НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Убинский район и село Кожурла в военные годы

Жители Убинского района внесли достойный вклад в великое дело приближения Дня Победы в Великой Отечественной войне.

«22 июня 1941 года в 12 часов дня на площади села Убинское на митинг собрались люди. Так стало официально известно, что началась война с Германией. Собравшиеся на площади жители выразили свой гнев и негодование. Буквально в этот же день из сел района стали уходить на фронт мужчины. Женщины, дети и пожилые люди оставались в тылу - им предстояло выдержать тяжелейшие испытания непосильным трудом, голодом и холодом»,- так начинается рассказ о военных годах Убинского района в альманахе «Земляки. Тыл – фронту!»

Убинский район образован 25 мая 1925 года. В 1941 году ему было всего 16 лет так же, как и юношам и девушкам, которые уходили на фронт. С наступлением войны жизнь и быт людей нашего района коренным образом изменился, но мужество и героизм наших земляков на фронте и в тылу стали главным источником Победы.

Промышленность Убинского района с наступлением войны не пришла в упадок, по-прежнему работали артели на разных видах производства и для нужд населения, и для фронта. Так, Убинский райпромкомбинат занимался древо- лесозаготовкой, продолжал кирпичное, кожевенное, сапожное, художественное, обозоремонтное, дегтярно, пимокатное, бандарно-щепное, столярное, трикотажное, ткацкое, металлообрабатывательное, пищевкусовое, мыловарное, гончарное производства. Ещё ловили рыбу,занимались  засолкой овощей, торфодобычей, изготовлением сапожного крема, работал кузнечный цех.

Например, артель «Зарево» в феврале 1945 года выработала кожевенной продукции в количестве: обувь новая (кожевенная) – 90 пар, ботинки мужские – 53, школьные – 10, бродни – 14, ремонт обуви – 36; сапоговаляльное производство: валенки – 217, войлок подошвенный 23, варежки и перчатки – 40.

Артель «Наша Родина» на своём швейном производстве для фронта изготовляла полушубки, пальто мужское кожаное, тулупы, шинели, фуфайки, кители, гимнастёрки, рубашки, майки, плащи брезентовые, матроски, телогрейки, тужурки, фуражки, лыжные костюмы, а для населения ещё и дохи, пальто мужское, женское, детское, костюмы мужские и женские, брюки, платья, юбки, бюстгальтеры, наволочки, одеяла, фартуки, трусы.

В это время самыми многочисленными в районе предприятиями были рыбозавод, на котором работало около 140 человек, и раймаслопром - 130 человек, в который входили Убинский, Кундранский, Колмаковский, Борисоглебский маслозаводы. Вместе они производили продукции на 1 млн рублей.

Артель "Зарево", кроме пошивочных и пимокатных цехов, организовала добычу и заготовку торфа. Торф продавали населению, ведь угля тогда ещё не было, он вошел в быт жителей района лишь после войны. Мыловаренный цех райпищекомбината за 6 месяцев выпустил 1700 килограммов мыла, выполнив тем самым полугодовой план на 117 %. Кирилловский сельпромкомбинат полугодовой план 1944 года выполнил на 6270 рублей.

Больших успехов добивались и охотники района. За сезон 1943-1944 годов охотник Иван Терентьевич Токаренко, он же бригадир полеводческой бригады Гандичевского Совета, выполнил план добычи пушнины на 608%. Он сдал 6 волчьих, 30 лисьих шкур и много шкурок мелкого зверя. Ф. И. Пистунов, охотник Убинского Совета, выполнил план на 450%.

В Кожурлинском сельсовете работали пошивочный цех, маслобойня, машинно-тракторная станция (МТС), сельпромкомбинат. На территории сельсовета было расположено 4 колхоза: «Заветы Ильича», «3 решающий съезд пятилетки», «18 партсъезд». «Боевской».

В основном на территории Кожурлинского сельсовета преобладало производство сельскохозяйственной продукции, было развито молочное животноводство. Содержали немного овец, свиней, лошадей. Производили масло и сдавали на заготовительные пункты согласно нормам военного времени. Колхозники сдавали сушеные овощи, картофель.

Существовала норма сдачи продукции для фронта, которая с каждым военным годом увеличивалась. Значительная часть сельхозработ производилась на быках, т.к. значительная часть лошадей была отдана в армию. На колёсные тракторы сели женщины (Хмелькова Анна Захаровна, Пустовалова Евгения, Батрученко М). В колхозе «Заветы Ильича» работало только два трактора. Эти сведения записаны учащимися Кожурлинской школы из рассказа Бондаренко И. (1948г). В эти тяжелые для всех годы в районе выращивали пшеницу, ячмень, овес, гречиху. В кожурлинских колхозах ещё сеяли просо, горох, подсолнечник.

