НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Они не вернулись из боя

В нашем селе накоплен большой материал в музее «Наследие», которым руководит Ганихина Л.П., и каждый желающий имеет возможность с ним ознакомиться. Но ты можешь и самостоятельно осуществить поиск. 
Ресурсы ОБД «Мемориал» - это уникальная возможность собрать материал об участниках Великой Отечественной войны, заглянуть сквозь глубину времени, приблизить эти события, представить, что же тогда происходило, что довелось испытать солдатам той далёкой войны. На страницах этого уникального сайта можно познакомиться с огромным количеством документов: донесения боевых частей о безвозвратных потерях, другие архивные документы, уточняющие потери (похоронки, документы госпиталей и медсанбатов, трофейные карточки советских военнопленных и т.д.), а также паспорта захоронений советских солдат и офицеров. Это колоссальное эмоциональное потрясение! Мы собирали и анализировали информацию о наших земляках, погибших в Великой Отечественной войне, в течение 2-лет.
О некоторых воинах имеется очень мало сведений: имя, год рождения, место призыва и страшная фраза: погиб, пропал без вести. 
 Известно, что в Великую Отечественную войну погибло более 130 наших земляков из Кулынды, Заячьего, Царицына, и понятно, что эта цифра неточная и никто уже не даст ответ на вопрос, сколько же людей на самом деле погибло.
  Пробегаешь глазами колонку, в которой сведения о судьбе воинов, и сразу бросается в глаза, как часто повторяется фраза – «пропал без вести»! Действительно, более 60 человек числятся как пропавшие без вести. Каждый второй! А сколько среди них 18-20-летних! И почему большая часть пропавших без вести приходится на трагические 1941 и 1942 годы? 
 В 1941 году пропало без вести по нашим подсчётам 16-20 человек. Сразу приходит мысль: ведь это неполный год - в 41 было всего 6 военных месяцев! Широко известны цифры статистики: из всех призванных в 41 году выжило только 3%. Три человека из 100! А основная тяжесть войны легла на пехоту: именно на неё в годы войны приходится 86,6% от общих потерь всех родов войск. 
 В сведениях о гибели бойцов в 1942 часто повторяются географические названия: деревни Пехово, Пертечно, Кипино Чудовского района, Демянск, Старая Русса, Яблонево Новгородской области, Колпино, Всеволожск Ленинградской области. Найдя нужную информацию, узнаём, что в 1942 году эти деревни, посёлки, городки Новгородчины были важными стратегическими точками на картах Волховского и Северо-Западного фронтов. Из различных источников можно легко узнать, что в этот период на этом участке фронта проводились наступательные операции по деблокированию Ленинграда. О жизни блокадного Ленинграда, о его героической борьбе мы знаем много, а вот о тех, кто пытался спасти город, молодёжь, я думаю, известно меньше.
 Номер стрелковой дивизии, как и место гибели воина, расскажут о многом. Информация о дивизиях сибирского формирования, сражавшихся под Ленинградом, тоже широко представлена на различных сайтах. Выяснила, что на Волховском фронте воевали 41 отдельная стрелковая бригада (формировалась в Татарске – в 60 км от нашего села) – в составе 1 ударной армии, 377 (Чебаркуль -Уральская) - в составе 2 ударной, затем 59-ой, 366 стрелковая дивизия (Томская), 376 (Кузбасская), 372 (Алтайская), 374, 378, 382, 388 (Красноярские), входящие в состав 59 армии.
 В декабре 1941 года Ставкой была разработана операция по полному разгрому немецко-фашистских войск под Ленинградом. Для выполнения задачи 17 декабря был образован Волховский фронт. Волховскому фронту предстояло силами 2-й ударной, 59-й и 4-й армий вместе с 54-й армией Ленинградского фронта перейти в наступление на Любанском и Мгинско-Синявинском направлении, уничтожить Мгинскую группировку противника и тем самым прорвать блокаду Ленинграда, а ударом в южном направлении освободить Новгород. Северо-Западный фронт также переходил в наступление.
 По различным источникам можно проследить боевой путь дивизий, полков, в которых служили наши земляки. 1252 стрелковый полк 376-й Кузбасской стрелковой дивизии сразу же после прибытия получил боевое крещение: 30 декабря 1941 года прямо с марша, без отдыха,вступил в бой, нанося удар в направлении Водосье - Пехово - Пертечно. Без поддержки авиации и артиллерии дивизия была брошена на штурм высокого, укрепленного немцами берега реки Волхов с задачей захватить город Чудов (это севернее Новгорода). Под шквальным пулемётным и миномётным огнем фашистов воины-сибиряки устремились в атаку. Город открывал путь к южным окраинам находящегося в блокаде Ленинграда. Полкам предстояло лобовой атакой взять деревни Пехово и Пертечно. Форсировали Волхов, взяли посёлок Пехово Чудовского района. В первые морозные январские дни погиб под Пехово наш земляк, житель Новой Кулынды, Белов Николай Григорьевич, боец 1252 стрелкового полка 376 стрелковой дивизии. Ему было 29 лет.
