НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Немцы Поволжья. Попытка объективного осмысления


Последние годы в СМИ усилено обсуждается тема о насильственном переселении поволжских немцев, начавшимся осенью 1941 года. В действительности проблему взаимоотношения национальностей надо рассматривать шире, и увидеть, как нашу многонациональную лодку пытаются раскачать наши общие враги. По немцам мнения столь противоположны, что мы решили посмотреть на эту тему поближе и сделать не только попытку объективного осмысления, но и поделиться информационной квинтэссенцией:
1. Как выяснилось, немцы, переселившиеся на плодородные земли Поволжья при Екатерине II, с 1760 года не ассимилировались, а продолжали жить относительно изолированно от русского мира. Многие немцы на момент начала войны не знали русского языка.
2. Очевидно, что тема Поволжских немцев изучалась, обсуждалась и продумывалась на самом высоком государственном уровне и решение о переселение немцев - это не прихоть одного или нескольких человек. И об этом свидетельствует очень серьезный документ. Указ правительства о переселении немцев лучше привести полностью:
     ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
     УКАЗ
     от 28 августа 1941 года
     О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья
     По достоверным данным, полученным военными властями, среди немецкого населения, проживающего в районах Поволжья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по сигналу, данному из Германии, должны произвести взрывы в районах, населенных немцами Поволжья.
     О наличии такого большого количества диверсантов и шпионов среди немцев Поволжья никто из немцев, проживающих в районах Поволжья, советским властям не сообщал, — следовательно, немецкое население районов Поволжья скрывает в своей среде врагов советского народа и Советской власти.
     В случае, если произойдут диверсионные акты, затеянные по указке из Германии немецкими диверсантами и шпионами, в Республике немцев Поволжья или прилегающих районах и случится кровопролитие, Советское правительство по законам военного времени будет вынуждено принять карательные меры против всего немецкого населения Поволжья.
     Во избежание таких нежелательных явлений и для предупреждения серьезных кровопролитий Президиум Верховного Совета СССР признал необходимым переселить все немецкое население, проживающее в районах Поволжья, в другие районы с тем, чтобы переселяемые были наделены землей и чтобы им была оказана государственная помощь по устройству в новых районах.
     Для расселения выделены изобилующие пахотной землей районы Новосибирской и Омской областей, Алтайского края, Казахстана и другие соседние местности.
     В связи с этим Государственному Комитету Обороны предписано срочно произвести переселение всех немцев Поволжья и наделить переселяемых немцев Поволжья землей и угодьями в новых районах.
                  Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН
                  Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН
                  Москва, Кремль
                  28 августа 1941 г.
      Приведенный документ особых комментариев не требует, потому что достаточно подробно объясняет причины и условия переселения.
3. Важно знать значения слов широко употребляемых относительно Поволжских немцев:
а) В документе говориться о переселении. Переселение – это изменение места жительства людей (добровольное или принудительное) или животных.
б) Часто употребляется слово депортация. Депортация – это (лат. deportatio «изгнание, высылка») или выдворе́ние — принудительная высылка лица или целой категории лиц в другое государство или другую местность, обычно — под конвоем.
в) В последние годы относительно немцев употребляют слово репрессия. Репрессия – это карательная мера, наказание, обычно применяемые государством.
Ознакомившись со значением этих слов, приходим к выводу, что Поволжские немцы не были репрессированы, потому что это была не карательная операция, они были переселены или депортированы.
Будьте бдительны, в словах может скрываться много неправды.
4. Организацию переселения осуществляли отряды НКВД. В эшелоны, в которых только что отвезли солдат на фронт, грузились немецкие семьи с небольшим количеством вещей и запасом пищи. Трое суток в дороге, с короткими остановками на перегонах, но на крупных станциях по вагонам разносили в ведрах суп или кашу. Слабые умирали, беременные рожали тут же в вагонах. От железнодорожной станции кому-то предстояло ехать еще на пароходах вверх и вниз по течению Оби. От пристани и станций по деревням немцев разводили спецпредставители от деревень, они доводил переселенцев до места. Расселяли в свободные дома, на квартиры к малосемейным, а кому-то пришлось копать землянки. Теплую одежду собирали у населения, как правило давно ношеную. Мужчины заподозренные в симпатии к гитлеровскому режиму были арестованы и отправлены в трудармию, тех кто принимал участие в организации заговора, осудили и расстреляли. Работающие немцы наравне с местным населением получали по 600 граммов хлеба в день, иждивенцы – 400 граммов в день. В тоже время необходимо заметить, что некоторые эшелоны останавливались, немцы выгружались и их отправляли на уборку урожая. По воспоминаниям очевидцев, так было в Колывани. В сентябре привезли немцев, те отработали на уборке урожая (мужчины были на войне), а после председатель колхоза в малом Оёше выдал дополнительно каждой семье мешочки с крупами. Вот почему в некоторых воспоминаниях немцев иногда встречаются слова о том, что до места назначения добирались больше месяца.