Посевная площадь в 1941 году составляла 20817,69 гектаров. За годы войны посевные площади сократились в половину из-за невозможности хорошо обрабатывать землю. Посевные площади к 1945 году составляли 10000 га. И только к 1954 году пахотные земли увеличились до 21233 га.

В годы войны работала Кожурлинская МТС, которая обслуживала 7 колхозов, в нём было до войны 14 машинно-тракторных бригад, но в военные годы количество бригад сократилось. Колхозы обслуживаемые МТС: Ново-Карапузовский, Александроневский, Второй Николаевский, Колмаковский, «Заветы Ильича», «3 решающий съезд пятилетки», колхоз им. Сталина в Борисоглебке.

Было два ветеринарных пункта, один машинно-мелиоративный отряд. В 1942-1944 гг. участие трудоспособного населения в работе колхозов было практически стопроцентным. Несмотря на это, колхозы на протяжении войны испытывали недостаток в рабочей силе. Мужчин не хватало. По Кожурлинскому сельскому совету зарегистрировано населения на февраль 1944 года – 3204 человека, а февраль 1945 года 3000 человек, из них в колхозах и совхозах состояло 2413 человек, включая детей колхозников – 615 мальчиков от 0 до 18 лет и девочек от 0 до 18 лет - 652. По подсчётам видно, что трудоспособного взрослого населения меньше 50 % (всего 1146 человек).

Единоличных хозяйств практически не было, зарегистрировано только два. Рабочих и служащих на железной дороге, МТС, школе, артелях и других работах – 587 человек вместе с детьми. С каждым годом фронту требовалось всё больше продукции, и мы видим, что работать приходилось детям. Даже ученики школ (5 начальных, одна неполная средняя – семилетка, и школа рабочей молодёжи, по данным Кожурлинского сельсовета февраль 1944г.) работали на пришкольном участке, выделенной для каждой школы, собирали металлолом, помогали колхозу, а также помогали родителям на собственных участках.

Школы района оказали большую помощь колхозам и совхозам в проведении хозяйственно-политических компаний за летний период 1943 г, учащимися и учителями заработано 21134 трудодня и 14532 рубля денег, которые были отправлены на фронт. Собрано металлолома 16721 кг. Указано на недостаточную работу руководителей школ, учителей и родителей из-за отсутствия одежды и обуви у школьников, которые вынуждены пропускать занятия.

Зимой 1941 года было принято решение о ремонте здания единственной в районном центре средней школы, чтобы разместить в ней госпиталь для раненых солдат. Прибыли военные врачи, медперсонал, госпиталь начал принимать раненых. Под школу отдали другие помещения. В тот год в районе работали: 1 детский сад на 25 мест, 56 школ, 43 из которых - начальные, 11 - неполные средние, 2 - средние. Количество учащихся составляло 5373, учителей - 230 человек.

Наступил 1942 год. Район выделяет из колхозов лошадей для создания гужевого транспорта в городе Новосибирске. В это время в Убинском районе насчитывается 55 колхозов, 23353 головы крупного рогатого скота, 2276 свиней, 23687 овец, 6074 коз и 8312 лошадей. 25 июня 1942 года выпускники Убинской средней школы в полном составе ушли на фронт, пополняя ряды Сибирской добровольческой дивизии. Вместе с ними взяли оружие в руки и преподаватели Федор Марьин, Степан Дюмин, Иван Джулай.

С 1941 года по 1943 год прибыло в район эвакуированного населения - 1753 человека, из них: ленинградцев - 156 человек, семей военнослужащих - 217 человек и детей до 14 лет - 323 человека. Общее количество трудоспособных 235 человек. Из них трудоустроено 209 человек. Для эвакуированных был создан фонд из 25 тонн картофеля и 15 тонн капусты и других продуктов: масло, мука, крупа, сахар, мыло. Все семьи эвакуированного населения были размещены в колхозах и совхозах района.

В Кожурлинский сельсовет прибыло по состоянию на 25 июня 1943 года 202 человека, из них ленинградцев – 55, военнослужащих рядового состава – 12 семей, начальствующего состава – 4 семьи, детей до 14 лет – 42. Общее количество трудоспособных – 40, из них трудоустроены в госучреждениях – 5, предприятиях – 6, в сельском хозяйстве – 19. Фонд состоял из 32 ц. картофеля, капусты – 35 центнеров, промышленных товаров: обуви кожаной и валенки – 21 пара, одежды -15 пред., предметов первой необходимости: тазов, вёдер – 15 шт. В 1942 году эвакуированные имели посева 1, 59, а в 1943 году -3,20. Заработано эвакуированными 53.00 в 1942 году трудодней, выдано на трудодни хлебом 27 кг, деньгами 79 рублей.

