НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Спасский собор: прошлое и будущее

    Куйбышев – один из старейших городов Западной Сибири, с 1990г. имеет статус исторического города. Этот статус предусматривает необходимость более бережного отношения к городу, популяризации знаний об его истории, о ценных элементах исторической застройки. В Куйбышеве очень много старых зданий, у него богатая история. Но нужно честно сказать, что немногие современные подростки хорошо знают историю своего города. Не была исключением и я. Год назад, занимаясь журналистикой, я проводила фотоотчет по известнейшим местам Куйбышевского района. Начав выбирать удачные ракурсы в сквере имени Куйбышева, я сделала фото памятника, общий вид территории. Совершенно неожиданно я увидела камень, на котором были написаны даты и пояснения к ним. Тогда я впервые и узнала о Спасском соборе. Меня удивило, что на этом месте когда-то стоял собор, а я ни разу не слышала о нем. Я решила подробнее исследовать эту тему.
  До революции о благосостоянии городов говорили красота и величие православных храмов. Чем красивее и величественнее был главный храм, тем богаче считались и сами жители города. Каинск Томской губернии был зажиточным городом, об этом свидетельствовал его Спасский собор. Собор во имя Спаса Нерукотворного Образа Его являлся украшением города на протяжении 1804 — 1939гг., он входил в список шести соборов на территории Томской губернии. Собор поражал своим величием: белые кирпичные стены, высокая колокольня с вызолоченным крестом на шпиле, с золотым крестом на главном куполе храма. Сами по себе колокола также были необычайно красивыми, уникальными по форме и по размеру. А как мелодично звучали колокола собора! Старожилы вспоминали, что их звон разносился в радиусе сорока километров и был слышен даже в окрестных деревнях. В журнале «Русское слово» от 07.02.1912г. описывается история о том, как в 1912 году приехавшая в Каинск коллегия Томского суда (было их свыше 20 человек) заблудилась в сильную пургу, и спас их только колокольный звон, доносившийся со Спасского собора.
   История Спасского собора неразрывно связана с жизнью Каинского Барабинского острога, сооруженного в 1722 г. Возможно, самая первая церковь была возведена вместе с острогом.
   Удивительно быстро развивался отдаленный сибирский город: уже в 1743 г. была построена небольшая деревянная церковь, а через восемь лет, в 1751 г., состоялось освящение храма в честь Нерукотворного Образа Спасителя. В 1755 г. Томская Воеводская канцелярия на основании указа императрицы Елизаветы Петровны и в связи с прокладкой Московско-Сибирского тракта предписала командиру Петру Шелудякову перенести Спасскую церковь и Каинский форпост на правый берег реки Каинки.
   В связи с ростом города и увеличением числа жителей власти Каинска решили выстроить каменный храм. Однако, из-за недостатка денежных средств строительство растянулось с 1787 до 1804 гг. Государство не принимало участия в финансировании работ. Собор возводился за счёт пожертвований горожан. Те, у кого не было денег, приносили яйца и молоко. Эти продукты добавлялись в строительный раствор – для прочности. Благодаря усилиям мещанина Куишловского, крестьянина Кожевникова и псаломщика Димитрия Лашкова, Каинск обрел свою красу – новый величественный каменный храм, освящение которого состоялось в 1804 г. с благословения архиепископа Тобольского Антония. Быстро развивающийся город потребовал и иного положения церкви. Поэтому церковь была переименована в Успенский (Спасский) собор, а площадь стала называться Соборной. В состав прихода входили «… г. Каинскь и деревни: Мошнина, Абрамова, Старо-Гребенщикова, Старо-Кандакова, Малинина и Сарапулова....» Духовенством Спасского собора велся учет количеству прихожан; в 1890 г. их число составило 4321 человек, в 1909 г. – 3572 человека, в 1911 г. - 2733 человек, а в 1914 г. - 3362 человек.
  Прихожане оказывали немалое содействие храму не только в период его сооружения, но и позднее. Каинские купцы считали своим долгом внести вклад на его содержание. Так, в 1836 г. купцы Поздышевы на свои средства соорудили придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Прихожане в 1877 году «… пожертвовали в настоящий храм иконостас с иконами изящной работы, подсвечники и лампады к местным иконам и отполировали стены, что стоило 8941 рубль 47 копеек. Значительные пожертвования на означенные предметы сделали каинские 2 гильдии купцы – Иван Петрович Ерофеев и Димитрий Фёдорович Мясников, а именно: первый- 2500 рублей, а второй – 1500 рублей…»
