НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Горькая судьба

28 августа 1941 г. указом Президиума Верховного Совета СССР "О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья" была ликвидирована Автономная Республика немцев Поволжья и произведена тотальная депортация немцев из АССР. Для этой цели заранее на территорию республики были введены войска НКВД. Немцам было отдано распоряжение в течение 24 часов подготовиться к переселению и с "ограниченным количеством своего имущества" прибыть в пункты сбора. Откуда они были вывезены в отдаленные районы Сибири, Казахстана и Средней Азии. Так в сентябре – октябре 1941 г. было депортировано 446 480 советских немцев (по другим данным 438 280).
Страшная трагедия для людей, оставить все нажитое и, собрав детей, и сколько можно унести одежды и продуктов, покинуть родной дом в неизвестном вам направлении. Но и понятно опасение Советского государства, на которое напала фашистская Германия, иметь несколько сотен тысяч этнических немцев у себя в тылу.
Мне хочется пересказать историю о трагической судьбе семьи Каппен, которую рассказала Юлия Францевна Каппен (Патрушева). Юлия Францевна родилась в 1942 г. в г. Энгельс Саратовской области и все что знает о депортации их семьи, это -  со слов старшего брата Виктора.
Он рассказал, что "переправляли их семью вместе с другими Поволжскими немцами в Сибирь в крытых вагонах, в дороге ее мама тяжело заболела и умерла. Где она похоронена никто не знает. Взяли с собой только необходимое, и немного продуктов, которые быстро закончились в дороге. Кушать давали только в больших городах – носили в ведрах суп. Было много больных, кто умирал, кто рождался – все в вагонах». Умерших выносили из вагонов и хоронили наспех, тут же, недалеко от железной дороги.
Семья Каппен прибыла в Новосибирск, там их пересадили из вагонов на баржу и повезли по реке, высадили на левом берегу Оби, потом 7 километров пешком по Кашланскому бору они добирались до деревни Амба.
Когда семья Каппен прибыла в д. Амбу, жилья для них не нашлось, поэтому они селились в землянках. «Норма хлеба на работающего человека (работал только отец Франц Юльсович) была 600 гр., а на иждивенца 400 гр., и она часто менялась в сторону уменьшения. В глазах от постоянного недоедания было темно. Нечем было накрываться, укрывались соломой, носить было нечего, носили чужие рваные обноски,  есть было нечего, ели мерзлый картофель. Отец, Каппен Франц Юльсович, женился, его женой стала Тархова Евдокия Федоровна, женщина строгая, но справедливая, у нее был сын Владимир».
Но тогда все жили трудно, например, в Новосибирске высококвалифицированный рабочий 1 категории получал 800 гр., а иждивенец - 400 граммов хлеба. Простой рабочий за станком – 600 гр, а в блокадном Ленинграде рабочий получал 250 гр., а иждивенец - 125 граммов.
«В 1948 г. отца арестовали, как «врага народа». С этого момента семья получила статус «семья врага народа». До этого момента я думала, что мы жили страшно, однако бывает еще хуже. Но Евдокия Федоровна не бросила нас с Виктором. С момента ареста отца все сильно изменилось: отношение окружающих, постоянный надзор со стороны милиции, «участковый приходил каждую неделю и разговаривал с нами так, как будто мы покушались на самого Сталина. В магазине продуктов на талоны не давали (да и сами талоны тоже), поэтому приходилось побираться.
Положение изменилось тогда, когда умер И. В. Сталин, все плакали, а мы радовались, но паспорта получили не сразу, хотя в те времена никому паспорта не выдавались, а только - в 1956 г. Возвратиться на родину могли далеко не все, так как у большинства не было жилья, оно было разрушено фашистами или занято выжившими людьми, практически не оставалось родственников в родных местах, а отец так и не вернулся. Виктор пытался найти хоть какие-то сведения об отце, где он сидел, за что, даже в Москву писал несколько раз, но все безуспешно.
После войны отца не реабилитировали, но у детей статус поменялся – сняли позорное клеймо «дети врага народа» и жить стало полегче: продукты в магазинах стали продавать по талонам, выехать из деревни было можно, перестал приходить участковый". 
Юлия Францевна, как только появилась возможность, уехала из деревни Амба, но не далеко – в д. Скала Колыванского района Новосибирской области. Там она вышла замуж, родились дети. Она прожила долгую и очень сложную жизнь, работала. За добросовестный труд получила несколько Почетных грамот.
Судьба не была благосклонна к Юлии Францевне, ей пришлось пережить смерть двух дочерей и мужа. В 1996 г. Юлия Францевна переехала в поселок Приобский, в котором живет до сих пор.
На основании ст.16 Российской Федерации от 18 октября 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированы все те, кто был депортирован в годы Великой Отечественной войны. В 2011 г. в г. Энгельс Саратовской области поставлен памятник жертвам политических репрессий и депортации


Дата публикации: 20 Декабря 2019

Автор: Наталья Антонова

Отправитель: Наталья Антонова

Вам нравится? 1 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...