НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


История Коуракской Богоявленской церкви

Коуракская Богоявленская церквовь стояла на площади в центре села, возвышаясь над строениями, привлекая внимание своей красотой. Построенная в 19 веке, она обслуживала близлежащие деревни. Церковь была закрыта в 1939 году и переоборудована в клуб. А в 1976 году старое здание сломали, а на этом месте построили типовое здание Дома Культуры. 
      По административному делению Сибири село Коурак входило в состав Кузнецкого уезда Томской губернии до 1920 года. До революции в селе Коурак насчитывалось до 1000 дворов, здесь ежегодно проводились ярмарки, имелся большой церковный приход, следовательно, население близлежащих деревень посещали Коуракскую Богоявленскую церковь. Она была построена в 1860 году, реставрирована в 1876. Состав прихода был большим: с. Коуракское Кузнецкого уезда и деревни: Конево, Старо-Гутово, Доронино, Мало-Сурково, Ново-Абышево, Разсолкино, Лебедево, Желтоногино, Верхне-Коуракская, Дергаусово. К 1914 году в состав прихода добавились переселенческие участки: Вилюйский, Чемский, Листвинничный. В 1911 году прихожанами Богоявленской церкви числились 4750 человек, а в 1914 году их численность увеличилась до 7806 человек. Также на территории прихода проживали 758 старообрядцев. Причта по штату: священник, диакон и псаломщик. Архивные документы сохранили некоторые имена служившего в храме духовенства. Священники: Александр Рыжкин, Иоанн Жерновков, Виталий Вяткин (с 1909 г.), Николай Бальва (1923 г.), Александр Серебрянников (с 1923 г.), иеромонах Иннокентий (1920-е), диакон Василий Фирлеевич (1910-1912 гг.; с 1912 г. священник этой же церкви), псаломщики: Павел Попов, Василий Дроздов, Павел Дроздов (1909-1914 гг.), Филипп Попов (с 1914 г.), Валентин Аргоров. Также известно, что старостой Богоявленской церкви в 1900 году был местный житель Леонтий Басканчин . В 2015г. В №2 (10) журнала «Живоносный источник» опубликована фотография здания бывшей Богоявленской церкви с. Коурак и дано её описание: « Церковь деревянная однопрестольная, построена в 1860 г., а в 1876 г. храм был полностью реконструирован. Фотография запечатлела северный фасад церкви после ее закрытия, когда купол и колокольня храма были уничтожены. Судя по фотографии, церковь возведена точно по проекту без изменений, обшита тесом. Углы оформлены с имитацией каменной кладки. По проекту выдержаны расположение окон и даже форма наличников. Внутренняя высота храма составляла 8 м. Он был построен на лиственничных сваях. На высоте свай — пол (черновой), далее 80 см — слой перегноя для тепла, далее чистовой пол. Стены деревянные, обшиты тесом, крыша покрыта железом. Бездействует с 1934 г.» «Церковь стояла на листвяных чурочках, между ними нельзя было пролезть. Фундамента не было. Большое крыльцо с резными перилами, выкрашенное в белый цвет. Когда разбирали церковь, очень трудно здание поддавалось слому. Невозможно было просунуть лезвие топора между плахами пола. Так добротно строили прежде. И построена она была без единого гвоздя. (Из воспоминаний старожила Лихтнера Л.С.)
    Религии оказали огромное влияние на формирование менталитета народов, качество их жизни и культуру. На общественную жизнь русских людей издавна большое влияние оказывала христианская религия и церковь. По данным на 1913г., в Томской губернии приверженцы официальной православной церкви составляли 91% населения, ещё 5% являлись православными старообрядцами или единоверцами, по одному проценту насчитывали группы христиан-католиков и мусульман, остальных (христиане-протестанты, иудаисты и прочие) было совсем немного. В российской империи православная церковь была идеологическим институтом государства. Религия выступала системообразующим фактором крестьянской повседневности: в основе воспитания - «страх Господень»; она давала психологическую защиту во время тяжёлых испытаний. На всей территории России существовала единая православная культура русских, определявшая лицо народа, уклад его жизни и образ мышления. Ярким проявлением принадлежности к православному сообществу было регулярное посещение церкви для коллективной молитвы и исполнения других христианских обрядов. Важнейшими из обрядов считались исповедь и причастие, а также обряды, связанные с главными событиями в жизни людей: крещение, венчание, отпевание умерших. Посещение церкви являлось не только религиозным актом, но и поводом для общения с соседями, знакомыми и родственниками, живущими в других селениях прихода. И объединяла людей вера. Верующие очень бережно относятся к жизни и простым человеческим ценностям. На протяжении веков истинно верующие люди отличались грамотностью и высоким уровнем культуры, уважением к окружающим, трудолюбием, высоким уровнем жизни, многодетностью и долголетием.
