Как на войне
Война явилась суровой проверкой жизнеспособности общественного и государственного строя, в том числе и системы народного образования.В соответствии с законом военного времени школа, как и вся страна, стала работать в ином режиме: из отпусков были отозваны все учителя. Организовано круглосуточное дежурство.
В июне добровольцами ушли на фронт выпускники 1941 года: Седов Сергей, Осипов Аркадий, Елькин Владимир, Плотников Григорий, Черников Дмитрий, Ярцев Николай, Рыжков Павел. А затем стали призывать учителей: Петрищев Иван Илларионович и Щукин Федор Семёнович - учителя математики; Черников Тимофей Максимович преподаватель трудового обучения; Скобцов Александр Никитич - директор школы до 1937 года; Величко Александр Демьянович - учитель истории. Также были призваны: завхозы Попов Федор Иванович, Лебедев Федор Степанович, столяр Плотников Егор Семёнович.
Постоянно шло обновление коллектива школы: на смену убывшим на фронт прибывали эвакуированные учителя, в том числе и из блокадного Ленинграда. В 1940-е годы в школе сменяя друг друга работало 69 учителей (более половины - женщины). Среди них были выдающиеся педагоги, которые остались в благодарной памяти сельчан. Вавилов Алексей Николаевич - учитель биологии. Детей завораживала его эрудиция. Владел 5 языками, прекрасно читал поэзию, знал многое наизусть. Чета Мартьяновых Александр Семёнович и Татьяна Степановна, Беликова Александра Кузьминична, Тимофеева (Сапрыгина) Мария Михайловна отдали нашей школе всю свою жизнь. Всю войну школой руководил директор Григорий Николаевич Куханин.
Школа в годы войны подчинялась строгому распорядку. За опоздание на работу на 5-10 минут объявлялся выговор, а за нарушение трудовой дисциплины могли привлечь к суду:
Приказ № 68 от 13 .01.1943 года по Казачемысской школе:
« …Учительнице арифметики Евсеевой Е. И. за опоздание на урок на 10
мин. объявить строгий выговор с предупреждением, с привлечением к судебной ответственности по указу президиума Верховного Совета СССР от 27.06.1940 года…».
Война породила проблему детской безнадзорности. В 1942 году в Казачий Мыс переводят детский дом. Около сотни ребят от 5 до 12 лет размещают в здании школы. Руководил работой детского дома Степура Николай Федорович - фронтовик, комиссованный после тяжелого ранения. В распоряжение детского дома поступило четыре лошади, корова, имелся свой огород, за которым ухаживали дети, подрастая, они уже заготавливали на зиму дрова, дежурили по кухне, занимались уборкой. Работали 5-6 воспитателей, завуч, завхоз.
Школу перевели в сельский клуб. В зрительном зале сделали перегородки для классов. Помещения обогревались печным отоплением. Топить печи вменялось в обязанности истопников и уборщиц. Рабочий день уборщицы начинался в 6 утра и длился до 10 вечера. Дрова заготавливали и взрослые и дети. Нормы устанавливались приказом по школе: мужчинам- 25м3, женщинам и юношам по 20м3, девочкам по 15м3, из расчета по 1 м3 в день. Всего нужно было заготовить 300м3дров.
Во всех кабинетах стояли деревянные парты, за которыми сидели на лав-ках по два человека. «Для занятий не хватало учебных принадлежностей,-вспоминает М.М. Тимофеева,- писали сажей, свекольным соком. Выдавалась 1 тетрадь на двоих в четверть, в основном писали на газетах». Для письма использовали также грифельные доски и мел. Учебников тоже было мало: один на троих- четверых учеников.
В военные годы в школе обучалось свыше 370 детей из Казачьего Мыса и окрестных деревень: Лопатино, Тайлаково, Нововознесенки, Богословки, Кочнёвки, Тайлаково, Камбара, Верхне-Омки, Красноярки, Ясной Поляны, Ново-Вознесенки, Трактовой. Отсев учеников ежегодно составлял более 40 человек. Среди них были дети, которые не могли посещать школу из-за болезни, а были и такие, которым просто нечего было надеть. Наполняемость классов 25-30 человек. Только в старших классах 6-12 человек. Оставались самые способные (в основном девочки), остальные шли работать. Для тех, кто в начале войны оставил школу и был занят в сельском хозяйстве, к 1943 году была организована школа сельской молодежи.
В условиях военного времени на первый план выдвигались идейно-политическое и патриотическое воспитание учащихся, которое осуществлялось и через внесение изменений в содержание образования.
На уроках истории, русского языка и литературы говорили о национальной гордости, изучали произведения, повествующие о героических событиях в истории страны. На уроках химии в разделе «газы» учили пользоваться противогазом. На уроках музыки разучивали военные песни. Учебный материал каждого урока должен был быть связан с конкретными событиями Великой Отечественной войны. Кроме того проводились политинформации, читки газет, лекции и доклады на военную тематику.
С 7-го класса преподавали азы сельского хозяйства, в старших классах вели военное и санитарное дело, изучали строевую, лыжную, огневую и противохимическую подготовку.
16.02.1944г. Приказ №104: «…Вменить в обязанность преподавателя военного дела и физкультуры проверку исполнения нарядов дежурства учащихся у оружия военного кабинета, как днём, так и ночью…».
В 1943 году по приказу РОНО в соответствии с положением о начальной военной подготовке школьников, утвержденным СНК СССР 24.05.1942г., при школе силами учеников и учителей была оборудована военно-спортивная площадка.
