История жизни Ояшинской библиотеки
Александра Матвеевна – старейший библиотекарь Мошковской централизованной библиотечной системы. В октябре 1968 года Александра Матвеевна и вся её семья переехали из Усть-Таркского района в посёлок Ояш Мошковского района. По образованию Александра Матвеевна – учитель начальных классов, но по специальности устроиться на работу в Ояше не смогла из-за отсутствия вакансий.
Вспоминает А.М. Тихонова:
- В ночь с 23 на 24 февраля 1969 года в Ояше сгорела библиотека, самая старейшая в районе. Председатель поселкового совета Иван Иванович Лавренко предложил мне должность заведующей библиотекой, я согласилась. Работу надо было начинать на голом месте – ни помещения, ни книг. С чего же я начала? Пошла на радиоузел, где выступила по местному радио с обращением к жителям поселка с просьбой о пожертвовании книг для библиотеки из своих домашних библиотек, а также к читателям, у которых остались на руках библиотечные книги. Но библиотечных книг вернули мало, а проверить, у кого еще остались книги невозможно, так как вся документация сгорела. А что могли принести в то время люди из своих домашних библиотек? Практически ничего! Потому что тогда у обычных людей домашних библиотек не было. Книжные магазины тех времен были бедны. Конечно, книги там были: политическая и сельскохозяйственная литература, но покупать эти книги люди не желали. Чтобы купить хорошую книгу, нужно было сдать определенное количество макулатуры. Но в деревнях и такой возможности не было. Была еще возможность оформить подписку на приложение к журналу «Огонёк» (там выходили полные собрания сочинений русских и зарубежных писателей). Но подпиской распоряжался райком партии. Конечно, люди несли в библиотеку какие-то книги: учебники для комбайнеров, трактористов, художественные книги карманного формата серии «Проза Сибири» и пр.
На первых порах библиотеке выделили даже не помещение, а встроенный шкаф в фойе Дома культуры, в котором хранились швабры, ведра. Летом 1969 года в наше распоряжение был отдан газетный киоск, находившийся рядом с Домом культуры. К этому времени у нас уже были кое-какие книги: люди приносили, что-то покупали сами, получали посылки с книгами из бибколлектора. С киоском был связан курьезный случай, о котором хочется рассказать подробнее. Чтобы люди знали, где находится теперь библиотека, я заказала художнику Дома культуры Александру Курчееву вывеску для библиотеки. Ну, он не поскупился и написал её на огромном щите, который и был водружен над входом. А через какое-то время в Ояш приехали корреспонденты из районной газеты, увидели нашу вывеску, зашли в поссовет (председателем в то время был Иван Иванович Лавренко) и попросили снять эту огромную вывеску с маленькой избушки «на курьих ножках». Иначе они сфотографируют этот парадокс и напишут фельетон в газету. Конечно, вывеску сразу же сняли.
Осенью 1970 года библиотека перебралась на улицу Северо-Базарная, туда, где располагалась в то время и детская библиотека. Был сделан небольшой ремонт (в частности была разобрана русская печь, занимавшая много места).
И вот наступил торжественный момент переезда. Иван Иванович Лавренко выделил лошадь, запряженную в телегу, а на телегу поставили ящик, в котором зимой возили уголь. Сложили книги в этот ящик и поехали. Я веду лошадь под уздцы, а библиотекарь Валя Георгиевская идёт позади, страхует, потому, что телега подпрыгивала (дорога плохая) и книги могут в отверстие между телегой и ящиком, выпрыгнуть. В честь открытия библиотеки Болотнинский отдел культуры (Ояш тогда был Болотнинского района) выделил нам три обыкновенных обеденных стола и большущий старый стеллаж. Вот на этом стеллаже и уместились все книги. Для библиотеки мы получили помещение из двух комнат и прихожей.
Я поехала в Болотнинский промкомбинат, где изготавливали, в том числе и какую-то мебель. Пришла на приём к главному инженеру с просьбой изготовить для библиотеки стеллажи, книжные витрины. Он отказал потому, что им для этого нужно было переставлять все оборудованные станки. Вернулась ни с чем и решила обратиться за помощью в райисполком к Меркулову Георгию Ивановичу. Он позвонил в Промкомбинат и вопрос был решён. Я очень была благодарна Георгию Ивановичу, потому что в то время библиотечной мебели было негде купить.
