земли. Остановились они в Новосибирской области в Кыштовском районе деревня Песчанка.

Давно уже нет этой деревни на карте, ее жители разъехались еще в советское время. Сибирь, ее ругают, ее хвалят. Но в те времена она поистине оказалась кормилицей переселенцев. Наш Кыштовский район –  многонационален, и сейчас у нас живут потомки тех переселенцев. Для нас эта земля – наша Родина, и мы ее любим. Вместе с людьми перекочевали традиции и промыслы.

Глава династии Габдулхак Мирваизович Агеев родился в деревне Нижнекарышево Уфимской губернии 1898 году. В возрасте двенадцати лет оказался в Сибири. Семья была большая. Окончил медресе в городе Тара, это в Омской области. Вырос, женился на дочери таких же переселенцев, как и он. Вначале переселенцы держались вместе, не смешивались с местным населением, только перед Великой Отечественной войной переехав в райцентр – село Кыштовка, произошло смешивание.

Работали на земле. В начале 1930 годов появилось такое, можно сказать, предприятие «Артель – новая жизнь», где занимались сукном. Артель – это добровольное объединение людей для совместной работы или иной коллективной деятельности, часто с участием в общих доходах и общей ответственностью на основе круговой поруки.

Габдулхак Мирваизович был дипломатичным человеком, поэтому ему предложили работать тряпичником. Тряпичник вёл сбор тряпья, как за наличные средства, так и путём обмена (как правило, в деревнях) на детские сладости и «галантерейный товар»: ленты, зеркальца, мыло. Ездил по деревням, собирая тряпки, дороги были плохие. На маленькой лошадке, скрипя телегой, вез повозку и в морозы, и в дождь, и в грязь. Такая была участь крестьян в те, вроде не очень далекие времена.

Родились дети, старшая дочь в 1926 году, потом след за следом другие дети. Умирали в младенчестве. Потом на нашу страну напали фашисты, дедушка ушел на фронт, оставив дома жену и шестерых детей. Награжден орденом Отечественной войны 2 степени, медалью за оборону Ленинграда. По рассказам моей бабушки Салимы Габдулхаковны Вахитовой: «Мы выжили и не испытали чувство голода, из–за стараний и трудолюбию нашей мамы, она никогда не сидела сложив руки, ее руки всегда были в работе. Могла и постряпать, казалось бы, из ничего, и связать, и сшить».

По рассказам тети Мастуры Габдулхаковны: «Отец был умелым строителем, мог за месяц быстро срубить дом. Всегда поражалась его ловкости». Вот такие они были – дедушка и бабушка. Вернувшись с войны, дедушка хотел увезти свою семью в Ленинград, но тут бабушка не смогла расстаться с кормилицей – Сибирью. Так и остались жить в селе Кыштовка Новосибирской области.
Дата публикации: 08 Февраля 2017

Отправитель: Юсуф Вахитов

Вам нравится? 7 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...