Ежедневно проводились физзарядки, частыми были спортивные соревнования, ребята сдавали нормы ГТО. Стране нужны были люди, способные защитить родину и школа выполняла этот заказ.
Для советской школы военного времени было характерно укрепление ее связи с жизнью, вовлечение школьников в общественно полезную деятельность. Занятия начинались в 9 часов утра. Всего было по четыре - пять уроков, а после школы дети работали: пололи и поливали капусту, свёклу, картошку, ухаживали за телятами, свиньями, лошадьми, собирали колоски пшеницы (в книгах приказов по школе имеются сведения о премировании школьными сумками учениц, перевыполнивших план сбора колосков).
В обязанности подростков входила доставка зерна на подводах, запряженных быками, за 40 километров в город на элеватор. Учителя по мере освобождения от работы в школе также направлялись на помощь колхозам.
В ноябре 1942 года при школе была открыта пошивочная мастерская, которую возглавила Гроненберг Анна Ивановна (бригадир-закройщик), мастерами-инструкторами назначались Куречкина Антонина Александровна и Романова Анна Ильинична. Принимали заказы от населения на пошив и починку одежды.
Жили сельчане крайне бедно. И хотя в селе были маслозавод и три колхоза - вся продукция уходила на военные нужды. Чтобы хоть как-то поддержать ребятишек в школе были организованы горячие обеды. Рядом со зданием были разбиты участки огорода, овощи шли на детское питание.
Но как твердит поговорка: «Не хлебом единым жив человек». Заботились учителя и об эстетическом развитии детей, о развлекательных мероприятиях, досуге учеников: «Помимо другой работы культур. массов. по выходным дням разрешить по просьбе педколлектива платные вечера танцев в школе с 8 до 11 часов вечера. Для учителей, уч-ся 8-10 классов (только успевающих и имеющих возраст не менее 15 лет) и для остальных граждан (взрослых) села установить цену билетам 3 руб. сбор от этих вечеров отдать в распоря-
жение родительского комитета для помощи нуждающимся детям фронто-
виков. Установить плату пианистке тов. Фенстер К.М. 50% от сбора до 60 руб. и свыше 60 руб. -10 руб. в час».
Детей обучали игре на гитаре, балалайке, устраивали концерты и представления. В качестве примера можно привести воспоминания Леонида Шильникова - воспитанника Казачемысского детского дома: «При мне в деревне был организован торжественный вечер по случаю окончания учебного года в школе <...> Детдомовцы были приглашены с концертом: показать гимнастические фигуры, модные в то время, и сольные акробатические номера.
После торжественной части мы стали выходить на сцену. Шли четким строем, спокойно, торжественно через весь переполненный зал. Все были одеты одинаково: в синие шаровары и белые майки<...> когда после выступления детдомовцы, усталые, возвращались со сцены, зал, затаив дыхание, молча, провожал их. Вначале тихо, а потом всё громче и громче стали раздаваться голоса:
- Молодцы детдомовцы!
-Здорово выступили!
- Вот это беспризорники – настоящие артисты!..».
Многое вспоминает Леонид Павлович: и любимую вожатую Анну Стекленёву, и то, как работали на сенокосе, как жили в лесу на заготовке дров, как с ребятами из соседнего села организовывали соревнования по классической борьбе, как взбирался на колокольню сельской церквушки.
Вспоминает и о том, как вечно полуголодные, искали, чем поживиться: набирали ягод, грибов, голубиных яиц. Однажды Леонид забрался в чужой огород, нарвал огурцов и собирался уже уходить, но попался хозяйке. Как позже выяснилось, это была Февронья Плотникова, восемь сыновей которой сражались на фронте. На пятерых она уже получила «похоронки» (всего погибло семеро, восьмой сын вернулся раненым). Стыдно стало за свои проделки. Решили пионеры оказывать тимуровскую помощь семьям фронтовиков: носили воду, поливали и пололи огород, кололи дрова. На домах прибили звезды, вырезанные из консервных банок и покрашенные красной краской. Ежемесячно на пионерском сборе отчитывались о проделанной работе.
Как и по всей стране, школьники помогали фронту приближать Победу: вязали перчатки, носки, варежки, шили кисеты, набивая их выращенным для солдат табаком, и отправляли на фронт, часто вкладывая туда письма. Вот так сложно, но дружно, единым фронтом преодолевали тяготы войны и ждали, когда же он настанет этот светлый день - День Победы!
Школа отметила Победу грандиозным военно-физкультурным праздником, на котором провели военно-физкультурный парад и военно - физкультурные игры и соревнования всех классов школы.
Война закончилась, впереди ждали новые трудные задачи - восстановление страны и налаживание мирной жизни. Возвращавшиеся фронтовики становились школьными учителями: гвардии лейтенант Мингалеев М.Д. преподавал в школе физкультуру, военное и санитарное дело с 1946 года; младший лейтенант Тимофеев Леонид Васильевич преподавал с 1946 по 1952 год физкультуру; русский язык с 1949 по 1952 преподавал старший сержант Кулибаба Иван Иванович - один из создателей программы и учебников русского языка для 4-6 классов, удостоенных в 1984 году Государственной премии СССР.
Жизнь школы в годы войны – это своеобразный слепок жизни страны. Детям, как и взрослым, пришлось перенести все тяготы военного лихолетья. Каждый, на своем месте добросовестно выполняя свой долг, вносил лепту в общее дело, верил, что скоро будет Победа!
- Комментарии
Загрузка комментариев...