    Каждый крестьянин, исповедовавший официальное православие, был членом церковно-приходской общины. В условиях традиционного общества при главном жизненном принципе коллективизме и замкнутости прожить без неё было практически невозможно. Низкий уровень образования, поголовная неграмотность (в Коураке на 10 человек был один грамотный), приверженность общинным традициям объединяла людей. Нередко людской состав прихода совпадал с составом соседской поземельной общины. Но так как в Сибири всегда недоставало церквей и священников, приходы обычно имели очень большие размеры. Религиозно-общественная жизнь в них часто была затруднена, поскольку селения располагались в десятках верст от храма. Крестьяне чаще всего по своей инициативе, иногда и по настоянию чиновников строили храмы и часовни, прихрамовые строения. Брали на себя основные расходы на содержание церковных помещений и клира – священника, дьякона, причетников. Местные купцы Вахов и Пятков поддерживали нашу приходскую церковь, жертвуя на её содержание значительные средства. В помощь священнику крестьяне избирали из своей среды церковных старост и трапезников – хозяйственных прислужников. На приходском совете обсуждались важные вопросы: это постройка новых храмов и других строений, ремонтные работы - все это дело общее, которое требует не только живых рук, но и денег. От состояния церкви, её хорошего поддержания зависел и духовный настрой, иногда просили о замене священника с дурной репутацией другим, не соглашались с большой платой за требы, - особенно за венчание (венчание тогда считалось обязательным при вступлении в брак). Ходатайствовали об открытии в селе церковноприходской школы, которая «направит молодежь на добрый путь», «отучит от разгула и пьянства», «приспособит к разумной жизни». Церковно-приходская школа в селе Коуракском была открыта в 1897 году. В селе имелось две школы: церковно-приходская и начальная, попечителем которой значился купец Вахов. Церковноприходская школа размещалась в сторожке при церкви. Обучалось около 30 ребят. В школу ходили только до холодов, а кто был обеспечен лучше, всю зиму. Занятия начинались с молитвы, с чтения закона божьего.
    После установления Советской власти произошло отделение церкви от государства, школы от церкви и последовала затем борьба советского государства с религией. Эти шаги не встретили одобрения крестьянства и не оказали заметного влияния на снижение уровня религиозности масс. Восстановление общинного землепользования в 1920-е годы привело к активизации приходской жизни и росту числа приходов. В этих условиях массовый отказ от религии разрушил бы единое пространство крестьянской повседневности. В коммунистической идеологии были элементы, которые не противоречили системе этических приоритетов крестьянства. Государство первое время воздерживалось от силового давления на церковь. Всероссийский Центральный Комитет 23 февраля 1922 года опубликовал декрет, в котором обязывал местные Советы «…изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религий, по описям и договорам все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа, и передать в органы Народного Комиссариата финансов для помощи голодающим». Средства были нужны для восстановления страны после гражданской войны, нужно было материально поддерживать «Коммунистический Интернационал», а для этого запустить руки в церковную казну. Российский народ при всех правителях и в «голодные годы» всегда делал опору только на собственные силы. Нашлись «излишние» ценности и в наших церквях. Выходивших протестовать мирян при помощи отрядов красноармейцев легко уговорили поделиться золотыми и серебряными изделиями, при этом обвинив церковников в отсутствии милосердия. Только в мае-июне 1922 года по неполным данным в уездных церквях изъято свыше 260 килограммов серебра в изделиях. При этом церкви удаленных волостей пока еще остались нетронутыми. В двадцатые годы были созданы губернские и уездные советы безбожников, издавали газету и журнал «Безбожник». Проводником своих идей сделали комсомол, который своими инициативами причинил церкви большой урон своей воинствующей антирелигиозной деятельностью.
