НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Военное детство в воспоминаниях Анны Болдыревой

Великая Отечественная война оставила чёрный большой отпечаток в истории нашей страны и памяти наших отцов. Победа  далась не легко: одни заплатили за войну кровью, другие – потом, работая в тяжелейших условиях. Встречаться с ветеранами, пережившими войну, всегда очень интересно, и тем важнее для нас не просто послушать их рассказы, а записать их, как важные свидетельства людей, живших в военное время.

Моя собеседница - ветеран труда, труженица тыла, а сейчас и ветеран Великой Отечественной войны Анна Даниловна Болдарева. Сейчас Анне Даниловне уже 88 лет, но она очень хорошо помнит военное время. Со слезами на глазах вспоминает эта милая женщина военные годы, в начале войны тогда ей было всего 14 лет. Её семья состояла из одних женщин: ещё перед войной в 1938 году умер отец, мать уже пенсионеркой, и были две сестры, младшая и старшая. В село прискакал нарочный с вестью о начале войны, ведь телефона в селе ещё не было. Тут же наскоро забрали мужчин: ушёл воевать двоюродный брат и муж старшей сестры.

Дома быстро опустели, в деревне остались женщины, дети, старики и молодые парни до 18 лет, но и те с приходом их возраста тоже уходили на фронт. В начале войны Анна Даниловна училась в 6 классе. «Школы не закрыли, и мы продолжали учиться», - вспоминает моя собеседница. Но после школы сразу же домой помогать матери по хозяйству.

Школьные годы 1941 и 1942 тоже были не из лёгких, в классах было холодно (в те годы морозы стояли постоянно около 30 градусов), одежды хорошей не было. Мать связала чулки из овечьей шерсти, толстые, со временем они скатались и стали как валенки, только очень высокие. В школу в 7 класс приходилось ходить в другую деревню за несколько километров, и однажды зимой на дороге встретили стаю волков, со всех ног помчались назад в деревню.

Летом помогали колхозу на покосе, работали на собственных огородах: выращивали картофель, капусту, свёклу, часть выращенного урожая сдавали государству согласно нормативам, а если сверх нормы, то государство платило деньги.   1943 год – моей собеседнице уже 16 лет. После окончания семилетки идёт работать в колхоз. Приходилось очень тяжело, сил ещё не было, а работу приходилось выполнять тяжёлую, с которой не всегда мужчины справлялись. За трудодни платили мало, одевались в то, что было, в основном, что досталось от старшей сестры и матери. Получали небольшой продуктовый паёк.

Анна Даниловна говорит, что круглый год целыми днями проводила в колхозе: в поле, на току, на покосе - не всегда ночевала дома, особенно летом. Весной и летом работали в поле, всем селом выезжали, строили "скороспелые" бараки (жерди втыкали в землю, на крышу кидали ветки, засыпали сеном или соломой и спали все вместе на земле). В деревню самовольно уходить было нельзя, за это наказывали. "Жили по солнцу: встало – мы встаём, завтрак только в 9 часов, а мы уже 4 часа отработали. Обед в три, а спать ложились затемно, молодые были, хотелось и повеселиться, и погулять. Обедали все с общего котла, готовила женщина, которая приезжала из деревни.

Но работали дружно, никогда не ссорились, заступались друг за друга, помогали". Весной обрабатывать землю было очень тяжело. Трактор пахал землю, а на быках боронили. Быка вести в поводу доверяли самому младшему, иногда этому мальчонке было около 10 лет, а работа нелегкая. За бороной следили две девушки. На лошадях работали уже парнишки по 15 лет. За выполненной работой всегда следили, приезжал «полномочный».

За работу начислялись трудодни. Летом покос, осенью уборка урожая. Каждый должен выполнить свою норму - 40 копен (40ц). Раз случилось так, что приказали ей работать за другую девчушку, нужно было выполнить всю работу за упущенные трудодни. Позвали работать учётчицей, но и хозяйственные работы оставались за ней. Особенно тяжёлые и страшные, по словам Анны Даниловны, зимние месяцы. Необходимо было вывозить сено.

Вдвоём, а им по 16-17 лет, запрягали упрямых быков (справиться с ними было очень сложно) и отправлялись в мороз за сеном в поле. Стога заметённые, нужно сначала откидать снег, потом складывать на сани, да потом ещё довезти, не рассыпать по дороге. Не вошёл весь стог - на следующий день его занесло – опять откапывай и сено всё собери до последнего клочка. Анна Даниловна удивляется, что и не болели вовсе. А для дома ещё и за дровами съездить в лес надо – напилить, летом раньше дрова никогда не заготавливали. «Беру топор, запрягаю колхозного быка, по договорённости, - и в лес», - так с лёгкостью говорит женщина, а в ту пору ещё совсем девчонка. «Меня бы в лес – я бы не справилась», - думаю я. 