   По воскресным и праздничным дням в соборе можно было встретить «весь Каинск». Важно проходили чиновники, степенно шествовали купцы, среди которых выделялись Иродион Степанович Волков, имевший в городе самую большую библиотеку, открытую для всех желающих, и четыре брата Ерофеевы; неторопливо шли приказчики, мастеровые, крестьяне…
   4 июля 1937 года на территорию Спасского собора нагрянула комиссия Куйбышевского РИКа.  В результате осмотра составили акт, в котором сообщалось, что «здание находится в самом бесхозяйственном состоянии, со стороны церковного совета превращена в лесной склад и мусорную яму, весь церковный инвентарь находится в антисанитарном состоянии…, возможно распространение эпидемии». Староста церковного совета И.А. Вавилов отказался подписать акт.
 Власть принимает решение не просто о закрытии, а о сносе храма. Это вызвало возмущение верующих. Они обращаются за помощью к краевым и республиканским властям. Но ничего не помогло. 1 февраля 1938 года Собор был окончательно закрыт, а затем снесен силами заключенных. При попытке закрепления тросов к куполам двое заключенных погибли. Это вызвало у верующих надежду на нерушимость святого храма. Но послали новых заключенных, обрушили кресты и купола, но со стенами ничего вручную сделать не могли. Взорвать собор с первого раза не получилось, взрывчатку закладывали несколько раз, а потом ещё полгода заключенные тросами, ломами, кувалдами разбирали храм. Случившееся вызвало возмущение не только у верующих, но и большинства населения. В областной газете «Советская Сибирь» появилась статья за подписью Н. Сибирского, где говорилось о недовольстве населения: «Церкви рушат, а строят тюрьмы и винные заводы» (часть кирпича предполагалось передать для расширения винно-водочного завода в Куйбышеве, часть пустить на строительство тюремной казармы). В Москву пошли письма о несправедливых деяниях властей. Результатом стало снятие с должностей председателей горсовета и Куйбышевского РИКа, но это было малым утешением для горожан. Собор, построенный с таким трудом нашими предками, оказался уничтоженным.
    Храм, так много значивший для жителей Каинска, был разрушен. Неужели от него совсем ничего не осталось? Я нашла информацию о том, что перед тем как разобрать храм, иконы, утварь и облачения вынесли из него. Дальнейшая их судьба неизвестна. Возможно, небольшая часть пополнила фонды Новосибирского краеведческого музея. Меня заинтересовало, есть ли в нашем краеведческом музее экспонаты из Спасского собора.В городском музее хранятся ложка для причастий, жертвенный поднос, крест, элементы оформления иконостаса (они позолочены и посеребрены в фольге), подсвечники, даже имеется кирпич. А сохранился ли фундамент здания? В интернете я нашла информацию, что кирпичный фундамент собора в 1942 году был разобран для постройки литейного цеха завода Металлист, выпускавшего корпуса гранат Ф-1. Так ли это? На самом деле, сказать точно, что фундамент полностью сохранился нельзя. Но то, что его фрагменты находятся под землей, было доказано археологами. Раскопки были произведены два раза в апреле и в июне 2007г. Археологи срывали часть земли, и фундамент очень хорошо просматривался. Также была видна очень хорошая сохранность кирпичей, кирпичной кладки. Но был рассмотрен только небольшой его участок. А вот плана постройки Спасского собора не сохранилось. В поисках материала работники музея писали в архив Древних актов, исторический архив Ленинграда, в Тобольск. Но, как оказалось, материалов нигде нет. В фонде Хозяйственного управления при Святейшем Правительствующем Синоде в РГИА хранится лишь страховая оценка Каинского Спасского собора.
    Значимость храма во времена его строительства и существования для жителей Каинска была велика, так как народ был православным. Собор был построен и в дальнейшем содержался благодаря каинским купцам и простым горожанам. Его регулярно посещали не только жители города, но и окрестных деревень. Прихожане гордились величием храма. Очень тяжело верующие переживали закрытие собора и его уничтожение, боролись за него, но напрасно. Время показало, что будущее у Спасского собора есть. С сентября активно ведутся раскопки, а восстановить собор планируют к 2022 году 300-летие Куйбышева. Историческая несправедливость восстановилась.



Дата публикации: 25 Декабря 2019

Автор: Марина Игнатьева

Отправитель: Елизавета Бабичева

Вам нравится? 4 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...