Данные, которые приводятся далее, объясняют, почему так много потерь: «376 дивизия к тому времени была обеспечена полностью лишь винтовками, ручных пулеметов имелось лишь 8,3% из положенного, станковых пулеметов 4,6%, не было минометов, автоматов, средств связи. В условиях снежной зимы, сорокаградусного мороза личный состав не имел зимнего обмундирования». Несмотря на все трудности, наши земляки героически сражались против противника, вооружённого до зубов. Имеются данные, что в 1252 стрелковом полку 376 дивизии к 7 января, когда фронт перешёл в наступление, осталось около 100 бойцов и пять человек политсостава. Неудивительно, что среди погибших был наш земляк. Чудово взять так и не удалось.
 Наш земляк Дубикин Кирилл Семёнович в зимние месяцы 1942 года сражался в 366 стрелковой дивизии 1218 стрелковом полку 2 ударной армии, кстати в этой дивизии служили и другие уроженцы нашего района. Оказывается, 2-я ударная армия к началу наступления являлась таковой только по названию, а по численности равнялась стрелковому корпусу. 7 января, не дожидаясь сосредоточения всех частей, Волховский фронт перешел в наступление. Ставя перед войсками фронта такую решительную цель, как разгром 18-й немецкой армии и освобождение Ленинграда от блокады, Ставка не обеспечила фронт ни необходимыми силами, ни материальными средствами для успешного проведения такой крупной наступательной операции. И в 59 армии, как и во 2-ой, оставалось немногим больше половины соединений. Остальные соединения, армейская артиллерия и некоторые части усиления еще следовали в железнодорожных эшелонах. Читаю: «Тыл фронта не создал систему баз с запасами материальных средств, боеприпасов, средств связи, не развернул медицинские учреждения, не сформировал дорожно-эксплуатационную и дорожно-строительную службы. Фронтовой и армейские тылы не были обеспечены в нужном количестве ни автотранспортом, ни гужевым транспортом».
 В воспоминаниях участников тех событий, кому посчастливилось выжить, разворачивается страшная картина: глубокий снег, мороз до -40˚С, наши воины, не имевшие ни лыж, ни белых халатов, передвигаются ползком, зарываясь в снег. Атаки наших войск отбрасываются ураганным огнем противника, подавить который артиллерия была не в силах. Но всё же за 10 дней боев бойцы 366 дивизии героически прошли 6 км, взломали первую линию обороны противника и 24 января вышли ко второй линии, расположенной вдоль шоссе и железной дороги Новгород — Чудово. В ночь на 25 января у деревни Мясной Бор была прорвана вторая линия немецкой обороны. Бойцы 366 и 376 (Кузбасской) стрелковых дивизии вторглись в тыл противника.
 Когда читаешь, в какой обстановке находились люди, то кажется, что это за пределами человеческих возможностей. 40-градусные морозы измотали людей, разводить костры запрещалось по условиям маскировки, усталые бойцы падали в снег и замерзали. Артиллерия не поспевала за боевыми порядками пехоты, не хватало боеприпасов, продовольствия. В этих нечеловеческих условиях бойцы, обмороженные, истощённые, совершали чудеса героизма, стойкости. За этими страшными событиями встаёт чудовищный лик войны.
 В такой вот обстановке воевал и погиб 27 января у деревни Пертечно Чудовского района Дубикин Кирилл Семёнович. Но боевых товарищей-героев, кто остался жив в те январские зимние дни 42 года, впереди ждали ещё более страшные испытания. Судьба 366 дивизии оказалась такой же трагичной, как и судьба всей 2 ударной армии, которой героическими усилиями удалось пробить брешь в обороне противника шириной 3-4 км. В место прорыва, в тыл врага, наряду с другими соединениями 2-й ударной армии, была введена 366-я стрелковая дивизия, которая за проявленный героизм была переименована в 19 гвардейскую. Враг стремился закрыть горловину прорыва и, стянув свежие силы, 19 марта перекрыл дорогу у Мясного Бора. Соединения 2 армии оказались в котле. Доставка продовольствия и боеприпасов совсем прекратилась, ранняя весна 1942 года надёжнее, чем немецкие дивизии, закрыла 2-ю ударную в болотах, и к концу апреля ее судьба определилась бесповоротно.
