Бумеранг
Почему так много людей относится к священнослужителям негативно или, скажем мягче, неоднозначно? Этот вопрос возник у меня очень давно, но то ли суета, то ли ещё какая беда не позволяла мне заняться поиском ответа. Однако ещё в школе, увлечённый литературным творчеством, я собрал некоторую подборку, которая смешила, но и смущала меня, потому что к религии в нашей семье относились уважительно. Подборку пословиц и поговорок о попах я хранил втайне от родителей. Вот он, «Глас народа – глас Божий»:Поп смирен духом, да велик брюхом.
Мужик плачет – а поп пляшет.
Поп что клоп – людскую кровь пьёт.
Попу да вору всё впору.
Поп и Богу норовит за чужой счёт угодить.
Попы да черти одной шерсти.
Ряса просит мяса.
Поп втихомолочку нашёл себе богомолочку.
Весы – не попова душа, не обманут.
У всякого попишки свои тёмные делишки.
Очевидно, что негатив тянется ещё из веков далеких, видимо, с тех самых пор, когда в норме были гонения несчастных язычников, разорения капищ и сожжения особо несогласных и нежелающих креститься. Но как оно было на самом деле, теперь один Бог только ведает.
В 1830 году Александр Сергеевич Пушкин, не боясь анафемы, создает «Сказку о попе и работнике его Балде»? В сказке поп очевидно отрицательный персонаж: он жаден, хитер и злобив, в то же время имеет некие коммерческие отношения с нечистой силой, которая платит ему оброк. За что? За то ли, чтобы свободно жить на территории поповского прихода. Но такое предприятие для священнослужителя есть должностное преступление.
Следом за великим поэтом не менее великий прозаик Николай Васильевич Гоголь в сказочном произведении «Вий» собирает всю нечистую силу в церкви. Одним словом, творчество наших классиков не повышало уважительного градуса к священству.
Тремя десятками лет позже появляется поэма Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». В произведении Некрасова этот вопрос «неуважения» к духовенству вообще звучит из уст самого священника, который спрашивает мужиков:
– Теперь посмотрим, братия,
Каков попу почёт?
Задача щекотливая,
Не прогневить бы вас?..
Скажите, православные,
Кого вы называете
Породой жеребячьею?
Чур! отвечать на спрос! –
Крестьяне позамялися.
Молчат – и поп молчит...
– С кем встречи вы боитеся,
Идя путем-дорогою?
Чур! отвечать на спрос! –
Кряхтят, переминаются,
Молчат!
– О ком слагаете
Вы сказки балагурные,
И песни непристойные,
И всякую хулу?..
Мать-попадью степенную,
Попову дочь безвинную,
Семинариста всякого –
Как чествуете вы?
Кому вдогон, как мерину,
Кричите: го-го-го?..
Крестьяне молчат, потому что все претензии батюшки справедливы. Нам теперь удивительно, но сто лет назад была расхожая примета: «Поп на дороге – недобрая встреча». Из приведенных аргументов, очевидно, что «почёта» и уважения в прошлые века народ к духовенству не испытывал. Однако надо признать, что пушкинские, гоголевские и некрасовские строки были написаны в самое благополучное для православной церкви время, в восемнадцатом веке, когда подавляющая часть населения – это крепостные, то есть бесправные и подконтрольные, крещеные православные люди, которые ходят в храмы, постятся и причащаются. Так в чём же дело? Откуда эта неприязнь? В чём природа этого негативного явления? Ведь как говорят: «Даже прыщ на носу – и тот даром не вскочит, но сначала почешется».
Перечисленные сюжеты могут вызывать улыбку и некоторое непонимание - как могло случиться, что главные идеологи царя-батюшки, служители, отвечающие за духовное состояние общества, не пользовались должным уважением ни в народе, ни у классиков русской литературы. Мы не говорим об отдельных священниках, позже причисленных к лику святых, эти единицы и оставались единицами в общей многотысячной массе духовенства. Накануне революции 1917 года в России было 81399 священнослужителей – целая армия, по численности сопоставимая только с партноменклатурой советского времени.
Общепринято, что писатели есть совесть народа, его голос, его душа и прочие обязательства. Ещё в юношестве мне на глаза попалась «Исповедь» Льва Николаевича Толстого, произведение крайне искреннее и честное, именно из-за этой «Исповеди» Лев Николаевич был отлучён от церкви и похоронен за пределами кладбища, в тихом, любимом им лесу, на краю оврага. Мысль его проста: он исключал пользу религии, отягчённую ненужными обрядами, для мыслящего человека. Попытка мыслить самостоятельно стали причиной агрессивной нетерпимости церковноблюстителей и гениальный писатель был проклят. Вольность и воля не приемлются религиозными и политическими структурами, претендующими властвовать над духом человека.