8 сентября 1941 года вышло постановление о порядке сбора и отправки посылок для бойцов Красной армии и военно-морского флота, поступающих от организаций и отдельных граждан. «Люди собирали рубашки, носки, рукавицы, простыни, одеяла, пимы, деньги и многое другое жизненно необходимое тем, кто сражался за Родину»,- вспоминала моя бабушка. - А я вязала носки, рукавицы, кисеты, писала письма бойцам».

Самыми трудными оказались для жителей Убинского района 1943 и 1944 годы. Села района сильно обеднели, наступал голод, но не только это было самым трудным. Чаще стали приходить похоронки, но люди продолжали делать все возможное и невозможное, чтобы помочь фронту. Свою лепту наравне со взрослыми старались внести и дети.

Так, в 1943 году в Крещенском рыбоприемном пункте была организована бригада из 7 учеников, которая ловила рыбу крючками. Администрация выделила бригаде 2 лодки. Ребята выбрали старшего - бригадира Николая Жданова. "Наши отцы громят врагов, а мы поможем им пойманной нами рыбой", - говорили ребята. Колхозники не жалели сил, для того чтобы убрать обильный урожай хлебов.

Подросток 14 лет Анатолий Алещенко жаткой скашивал 5-6 гектаров урожая в день. В 1945 году райисполком специально обсуждал вопрос о выполнении Закона о демобилизации старших возрастов действующей армии. Исполком принял развернутое решение, в котором обязал торгующие организации обеспечить прибывающих фронтовиков хорошим питанием и произвести для них продажу товаров первой необходимости.

Сельский совет оказывал помощь семьям военнослужащих и инвалидам войны. Только 10 дней проводимого месячника собрал: картофеля 58 цент, овощей 26 цент, молока 29 цент, шерсти 14 кг, овчин 61 шт., пимов 8 пар, шуб 14 шт., холста 28 метров, полотенец 11 шт. и наличными деньгами 8150 руб.

Численность Убинского района в 1944 году составляла 25686 человек. На 1 января 1945 года - 32258 человек. Из них мужчин от 18 до 24 лет - 366, от 25 до 49 лет - 1087 . Женщин всего 16394, от 18 до 24 лет - 1624, от 25 до 49 лет - 4856. Из Убинского района защищать Родину ушли 7750 человек, из них вернулись домой лишь 4130 человек, погибли в боях - 1409 человек, скончались от ран - 382 человек, пропали без вести - 1815 человек, погибли в концлагерях и замучены в плену - 16 человек.

От Кожурлинского сельсовета ушло на фронт 560 человек (по данным, собранным Кожурлинской сельской библиотекой). 400 человек погибли на фронтах войны, их имена высечены на плитах сельского памятника погибшим во время войны). 160 человек вернулись домой.

К 2015 году в живых осталось только двое: Хмелькова Мария Ефимовна, Белозерцев Федор Филиппович (проработал директором Кожурлинской средней школы около 25 лет с 1954 года). Статус средней школа приобрела в 1951 году.

 Моя семья тоже приняла участие в Великой Отечественной войне. Моя бабушка Акулинич Елизавета Антоновна не видела своего отца Егорова Анатолия, так как его забрали на фронт, и её воспитывала старшая сестра Евдокия. Мой прадед Дьяченко Аникей Павлович участвовал в Великой Отечественной войне – погиб. Три брата прабабушки также ушли на фронт, только один вернулся живым.

Воевали убинцы достойно, проявляя сибирский характер, мужество и героизм. Отличились земляки в боях за Москву, Сталинград, при форсировании Днепра, принимали участие в освобождении от фашизма Европы. Четырём уроженцам убинской земли за подвиги, проявленные в борьбе с немецкими оккупантами, присвоено высочайшее звание - Герой Советского Союза: Писарев Георгий Иванович, Константинов Лаврентий Сергеевич, Евстигнеев Иван Степанович, Андреев Алексей Дмитриевич. Все ждали победы: и воины, и труженики тыла - и верили в неё, ведь это была общая победа одна на всех, все внесли свой вклад к приближению победы.
Дата публикации: 07 Февраля 2017

Отправитель: Елена Дьяченко

Вам нравится? 7 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...