5. В воспоминаниях тружеников тыла, детей войны и Поволжских немцев часто упоминается такой факт, что весной ходили по полям и собирали прошлогоднюю мерзлую картошку, потом из них делали «драники» или «тошнотики». Да картошки на полях в зиму 1941-1942 годов осталось много: при посадке рассчитывали, что ее будут убирать вместе с мужчинами.
6. Труднее всего переживались не материальные проблемы, а моральный климат. Трудолюбивые немцы скоро завоевали  доверие среди местного населения, а это было непросто, потому что по соседству русские получали в это время похоронки на мужей и сыновей.
7. Но мы задались еще одним вопросом: «А как там, в «цивилизованном» мире государств-участников войны? Происходило ли нечто подобное у них?»
И вот несколько фактов:
США. У американцев антияпонские настроения сложились задолго до 1941 года. Поэтому, после объявления Японией войны 7 декабря 1941 года, японцы, а в купе с ними и немцы, и итальянцы, были объявлены в Соединённых Штатах «враждебными иностранцами» по этническому принципу (имеющееся гражданство не учитывалось). Президент Франклин Рузвельт 19 февраля 1942 года подписал Чрезвычайный указ № 9066, который разрешал перемещать вышеуказанных граждан в «зоны выселения». Большинство, так называемых «спецлагерей» построили на землях индейских резерваций. Очевидно, что американцы не изобретали ничего нового, а шли давно и надежно протоптанной тропой искоренения индейцев континента. В итоге, насильственному переселению в «спецлагеря» подверглось более 120 тыс. человек. Их имущество было изъято. Интернированных разместили в «бараках простой конструкции, покрытых толью, без канализации и кухонь». Лагеря окружили, по всем законам военного времени, колючей проволокой и вышками с вооружённой охраной. Выход за пределы лагеря был запрещен.
В 1944 году Верховный суд США подтвердил конституционность интернирования, аргументировав это тем, что ограничение гражданских прав расовой группы допустимо, если того «требует общественная необходимость».
Великобритания. К началу войны на туманном Альбионе находилось около 80 тысяч немцев и австрийцев. Подавляющее большинство их было арестовано и перемещено в концентрационные лагеря. Чуть позже тоже самое произошло с 19 000 итальянцев, проживавших в Британии. Большинство лагерей находилось на острове Мэн.
Германия. О жестких мерах предпринятых немецким правительством сразу же после прихода к власти нацистов в 1933 году, в первую очередь к инакомыслящим немцам, а потом евреям и прочим и прочим, рассказывать нет смысла, эта информация достаточно подробно отражена в различных документальных источниках.
8. Наш текст не имеет цели оправдать какую-либо власть. Наша цель донести объективную информацию о необходимости жёстких мер по отношению к Поволжским немцам, в соответствии с военной ситуацией. Но я не знаю, как бы поступили мы с вами, дорогой читатель, окажись мы перед угрозой полного истребления нашего народа. Нельзя судить о событиях в отрыве от реалий конкретного времени. Но вместе с тем, мы, конечно, знаем, каким страданиям во время войны подверглись все советские люди, как они выживали – работали, голодали, мерзли – страшно даже представить. Тем более – переселенцы, оказавшиеся в чужом краю без жилья и одежды. А выжили они благодаря помощи окружающих людей.
8. Скажу более того: переселение Поволжских немцев спасло их от гибели. Легко представить, что могло случиться, если бы в Поволжье появились отряды немецких партизан, то есть – в глубоком тылу Красной армии, когда фашисты стояли уже под Москвой. А такая опасность, по донесениям спецслужб, имела основания. Тогда никто бы уже не церемонился, а прошлись бы ковровой бомбежкой по всем немецким селам, и никто бы уже не выжил в ту лютую зиму 1941–1942 годов, ни мужчины, ни женщины, ни дети.
9. И в заключении. В молодости я ухаживал за Ирмой Пауль, но она уже была влюблена в одноклассника Александр Карпова, за которого потом вышла замуж и живет с ним всю жизнь. Я наконец-то встретил свою Ирину, женился на ней и счастлив до сих пор.
10. С Владимиром Эйснером – известным кинорежиссером-документалистом, лауреатом Государственной премии, мы создали десяток популярных учебных фильмов по истории Родного края, он потомок поволжских немцев насильственно перемещенных на Алтай.
На многие книги по истории Сибири средства выделяет бизнесмен Гиберт Корней Корнеевич, он потомок поволжских немцев, которых насильственно переселили в Казахстан, а издавать эту книгу "Народная Летопись Новосибирской области" будет Александра Лихтенвальд – очаровательная директор типографии «Деал», потомок Поволжских немцев, которых когда-то насильственно переселили в Новосибирскую область. Они мои друзья и, надеюсь, таковыми будут всегда, и никакие враги, ни дальние, ни ближние, не способны нас поссорить.
Николай Александров


Дата публикации: 25 Февраля 2020

Автор: Николай Александров


Вам нравится? 2 Да / 2 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...