НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Чтобы не забыть

«Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию»
                                                                                           Л.Н.Толстой
Школа всегда была основой любого поселения, центром просвещения. В ней работали интеллигентные, образованные люди, а учитель был самым уважаемым человеком в селе, носителем сакральных знаний. Сельский учитель – это особый статус, а сам процесс обучения сродни священнодействию, когда он открывает свои знания и видит в детских глазах огоньки интереса, понимания, и в его сердце зажигается огонь радости.
Школа в селе Федосиха появилась 112 лет назад и с тех пор претерпела много изменений: переезжала в другие здания, меняла свой статус, но всегда оставалась живым духовным существом со своим предназначением. «Школа умеет все хорошее. Школа несет только свет»,- писал Ш.Амонашвили. И этот свет несли и несут Учителя!
Для меня слово Учитель означает нечто большее, чем человек, обучающий предмету. Для меня учитель –это мудрый наставник, к которому идут за советом, которому доверяют, который ведет нас в мир знаний и опыта, учит детей чувствовать красоту окружающего мира, красоту человеческой души.
«Я хочу рассказать о нем, чтобы его не забыть», - слова Антуана де- Сент-Экзюпери о герое моего очерка.
В 1970 году в Федосихинскую школу приехал молодой директор (учитель биологии) - Цуканов Павел Григорьевич. Сейчас это имя стало легендой в истории нашей школы.
Родился Павел Григорьевич в 1942 году в деревне Осиновка Карачевского района Брянской области. В семье было трое детей. Отец погиб на войне, мать умерла, детей определили в разные детские дома. В 1959 году Павел окончил Елионскую среднюю школу Стародубского района Брянской области и поступил в Калининградское художественное училище. Юноша мечтал стать художником, а стал педагогом. После службы в Вооруженных Силах Павел переезжает к старшему брату в Новосибирск, где в 1965 году поступает в Новосибирский государственный педагогический институт на естественно – географический факультет.
Получив высшее образование, был направлен в Федосихинскую среднюю школу. Вооружившись идеями Сухомлинского, он успел сделать многое. Школа –это заведение, где должны царить любовь и радость, постоянный одухотворенный труд. Пережив военное лихолетье, испытав тяготы и лишения сиротской жизни, он «сердце отдавал детям».
При помощи общественности, родителей, активном участии школьников появились фруктовый сад и школьный парк, построено новое здание школы, в котором были просторные кабинеты, лаборатории, столовая, открыт пришкольный интернат. Постоянно укреплялась материальная база учебного заведения. В школе устраивали интересные праздники, походы, пионерские костры; открыты - секция бокса и фотокружок, кукольный театр и кружок бального танца и многое другое. Каждый учитель раскрывал себя в какой-то сфере духовной жизни.
Ребята выезжали в театры и музеи города Новосибирска, совершали туристические поездки по стране, активисты школы побывали в «Артеке» и «Орленке».
 Павел Григорьевич был авторитетной личностью и лидером творческого педагогического коллектива, в котором учитель должен был много знать и все отдавать. Учитель не только должен был хорошо знать свой предмет, но и современное состояние преподаваемой науки. Учитель постоянно должен учиться сам. Кредо коллектива – вера в возможности ребенка. Обучение велось на фоне богатой интеллектуальной жизни коллектива и личности (увлекательные проблемы и книги, НОТ школьника, конкурсы эрудитов, семейные библиотеки, школьные спектакли и др.). Важным звеном воспитательной системы была работа с родителями, профессиональная ориентация (выпускникам преподавалось машиноведение - ребята вместе с аттестатом об образовании получали водительские удостоверения тракториста – машиниста 3 класса).
Дети любят того, в чью силу духа они безгранично верят. Учитель вел нас по тропинке удивления, изумления перед истиной – а нам казалось, что открыватели – это мы, а учитель только помощник. Павел Григорьевич учил нас любить все живое и прекрасное, любить свою семью, школу, любить труд и знания, любить Родину. Он был принципиальным и требовательным к детям, но справедливым и великодушным. Он всегда был наполнен чувством огромной ответственности (жертвуя временем, отдыхом, здоровьем) понимая, какими мы, выпускники, станем в 21 веке, какими свершениями порадуем своих близких, как повторим себя в своих детях, на сколько ступенек поднимемся в нравственном развитии…
Павел Григорьевич был яркой звездой на педагогическом небосклоне школы, угаснув в 36 лет .
И пусть не умолкают споры: учитель – это профессия, должность, призвание, а может – состояние души, без которого человек не может жить… Скорее всего, последнее.
 Проходит время, меняются нравы, изменяется парадигма образования. И мы - воспитатели, оптимисты, гуманисты учимся понимать ребенка, уважать его личность, восполняться оптимизмом к нему, верить в него, быть терпеливым; ребенок должен стремиться к развитию, к взрослению, к свободе.
Снова прозвенит звонок. Мы войдем в класс и отправимся с ребятами в далекое путешествие в мир знаний и фантазии, из которого никто не вернется прежним.
                                          


Дата публикации: 21 Декабря 2019

Автор: Елена Почевалова

Отправитель: Елена Почевалова

Вам нравится? 5 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...