НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Кремлёвский аэродром

В статье от 16 августа 2013 года Зинаида Николаевна Марущак, методист районного краеведческого музея (сейчас на заслуженном отдыхе), писала о том, что есть документальное подтверждение того, что во время войны в Коченевском районе недалеко от деревни Кремлевка существовал военный аэродром. Зинаида Николаевна делала в свое время делала запрос в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (город Подольск), а затем выезжала в Подольск лично.

Из полученных документов выяснилось, что в Коченево находился 20-й запасной авиационный полк (он же 49 учебно-тренировочный авиационный полк), документы которого были сданы в архив 26 марта 1956 года, а рассекречены 2 апреля 2010 года.
Согласно записям в документах, комплектование 20 запасного авиационного полка личным составом проводилось в период с 22 июля по 1 августа 1941 года за счет резерва и школ ВВС (военно – воздушные силы) Красной Армии, материальная часть, а именно самолеты УТИ–4, ЯК-7в, ЛАГГ-3 поступали с завода № 153 города Новосибирска. Сейчас это завод имени В. Чкалова.

Пользуясь картой Коченевского района, фотографиями и документам о дислокации части, удалось выяснить, что «с 8 января 1942 года 20 запасной авиационный полк базируется на ПП Кремлевка (18 км с.-в. ст. Коченево)». Эта информация позволила определить место расположения аэродрома. Однако, озеро, которое находилось рядом с аэропортом практически исчезло, высохло, осталась только малая его часть.
Из инструкций по полетам на аэродроме Кремлевский следует, что «аэродром лагеря «Кремлевский» имеет размеры 1000х1300 метров… Входные ворота аэродрома – населенный пункт Троицкий вдоль дороги на населенный пункт Кремлевский. Выходные ворота на северо-восток п. Кремлевский, где дорога Кремлевский–Крохалевское». Подтверждением того, что лагерь находился рядом с селом Кремлевка является и следующая запись: «с северо-восточной стороны аэродрома находится возвышенность высотой 5-8 м, с юго-восточной стороны примыкает населенный пункт – Кремлевский, остальные подходы открыты».

Из документов так же можно узнать, что все учебные полеты совершались в радиусе 3 километров западнее, северо-западнее, северо-восточнее и южнее аэродрома, а полигон для воздушных стрельб по наземным целям находился в 3 км к юго-востоку относительно населенного пункта Чик. Зоной стрельб по конусам (буксируемый самолетом матерчатый рукав, выполненный из тканевого материала, по которому ведут стрельбу как по воздушной мишени; оценку результатов стрельбы производят по количеству пробоин в конусе после посадки самолета-буксировщика) являлось воздушное пространство сел: Вахрушево – Отрубное – Новомихайловский.

Рассматривая фотографии тех времен, можно узнать, чем занимались молодые летчики: это и «разбор полетов эскадрильи», «выпуск стартовки», «подготовка вооружения к воздушным стрельбам», «штурман готовит пилота к полету по маршруту», «ремонт матчасти» и т. д.
По сведениям, которые предоставила в своей статье З.Н. Марущак, согласно отчетов, об итогах боевой подготовки за 1941, 1942, 1943, 1945 (отчет за 1944 год отсутствует) «20-й запасной авиационный полк подготовил и отправил на фронт:
 – 770 летчиков-одиночек, из них 167 летчиков-истребителей;
 – инженерно-технического состава и младших специалистов – 2609 человек;
 – подготовлено и отправлено на фронт 14 маршевых полков (431, 425, 845, 127, 183, 900 (проходил обучение 2 раза), 519, 15, 91, 347, 976, 265, 283).

Кроме того в отчет за 1943 год внесена и такая информация: получено с завода и облетано 358 самолетов, из них погружено на ж/д платформы 295 самолетов.
В 1945 году наряду с выполнением плана боевой подготовки полк выполнял задание Главного Маршала Авиации по перегонке самолетов ЯК–9, для чего было получено и доведено до установленного ресурса 11 самолетов и перегнаны летным составом полка по маршруту Новосибирск – Красноярск – Белая, Улан-Удэ – Чита. Вместе с тем полк выполнял задание Командующего ВВС СибВО по обслуживанию оперативных перелетов при сосредоточении авиации на Дальний Восток.

В 1942 и 1943 годах по объему выполненных задач и качеству боевой подготовки полк занял I место в бригаде и среди запасных полков ВВС КА.
12 марта 1944 года Командующий ВВС СибВО генерал-лейтенант авиации Шелухин П.С. в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 30 ноября 1943 года вручил полку Красное Знамя и грамоту Президиума Верховного Совета Союза ССР».
Вот так скупые строки отчетов и цифр раскрыли цели и задачи, которые стояли перед командованием, летным и техническим составом аэродрома в годы Великой Отечественной войны далеко в Сибири, на нашей Коченевской земле.
Список источников и использованной литературы:
1. Административно – территориальные преобразования Коченевского района. Справочник. Новосибирск, 2004
2. «Сибирские соколы» – сборник очерков, посвященный авиаторам – новосибирцам, Новосибирск, 2011год
3. Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг., М.: Машиностроение, 1988 г. Глава 2 Самолеты периода Великой отечественной войны.
 Сайты сети Интернет:
1. Сайт администрации Коченевского района kochenevo.nso.ru›news/505
2. ru.wikipedia.org
3. http://podvignaroda.mil.ru

Дата публикации: 26 Декабря 2019

Автор: Ольга Сидорова

Отправитель: Ольга Сидорова

Вам нравится? 4 Да / 0 Нет


Изображения

Файлы


Военный аэродром села Кремлевка

  • Комментарии
Загрузка комментариев...