Однако все эти и прочие противоречия не могут быть причинами кровавого разорения церквей после Октябрьской революции 1917 года. Как говорится, не хватает мотивации. В чем же дело? Вопрос несоответствия деяний оставался для меня открытым. Ладно, думал я, пусть попы и ленивы, и обманщики, и бабники и прочая, собственно, мы такие же, не нам их судить за жирные щи на их столе, но за мирские дела убивать, простите, даже для революционеров это слишком. По данным РПЦ (Русской православной церкви) за первые десять лет советской власти погибло 858 священников, архив СССР уточняет, что в 1918 году погибло 827 священников, а в 1919 – 19 человек, в последующие году от 20 до 35 человек в год. Анализируя архивы прошлых лет, убеждаемся, что в 1918 году часть священников погибла от рук населения, часть – от анархистов и бандитов, часть – от революционеров-большевиков, а часть – от белогвардейцев из-за симпатии некоторых священников к советской власти.
Решающий и бесспорный ответ на свой вопрос повсеместного преследования священников я нашёл в Царских законах принятых в 1845 году, в так называемом «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» в разделе втором: «О преступлениях против веры и о нарушении ограждающих оную постановлений».
Вот некоторые из статей этого закона:
Статья 182. Богохульство в церкви – ссылка и каторжные работы до 20 лет, телесные наказания, клеймение; в ином публичном месте – ссылка и каторга до 8 лет, телесные наказания, клеймение.
Статья 183. Непубличное богохульство – ссылка в Сибирь и телесные наказания.
Статья 186. Богохульство, поношение, порицание, критика Христианства без умысла – заключение в смирительном доме до 2 лет, заключение в тюрьме до 2 лет.
Статья 187. Печатная и письменная критика Христианства – ссылка в Сибирь, телесные наказания.
Статья 190. Отвлечение от веры: ненасильственное – ссылка до 10 лет, телесные наказания, клеймение; насильственное — ссылка до 15 лет, телесные наказания, клеймение.
Статья 191. Отступление от веры – лишения прав на время отступления от веры.
Статья 192. Если один из родителей не христианской веры воспитывает детей не в Православной вере – расторжение брака, ссылка в Сибирь.
Статья 195. Совращение из Православия в иное вероисповедание – ссылка, телесные наказания, исправительные работы до 2 лет. При насильственном принуждении – ссылка в Сибирь, телесные наказания.
Статья 196. Вероотступничество – запрет на контакты с детьми, до возвращение в веру.
Статья 198. Уклонение от крещения и воспитания детей в Православной вере – заключение до 2 лет.
Статья 220. Не привод детей в церковь – духовное и гражданское внушение.
Статья 206. Раскольничество – ссылка.
Статья 207. Сектантство – ссылка.
Статья 210. Насильственное распространение ереси и раскола – каторжные работы до 15 лет, телесные наказания, клеймение.
Статья 223. Оскорбление святынь – каторжные работы до 15 лет или пожизненные, телесные наказания, клеймение.
Статья 227. Оскорбление священнослужителя – заключение в смирительном доме до года или тюремное заключение до 6 месяцев.
Полный текст Уложения 1845 года в свободном доступе.
Тысячи осужденных по поповскому навету вернулись после 1905 года домой, накануне этой амнистии Николай II подписал «Манифест об усовершенствовании государственного порядка», в котором обещал свободу вероисповедания. Могли ли эти тысячи вдруг освобожденных людей простить священству каторгу, клеймение, истязания? Нет. Как и те, кто в эти годы отбывал наказания в тюрьмах и смирительных домах. И после рухнувшего страха в 1917 году, ненависть и месть хлынули к церквям. И удивительно в этом кровопролитии только одно, что наш народ терпим и ярость оказалась не повсеместной. Священнослужители, радеющие за Христа и любовь, остались с народом, вот от чего в 1937 году при переписи населения верующими назвалось 56,7 % человек в возрасте от 16 лет и старше. Много это или мало, я не знаю. Но большая половина населения не побоялась сказать о своем отношении к религии. И не важно, кому эта статистика понравилась, а кому – нет, люди были простыми и искренними и страха не ведали, а кто ведал – тот промолчал. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что реально верующих было значительно больше. Не всякий человек решился указать свое вероисповедания, ведь власть не благоволила церкви.
Так в чем же дело? С одной стороны поп-кровопивец, на государственных штыках мзду собирает, с другой, невзирая на все страхи, люди с необъяснимым упорством указывают в именных бюллетенях при переписи населения в 1937 году свое вероисповедание. Но противоречия нет. Как нет противоречия и в решении Иосифа Виссарионовича Сталина в 1943 году открыть более 22 000 церквей. Он, бывший семинарист, хорошо понимал, что церковь – это то самое место, где ослабший человек уже не способный вынести всего, что ему жизнь уготовала, измученный непосильным трудом, осиротевший от одиночества и безысходности, мог обратиться к Богу, как к последней инстанции – прийти в церковь и выплакаться батюшке, просить сил вырастить шестерых детей-сирот и помолиться за спасение души погибшего мужа-героя – вот где спрятана настоящая Вера – она в таинственной, потусторонней могучей силе, на которую только и можно надеяться и всё вытерпеть и жить дальше. Какое великое и вечное чувство – Вера в Бога, как важен покров церкви и как велика ответственность священника, ламы, ксёндза, муллы перед Богом и людьми в своем искреннем и бескорыстном служении!
Перед истым служкой, дарящим любовь и утешение, Сам Бог на коленях стоит и благословения просит! И только в таких попах небо примиряется с землей. А прочих - в неучёт, их нет у Бога, они оброк Сатане собирают.
- Комментарии
Загрузка комментариев...