Постепенно возвращались раненые односельчане, вот пришёл муж сестры, да вот только без руки. Вернувшиеся солдаты работали по мере возможности, но помощи ребятам было мало. За годы войны в село прибывали эвакуированные, в нашей семье жили курские. «Мы узнавали от них, как они жили, особенно тяжело было слушать ленинградцев», - со вздохом произнесла Анна Даниловна.  «Ещё собирали посылки на фронт, шили кисеты, варежки вязали, - бабушка усмехнулась, - хлеб пекли, на фронт отправляли. Некоторые шубы, валенки». 

Как-то среди нашего разговора Анна Даниловна вспомнила о том, как она вступила в комсомол в 1943 году. «Приехал уполномоченный, привёл плакаты «Чем ты сегодня помог фронту?» - я читаю и думаю, - ну чем я помогла сегодня фронту? - тон голоса возрос. – Ну, привезли сено, какая помощь фронту-то? Ну, сеяли мы, боронили, но фронт-то далеко, и мы ж ему не поможем…, - рассказ прервался на секунду, и продолжила она словно с сожалением. - Всё не доходило до нас, что жили и помогали».

И тут не вправе мы сказать, что она не права. Ведь без них, без поддержки детей не было бы Победы! Детства у детей военного времени не было. Очень хочется Анне Даниловне, чтобы сейчас на земле был мир и покой. Нам она пожелала счастья.За свой труд Анна Даниловна имеет несколько наград: медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», медаль «Ветеран труда», несколько юбилейных медалей. А недавно присвоено звание «Ветеран Отечественной войны».     Глядя на эту женщину, не скажешь, что ей пришлось столько пережить. Только набегавшие время от времени слёзы говорили сами за себя…

Из рассказа я узнала лишь самую малость того, что она пережила, а мне было невыносимо больно и как-то по-особенному щемило сердце. Всю дорогу домой я повторяла: «Не приведи, Господи, пережить такое». Анна Даниловна живёт одной мыслью, чтобы её дети, внуки и правнуки были счастливы и жили в мирное время. А сколько таких же, как Анна Даниловна, малолетних детей, помогало фронту?! Чтобы ответить на свой вопрос, я посетила архивную службу Администрации Убинского района.

По архивным сведениям, во время войны обучалось по кожурлинскому сельсовету, в состав которого входило 4 колхоза и 7 школ, детей в возрасте от 8 до 14 лет – 385 человек (222 мальчика и 163 девочки). Дети подросткового возраста с 14 по 17 лет после семилетки шли работать в колхозы и совхозы. Согласно сводному отчёту председателя исполкома Убинского района по Кожурлинскому сельсовету с 16 по 17 лет (такого же возраста как наша героиня) числилось 293 подростка (124 мальчика и 169 девочек).

В самые трудные годы 1943-1944 г. на заседании 9 сессии районного совета депутатов трудящихся принято решение: "В связи с приближением весенних сельхозработ, обязать заведующего районо организовать во всех НСШ и средних школах во внеурочное время кружки по изучению основ агротехнических сельхозмашин (плуг, сеялка, жатка, сенокосилка), для руководства кружками привлечь бригадиров, председателей колхозов и других специалистов. Обязать заведующего  районо произвести выделение для каждой школы пришкольного участка, согласно установленной нормы. Обязать директора школы провести подготовительную работу к посеву школьных участков, сбору семян.

Также из доклада я узнала, что за летний период 1943 года учащимися и учителями района заработано 21134 трудодня и 14532 рубля. Собрано металлолома 16721 кг. Отмечено также на заседании на недостаточную работу по материальной обеспеченности учащихся – отсутствие одежды и обуви. Анна Даниловна вспоминала, что в 1943 году ученики школ все вышли на сбор колосков, оставшихся после уборки снопов.

Такое решение принял председатель сельсовета А.И. Лютынский: «Возложить полную ответственность на председателей колхозов за полный сбор детей колхозников на сбор колосьев под руководством учителей школы, сельисполкому воздействовать на родителей, задержавших своих детей». Да, тяжёлое было время. Все очень ждали Победы.

«Когда наступила Победа – не поверили, со смехом вспоминает дальше Анна Даниловна: «Весной сеяли под Труновским. Подходят к нам труновские жители и говорят: "Что это вы работаете? Праздник ведь, мы вот не работаем!" "Какой ещё праздник!" – удивились мы. "Как какой, война кончилась!" "Как это кончилась?". Вот бывает же так, ждали, ждали Победу, а пришла - и не поверили. Вот как бывает. Но и после войны легче не стало: вернувшиеся мало чем могли помочь».

Прошло много лет с  первого дня Великой Отечественной войны, и его никто никогда не сможет забыть. Ведь именно благодаря памяти продолжают свято жить в сердце каждого человека горькие героические годы. «Ах, война, война! Болеть нам ею - не переболеть, вспоминать нам её - не перевспоминать», - сказал Виктор Астафьев. Действительно, это так. Память о войне не стирается, не тускнеет с годами. С каждым годом становится все меньше участников страшных событий, и наш долг - сохранить и донести до следующего поколения хотя бы то, что передали нам наши дедушки и бабушки, для которых военные годы были временем их детства.
Дата публикации: 08 Февраля 2017

Отправитель: Наталья Билалова

Вам нравится? 0 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...