Существуют такие данные: «Из соединений 2-й ударной армии оказались в окружении 40 157 человек в строю (по состоянию на 1 июня 1942 года) и ещё около 12 000 раненых (по состоянию на 25 июня 1942 года). Из окружения за весь период вышли по разным оценкам от 13 до 16 тысяч воинов, остальные попали в плен или были убиты (по немецким данным, в плен взято около 30 000 человек, по докладу Особого отдела Волховского фронта, судьба 27 139 человек осталась неизвестной)». Трагедия 2 ударной у Мясного Бора долгое время замалчивалась официальными историками. Это чудовищная несправедливость: бойцы героическими усилиями прорвали оборону противника, в таких страшных условиях воевали на пределе, даже за пределами, человеческих возможностей, до конца выполняли свой долг перед Родиной, и они не заслужили такого отношения. Время расставило всё по своим местам: эти страницы войны сейчас переосмыслены. Воины 2-й ударной для нас сейчас – настоящие герои, а события в Мясном Бору - история отчаянного героизма, верности долгу и массового самопожертвования, которые так и не были оценены Родиной. Эта трагедия в Мясном Бору потрясла …нет слов, чтобы выразить чувства. Какой страшной ценой досталась нам Великая Победа!
 Почему так подробно пишем об этих событиях? Чтобы понять, почему так много пропавших без вести наших земляков в эти трагические месяцы 1942 г. Могли ли быть наши земляки в котле у Мясного Бора? Ведь в окружение попали подразделения 382, 378, 376, 366 (с марта 19 гвардейская) сибирских дивизий. Трудно ответить на этот вопрос. В те далёкие сороковые всё, что связано с трагедией 2 ударной, было белым пятном в нашей истории. Об этих солдатах сообщали: пропал без вести. Из воспоминаний ветерана, прошедшего все круги ада в Мясном Бору: «В одном месте, где погибли у Мясного Бора, читаю высеченные на гранитной стеле несколько десятков фамилий в два столбика и под ними строку: «И еще 1336 неизвестных». Страшное соотношение, заставляющее содрогнуться». Страшное соотношение заставит содрогнуться каждого: несколько десятков известных и 1336 неизвестных!
 Не менее трагические события происходили в это время на Северо-Западном фронте. В каких боевых операциях довелось участвовать воинам-землякам в это же время на Северо-Западном фронте?
Вот о чём говорят страницы истории. В январе-феврале 1942 года советские войска на Северо-Западном фронте южнее Новгорода также перешли в наступление и окружили крупную группировку немецких войск - семь дивизий 16-й немецкой армии (так называемый «демянский котёл»). Сибирские дивизии, сражавшиеся на этом участке фронта: 370 стрелковая дивизия (Томского формировании) в составе 34, затем 11 армии, 133, 282 стрелковые дивизии (из Новосибирска), 384 (Ишимская), 364 (Омского формирования) в составе 11 армии, 235 сибирская стрелковая дивизия (из Новосибирска) в составе 53 армии, 380 (Алтайская) в составе 1 армии. 23 апреля противник разорвал кольцо окружения, образовав так называемый рамушевский (по названию села Рамушево) коридор шириной к концу апреля 6–8 км. Демянский котёл вошёл в историю Великой Отечественной как первое окружение значительной группировки немецких войск. Но бои под Старой Руссой и Демянском растянулись на целый год и сопровождались большими потерями. В основном это были бои местного значения: линия фронта почти не двигалась, однако именно в этих изматывающих, кровопролитных боях «местного значения» решалась судьба больших сражений и наступлений.
 Именно здесь, в этих боях, в конце 1941 г. и в течение всего 42 полегло много наших земляков – ленинградская, новгородская земля стала последним приютом для наших воинов. В деревне Зырянке Парфинского района похоронен житель Царицына Черкасов Григорий Никитич. В этом же районе, у деревни Горбы, в бою был убит другой наш земляк – двадцатичетырёхлетний Верхоланцев Иван Николаевич. А его брат Верхоланцев Ефим Николаевич пропал без вести 19 августа 1942 г. в районе болота «Сучан» Старорусского района. Сучанское болото считается непроходимым. Лесистый рельеф, зыбкие торфяные берега - здесь тонули люди, машины, орудия. О боях в Сучанских болотах много написано. Сколько неизвестных героев навсегда осталось в этих гиблых местах!
 Передо мной документ - список военнослужащих, умерших в эвакогоспитале №3824 от ран и болезней. В списке 5 человек, один из них - наш земляк Волохин И. И. с ранением левого голеностопного сустава. У всех ранения, после которых можно было успешно вылечиться, – голени, кисти руки, предплечья. Причина смерти одна – газовая инфекция, сепсис. Это о многом говорит: в тех нечеловеческих условиях часто не было возможности вовремя оказать помощь раненым бойцам.
