НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Учительский дом в Коураке

        Жить в доме, которому идёт второй век, престижно и ответственно, так считает нынешний хозяин Джиго Фёдор Михайлович. Тем более что Центр охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Министерства РСФСР в 1989 году внёс его в свой реестр как памятник народного зодчества Западной Сибири н.XX в. Эти документы хранятся сегодня в школьном музее. Первоначальный владелец, строитель нам не известен. Однако, можно предположить, по словам старожилов, что это был купеческий дом по своим размерам и тому, что в подвале с левой стороны была лавка. В волостном селе Коурак купцам Вахову и Пяткову принадлежали самые большие дома, а торговые дела шли успешно. «Дом жилой деревянный типа шестистенного стоит в рядовой застройке улицы, ориентирован фасадом на северо-восток. Сруб из венцов сосновых бревен-половинок, а одна поперечная внутренняя стена и наружная северо-западная стена из круглых бревен. Три нижних окладных венца из отесанных с 2-х сторон бревен диаметром до 40 см стоят на булыжниках. Дом монументален по объемному построению, имеющий мощную пластику бревенчатых стен, характерный декор карниза, старинные вереи ворот и их покрытие. Ворота стоят на старых вереях-столбах диаметром в нижней части до 6о см и имеют тесовое двускатное покрытие. В срубе 11 венцов, диаметр половинок в 35 см. Размер сруба в плане - 11,0 х 8,1 м. Крыша вальмовая 4-х скатная с большим выносом карниза, фриз из двух калеванных досок. Карниз имеет резной подзор с рисунком в виде цветка крина с зерном. Кровля тесовая заменена шиферной, старые наличники утрачены и заменены новыми в 1950-е годы. Пристроены новые тесовые дощатые сени. На воротах первоначальные полотна утрачены». (Общая оценка этого дома дана Баландиным С.Н., заслуженным архитектором, в 1989 г. В течение 50 лет он собирал фотодокументы, рисунки, эскизы, графические изображения, мемориальные предметы, фрагменты деревянного зодчества, археологические находки, подлинные авторские проекты, научные труды, статьи нескольких поколений сибирских архитекторов, педагогов, выпускников архитектурной школы Сибири. Собранные материалы в 1995 г. он передал в образованный в 1989 году Новосибирский государственный архитектурный институт. Автор 107 научных публикаций, в том числе 9 монографий, по истории архитектуры Сибири, Новосибирской области и Новосибирска).
       Но дом жив, пока у него есть хозяин. У этого дома за его вековой период хозяев сменилось много. Но одно их объединяло: почти все были учителя. В годы войны здесь ждала своего мужа с фронта Новопольцева Анна Михайловна, но Александр Степанович Стрелков, первый директор Коуракской средней школы, погиб под г. Тихвином, и было ему всего 28 лет. После войны сюда вселилась большая семья замечательного учителя литературы Парамонова Дмитрия Мамонтовича. Добрейшей души человек, «писатель и лирик в душе» (А.Сергеева). Дом поделили на две половины, с другой стороны стала жить семья Новоселовых, Антон Иванович преподавал математику, Елизавета Михайловна – начальные классы, правда, недолго. Их сменил новый директор школы Бельденинов Рафаил Иннокентьевич. Когда Парамоновы переехали в отдельный дом, их квартиру занял учитель немецкого языка Шкляр Гурий Федотович, он прекрасно знал свой предмет, хорошо играл на струнных инструментах. В 1955 году первым семейным гнёздышком стал дом для супругов Михайловых, вся жизнь которых была связана с Коуракской школой. Имя Алексея Яковлевича Михайлова присвоено школе в 2004 году, он проработал в ней 39 лет, был и директором и завучем, талантливым учителем физики. Человек незаурядных способностей, талантливый организатор любого дела, очень требовательный к себе и окружающим, он жил школой, которая всегда связана с её питомцами, ради них она и существует. А Зоя Михайловна преподавала английский язык, качественные и прочные знания получали ученики на её уроках, 15 учеников стали преподавателями английского языка. Сделала 5 выпусков классного руководства, которые отличались общественной активностью и хорошей учёбой, рядом с ней всегда было ребятам интересно и увлекательно. Соседями Михайловых были Кайгародовы, Лидия Ивановна преподавала историю, вместе с Зоей Михайловной стояла у истоков создания школьного музея. После