   Коуракская церковь была закрыта постановлением Новосибирского Облисполкома от 21 ноября 1939 года за № 1878г. и переоборудована в клуб. Из протокола общего собрания колхоза «Красный партизан» от 20.09.1939: «Церковь была прибыльным местом для попов, купцов и кулаков и порабощения бедняцкого населения путем религиозных предрассудков. И этим обманным путем собирали гроши, создавали свое благополучие. Предлагаем Коуракскую церковь закрыть, помещение передать с/совету для использования под сельский клуб (присутствовало 69 ч-к)». Такие протоколы составлены и в других сельхозартелях, МТС, участке Ширпотреба, отделения связи, на молодежном собрании в избе-читальне. На собраниях жителей принимается единодушное решение, приводятся аргументы: религия есть обман народа, служила обогащению священников, церковь бездействует с 1934 года, за зданием никто не следит, оно разрушается, молодежи негде заниматься культурным развитием. Имеются многочисленные списки граждан Коуракского сельсовета. В среднем проголосовали «за» - 85% населения. «Убрали позднее два купола желтого цвета. Сохранилась деревянная резьба, высокое крыльцо у главного входа с точеными столбиками и перилами, дверь входная 2х2 м и обита железом. Сама церковь и ограда резная окрашены в белый цвет. Всего было два входа. К храму после закрытия пристроили кинозал. Здание разобрали примерно в 1976 году. Священник Иоанн, возможно последний, был похоронен в 10 метрах за алтарем, рядом с ним упокоена и его жена». По свидетельствам старожилов, слом старинного здания происходил естественно, никакого возмущения не вызвав. Здание было очень старое, разрушавшееся, особенно, снаружи, стены сгнили, потолок рушился. В основном, бревна и плахи вывозил колхоз, а местные жители развозили мелкие части по домам. Некоторые церковные книги, иконы той поры хранятся в школьном музее.
 В советском обществе роль религии была очень незначительна. Как правило, человек жил вне церкви и находился в неведении в отношении церковных канонов и устоев. И всё же, несмотря на падение церковного «авторитета» в массовом сознании, основные элементы системы религиозных представлений: храм, иконы, православный крест, обрядовая практика; служба клира. Процесс естественного изживания религиозных представлений растянулся на долгие десятилетия и так и не был завершён.
В настоящее время в селе Коурак продолжает свою деятельность церковный приход во имя Святой Ксении Петербургской с 2006 года. Богослужения проходят в бывшем жилом доме. Правда, его посещают немногие жители Коурака, приезжают и из окрестных деревень. Службу проводит приезжий батюшка только по самым главным церковным праздникам. И сегодня церковь живет за счет пожертвований прихожан. Возведен купол, его подарили земляки, не теряющие связи со своей малой родиной. Поставили новые окна, отремонтирована крыша. В 2017 года был установлен и освящен поклонный крест в селе Коурак  на въезде в село на благотворительные средства. Главным символом христианства является крест – «Владыка всея Вселенной», как место для поклонения Спасителю и духовного щита от всех врагов христианина, напоминающее о необходимости покаяния и нравственного очищения.
     Опрос наших земляков показал, что верят в Бога - 70% (из 40 чел), из них посещают храм - 10%. Чем же объяснить нежелание жителей посещать храм? Наверное, у всех есть свои причины. Одной из них является нежелание ходить в этот бывший жилой дом. Часть жителей ссылаются на то, что здоровье не позволяет, а большинство считает, что вера должна быть в душе у каждого, и посещение храма не является обязательным. Посещало бы большее количество людей старый храм или восстановленный подобно той исторически существовавшей Богоявленской церкви? В любом случае, на мой взгляд, правильнее было бы сохранить старое здание церкви для потомков, как исторический памятник. Нельзя забывать, как жили наши собственные деды и прадеды, какие знания и нравственные ценности передали нам.
Источники:
1. История Сибири. История России через историю регионов. ГАУГН-ПРЕСС, 2015
2. Шабунин Е. Храмы Тогучинского района // Живоносный источник. – 2015. – № 2 (10). – С. 28–29. http://www.nsktvs.ru/node/33
3. Материалы архива Тогучинского района и школьного музея.


Дата публикации: 26 Декабря 2019

Автор: Валерия Протопопова


Вам нравится? 2 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...