Когда открыли ЦУМ в Новосибирске, я пришла к администратору, чтобы по перечислению денег, что-то купить для библиотеки, она достала документ, где был перечень организаций, имеющих право на приобретение товаров, так вот библиотек в этом перечне не было. Я и сейчас, когда слушаю радио, смотрю телевизор, где говорят о бюджетниках, то очень редко упоминают библиотеки, а говорят только об образовании и медицине. Но, несмотря на трудности, библиотека, как говорится, восставала из пепла.
Благодаря Меркулову Г.И., мы решили самую большую проблему – приобретение мебели. Кстати, эта мебель служит до сих пор. Болотнинский отдел культуры давал нам больше денег, чем другим библиотекам, на приобретение литературы. Однако приобрести книги в то время было сложно, книг в магазинах попросту не было. Помню как-то приехала в Мошково в книжный магазин и услышала разговор с продавцом, который вела жена руководителя района, у которой был список подписных изданий. Она долго перечисляла продавцу, что она должна получить. Мне так стало горько, потому, что библиотека не имела возможности получать такие книги для своих читателей. Хорошо помогла Новосибирская областная библиотека, в их запасниках я отобрала много книг, а они по почте посылками эти книги переслали нам.
Однажды мне случайно повезло подписаться на БСЭ (большая советская энциклопедия). А дело было так. При мне женщина в Болотнинском книжном магазине отказалась от подписки на БСЭ, и по моей просьбе эту подписку тут же переоформили на нашу библиотеку.
В 1972 году опять был образован Мошковский район, и наша библиотека ещё некоторое время считалась второй районной библиотекой (затем стала именоваться библиотечным филиалом №2), соответственно титулу был и план: количество читателей – 2100. Для выполнения плана нам пришлось организовать во всех учреждениях Ояша пункты выдачи или передвижки. Такие передвижки были организованы на ОЗКИ, на ХПП, в общежитии СПТУ, на кирпичном заводе, льнозаводе, в Детском доме инвалидов, в деревне Вороново. В быткомбинате, школе, нефтебазе, детском саде были открыты пункты выдачи книг, которые мы посещали один раз в месяц.
Через несколько лет на улице Коммунистической было отремонтировано пустовавшее здание (самое дальнее на снимке).
Вопрос о передаче этого здания милиции был поставлен на заседании исполкома, но наш добрый ангел Г.И. Меркулов, выступил с предложением отдать это здание библиотеке (причем, только библиотеке для взрослых читателей). Для нас это было как гром среди ясного неба, никогда ни один из районных руководителей не думал о культуре. Так что можно смело сказать, что Георгий Иванович был по-настоящему государственным человеком. Старейший библиотекарь детской библиотеки, Анфиса Потаповна Бочарова, была очень обижена тем, что новоселье ожидает только взрослую библиотеку. Мне было неудобно оставлять детскую библиотеку в «развалюхе», и я согласилась на совместный переезд, хотя, как я и предполагала, будет очень тесно.
Здание было поделено на две равные по площади части, причем солнечная сторона была отдана детям. Каждой библиотеке досталось по 3 комнаты (просторный зал, маленький читальный зал и крошечное книгохранилище). Отопление было печное, вода в колонке рядом с библиотекой, удобства – на улице.
Встал вопрос обустройства библиотеки. Мебель новая уже была. Но нужны люстры, шторы и т.д. В Ояшинском магазине пусто. Поехала в Новосибирск, в управление культуры. Там меня направили в распоряжение инженера по строительству, который выдавал направления в тот или иной магазин, на базу. Я шла туда, подбирала необходимые товары, выписывала фактуры, Управление культуры оплачивало. Вот только за оплаченными товарами приходилось ездить всем коллективом на электричке, благо, что в то время достаточно денег выделялось на командировочные расходы.
Таким образом, с помощью управления культуры, мы приобрели и люстры, и пылесос, и телевизор, и радиоприемник, и шторы.
Хочется сказать, что без личной инициативы заведующей библиотекой А.М. Тихоновой вряд ли все это было бы сделано. Взять хотя бы один пример: за шторами Александра Матвеевна ездила одна на рейсовом автобусе на базу, расположенную недалеко от поселка Толмачево. Представьте себе битком набитый автобус, в который нужно втиснуться с тяжелым рулоном ткани. Подобных случаев было много, и, тем не менее, Александра Матвеевна ездила, хлопотала, выбивала, привозила.