Михайловых и Кайгародовых в доме поселились семьи Смирновой Валентины Сергеевны, учителя математики, и супругов Климачковых – Галины Алексеевны (русский и литература) и Николая Ивановича (математика). Молодые, энергичные учителя профессионально учили ребятишек «разумному, доброму, вечному» и давали прочные знания по предмету. Как и все деревенские жители, учителя сажали огород, выращивали овощи, разводили сад, огораживали «тыном». «В доме было всё просто, мебели практически не было, самодельный стол, по прозвищу «собакевич», выдал завхоз, вдоль стены на кухне стояла лавка, такая же тянулась вдоль коридора. Парта в виде стола с тумбочкой (для книг) служила письменным столом. Из своей мебели были диван со спинкой и железная кровать («приданое»), гардероб сделали сами, прибив в угол к стене на распорки простыню» (вспоминает Михайлова Зоя Михайловна). Стены были деревянные, гладкие, нештукатуреные, беленые. Завалинки очень высокие. В огромном подвале держали картошку, мешки с зерном и даже цыплят (вспоминает Смирнова В.С.). В русской печи пекли хлеб, готовили пищу, сушили ягоды, грибы, травы, всё как было у деревенских жителей. Но отличалось жильё учительское наличием книг, простотой, опрятностью и уютом. В 1970 году дом подвергся ремонту перед приездом нового директора школы Морозова Ивана Афанасьевича. Фронтовик, коммунист, он стал преподавать историю в старших классах. А его жена Галина Петровна работала учителем русского языка. Её рассказы о блокаде Ленинграда, участницей которой она была, вызывали у детей, зачастую, слёзы сочувствия. Двое взрослых сыновей приезжали к ним из города, а Морозовы воспитывали приемную дочь.
      Дом аккумулировал «учительский дух», помогал жильцам, - здесь отдыхали от работы, набирались сил и вдохновения, продумывали уроки и мероприятия. С ностальгией вспоминает годы работы в школе Доронькин Александр Иванович, он поселился в нашем доме после отъезда Морозовых, работал организатором воспитательной работы, преподавал географию. Однажды он принес в музей старые бумаги, которые обнаружил в подвале дома, которые подтверждают, что в 1930-е годы здесь жил заготовитель.
   Нужно отметить, что тогда, в советской деревне, учителей уважали, ценили и даже почитали. И по мере возможности предоставляли хорошее жильё. В 1960-е годы при директоре Вовк Константине Сергеевиче было построено новое здание школы, мастерская и пять(!) домов для учительских семей. Строили всем миром, помогали родственники, соседи. Активно участвовали в строительстве школы учителя и учащиеся старших классов, с большим энтузиазмом таскали на носилках щебень, месили глину. Все понимали – школа новая нужна, тесновато было в старом здании, ведь в школе Коуракской учились тогда до 700 человек из разных деревень.
    А нынешний хозяин начал свою жизнь в этом доме в 1985 году. Семья Джиго здесь выросла, воспитали двоих сыновей и дочь, все домашние дела делали сообща, дружно. «Редко можно встретить такое отношение к своему жилищу, когда хозяева стараются всячески улучшить свое «гнездышко», уделяют ему много внимания и сил» - такую оценку семье Джиго дала Суворова Галина Николаевна. Хозяйство было большим, работы много. Зоя Николаевна вела уроки русского языка и литературы, проверка тетрадей, подготовка к урокам отнимали много времени, но всегда ей помогали родные, в том числе и «стены». А она в семье была главным лекарем и болельщиком; спортивные соревнования, хоккейные баталии, различные спартакиады, участниками которых были её дети и муж, учитель физкультуры, составляли неотъемлемую часть их семейной жизни всегда. С 2008 года Фёдор Михайлович стал директором школы, забот еще больше прибавилось. Но во многом он сверяет свои поступки и мысли с Михайловым Алексеем Яковлевичем, именно его он считает своим наставником. А лучшие традиции школы старается продолжать, как и заботливое отношение к своему дому, который вместил в себя такую большую и интересную историю. Ведь дома, как архитектурные памятники, позволяют увидеть ушедшую эпоху, украшают ее и очень важны для всех нас. Именно поэтому необходимо бережно к ним относиться, не допускать их разрушения и сноса. Это наша история, наша культура.


Дата публикации: 24 Декабря 2019

Автор: Наталья Якименко


Вам нравится? 0 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...