 Бойцы 1272 стрелкового полка 384 стрелковой дивизии Волохин Варлаам Иванович и Желяев Поликарп Андреевич в одно время в марте-феврале 42-го погибли в Старорусском районе. Поликарп Андреевич пропал без вести. Оказывается, 384 сибирская дивизия потеряла в боях под Старой Руссой 80% своего личного состава. Большая часть погибших сибиряков этой дивизии числятся пропавшими без вести. В 384 дивизии воевало много чистоозёрцев.
 Известны места гибели многих наших воинов, сложивших голову при освобождении Ленинграда только в 42 году. Вот их имена: Белов Н. Г., Верхоланцев И. Н., Волохин В. И., Волохин Н. И., Дубикин К. С., Заикин Ф. Ф.,Я Иванов Н. П., Косихин Н. Г., Луньков Т. Н., Мацнов И. П., Михеев И. Н., Нечкасов А. Т., Николаев Л. П., Панин В. Н., Тельцов М. С., Тельцов М. С., Усольцев П. К. Светлая им память!
 И ещё горькие цифры. Большая часть невернувшихся числится как неизвестные солдаты: без вести пропали в 1942 году 28-30 человек. Точное число назвать невозможно. Это Болдырев В. П., Боровской Ф. Д., Верхоланцев Д. А., Верещагин И. Д., Еремеев, Желяев П. А., Иванов И. Н., Иванов Л. С., Иванов И. С., Ковалёв М. Е., Косихин Н. Г., Кучиков Н. Е, Лукин И. В., Носков И. Л.,Насур С. Ф., Панин Н. Н., ПинигинА. И., ПогорельцевИ. С., Романов М. П., Радецкий М. Е., Савичев П. Ф., СильнягинИ. С., Соколов В. А., Сычугов П. А., ТарадановА. С., Тельцов А. Н., Чубко И. А., Шкурин А. В. То есть пропавших без вести больше, чем погибших при известных обстоятельствах. 
 Такое страшное соотношение погибших и пропавших без вести характерно для трагического 42 года. Конечно, в 1942 году это происходило не только под Ленинградом - наши земляки погибли под Москвой, под Калинином, в Калмыкии, недалеко от Сталинграда, на Украине. Но есть бесспорные данные, что сибирские дивизии 2-3 волны формирования в подавляющем большинстве перебрасывали под Ленинград.
 Обстановка на всех фронтах была одинаковая: война – это не парадное победоносное шествие, не цепь громких подвигов. Известно, что в Ленинградской области в боях по прорыву блокады погибло 2 миллиона человек, в Новгородской области – 800 тыс. человек. И тут дело не в чьих-то просчётах и ошибкахвойна это безумие, это сумасшествие! И нельзя допустить, чтобы она повторилась снова!
 В нашем селе не осталось уже ни одного ветерана Великой Отечественной. Старейшая жительница села Федосья Никифоровна Васильчугова хорошо помнит те далёкие годы, помнит тех, кто уходил на войну. В беседе она сказала: « Вот сколько живу, сколько лет прошло, а никак не могу понять, никак не укладывается в голове – забрали столько молодых, здоровых, сильных, красивых мужиков, парней и - поубивали…»
 От знакомства с трагическими страницами войны остаётся очень тяжёлое, чувство. Очень горько. Но современным молодым людям это необходимо знать. Нужно знать историю своей Родины. Когда читаешь о событиях Великой Отечественной войны, яснее представляешь  масштаб трагедии, величие подвига нашего народа, понимаешь, какой ценой завоевано наше счастье.
 Каждый воин, прошедший эту страшную войну, даже если он не совершил подвига, герой. Герой только потому, что он был на этой войне. Ведь это благодаря их подвигу, мы живем под ясным мирным небом. Мы обязаны это помнить! Если мы будем помнить свою историю, гордиться ей, то у нас никогда не случится того, что случилось на Украине. И вызывает возмущение то, что сейчас так нагло искажаются, фальсифицируются факты истории, умаляется роль нашего народа в победе над фашизмом. Когда читаешь о минувшей войне, постоянно преследует мысль: люди, пережившие такую трагедию, никогда не допустят новой войны!
 Собранный нами материал позволяет вести исследовательскую работу в различных направлениях. Мы узнали лишь о трагических событиях первой половины 1942 года под Ленинградом. Конечно, что в наших исследованиях много неточностей, но это не так важно. Главное, что сама работа даёт такое мощное потрясение! Это буквально перепахивает душу, что-то меняет в ней! После такой работы ты становишься совершенно другим человеком, более серьёзным, взрослым. И главное - этот бесценный труд не пропадет бесследно, его будут бережно хранить дети - так никогда не забудутся великие подвиги наших предков - героев.
 В нашем селе не вернулось с войны 126 человек, память о которых бережно сохраняется. Это целый батальон. Наш бессмертный батальон!


Дата публикации: 18 Декабря 2019

Автор: Вера Гаар, Надежда Острожинская


Вам нравится? 6 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...