- В те годы выделялось достаточно средств на подписку на периодические издания. Наша библиотека выписывала все «толстые» журналы («Октябрь», «Нева», «Знамя», «Наш современник» и др.), а также такие журналы как «Огонек», «Крокодил», «Здоровье», «Сельская жизнь», «Работница» и пр. И, конечно, - много газет. Это было большим подспорьем для читателей, так как интересной новой художественной литературы поступало мало. В основном издавалась политическая и сельскохозяйственная литература.
Наша библиотека тесно сотрудничала с Домом культуры. Было интересно работать с профессионалами своего дела, такими как Зинаида Тимофеевна, Николай Никифорович Лычко, Полина Яковлевна Алабугина. Особенно запомнилась Зинаида Тимофеевна, при которой жизнь в клубе просто била ключом. Дом культуры никогда не пустовал: работали всевозможные кружки, в подвале работал биллиардный зал, готовились спектакли. Дом культуры взаимодействовал не только с библиотекой, но и с детской комнатой милиции, паспортным столом, школой, предприятиями Ояша. В Доме культуры чествовали ветеранов Великой Отечественной войны, в торжественной обстановке вручали паспорта юношеству. Люди с удовольствием посещали все клубные мероприятия, мест не хватало, чтобы всех усадить.
Наша библиотека всегда была на хорошем счету. За высокие трудовые показатели библиотеке однажды было вручено областное переходящее знамя, что в те годы считалось высокой наградой.
Хочу рассказать об одной печальной истории из жизни библиотеки. Это произошло в то время (1990 год), когда я уже оформилась на пенсию, но еще работала в библиотеке, готовила себе замену (Кузнецова Марина Васильевна). В это время готовился переезд библиотеки в здание, где раньше была школа, которая к тому времени уже переехала в новое здание. Под руководством директора ЦБС Александра Васильевича Родыгина, который был хозяйственником от бога, сделали капитальный ремонт: заменили отопительную систему, установили печи «Тайга», оборудовали туалет, наклеили обои, покрасили полы, заменили все двери. Активное участие в ремонте принимал весь коллектив библиотеки. Но на беду накануне переезда случился пожар – сгорело дотла деревянное двухэтажное здание поликлиники (на 1-м этаже находилось несколько палат терапевтического отделения стационара).
Первый секретарь райкома партии В.А. Смирнов, недолго думая, распорядился перевести в наше здание больницу. Но руководство больницы решило переехать в бывшую контору РМЗ, а отремонтированное здание разграбили до основания, хотя и Родыгин А.В. и Черемисин В.А., заведующий отделом культуры, ходили на прием к Смирнову, писали в газету: все бесполезно. У библиотеки отобрали помещение, в ремонт которого было вложено 35 000 рублей, по тем временам деньги немалые, здание разграбили, и никто за это не ответил: ни районное, ни поселковое руководство.
Коллектив в библиотеке подобрался дружный. Около 20 лет мы проработали с Татьяной Николаевной Сарычевой, Валентиной Павловной Логиновой, Анфисой Потаповной Бочаровой. Несколько лет у нас работала Наталья Никифоровна Воробьёва, которую впоследствии пригласили работать в районную библиотеку. Часто в нашей библиотеке проходили практику студенты культпросветучилища (теперь колледж культуры). В 1988 году я ушла на пенсию, заведовать библиотекой стала Корягина Галина Петровна, библиотекарем работала Кузнецова Марина Васильевна.
А в 1995 году опять случилась беда - библиотека во второй раз сгорела и опять - при невыясненных обстоятельствах. Заведовала тогда библиотекой Г.П. Корягина, библиотекари – М.В. Кузнецова и О.В. Бочкарева, в детской библиотеке – Л.А. Пашкова (заведующая), И.П. Лемжина – библиотекарь».
Александра Матвеевна уже давно на пенсии, но она частый гость библиотеки. И не только гость, но и активный помощник: при переезде библиотеки на новое место, а оно поменялось с тех пор ещё четыре раза, она помогала упаковывать книги, а затем и расставлять их на стеллажах. Кроме того, при отсутствии кого-либо из библиотекарей, помогала обслуживать читателей на абонементе. Александра Матвеевна много читает и поэтому всегда может посоветовать читателю книгу. Она не забывает библиотеку и сейчас, всегда приходит на мероприятия, посещает занятия клуба.
Дело Александры Матвеевны продолжают её дочь и внучка: Ольга Васильевна, дочь, – руководит Станционно - Ояшинской библиотекой, внучка Ольга работает программистом.
Ольга Хомченко
- Комментарии
Загрузка комментариев...