НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Яркий свет таланта


В краеведческом музее фонд художника и поэта Курлова Степана Яковлевича насчитывает 891 единицу экспонатов. История появления фонда началась со знакомства с вдовой художника и поэта Курловой Александрой Александровной во время ее приезда на родину мужа в село Кундран Убинского района.
Степан Яковлевич Курлов родился 7 апреля 1927 года в селе Кундран Убинского района Новосибирской области. Родители его были крестьянами. Отец Яков Иванович – коренной сибиряк, мать Алена Алексеевна – из Орловской губернии. Она приехала сюда с родителями в годы Столыпинских реформ по освоению земель Сибири. В семье Курловых было шестеро детей – три дочери – Мария, Александра, Анастасия и три сына – Степан, Василий и Алексей.
Хозяйства у крестьян-сибиряков были крепкие. У каждого по 40-60 соток земли. Да и живности разной хватало. Хорошо жили и Курловы. Верховодила мать Якова Ивановича – Федосья Ильинична, на ней весь дом держался. На огороде – картошка, огурцы, помидоры, редька, свекла, морковь… На скотном дворе – телята, поросята.
Степан Курлов смутно помнил внешний облик отца: ему было всего семь лет, когда отца, смертельно раненного, принесли из тайги. Обстоятельства гибели были скрыты. Кто знал – молчали. Боялись. Расследования не было. В ту пору Яков Иванович работал председателем колхоза им. Молотова. На эту должность он был выбран односельчанами в 1931 году с приходом коллективизации.

Так как мать работала в колхозе с раннего утра до позднего вечера, приусадебным и домашним хозяйством, а также уходом за детьми и их воспитанием занималась бабушка. Она была мастерица создавать удивительные по красоте цветные орнаменты и наносить их на тканные ею полотна, а краски делала из трав. Кроме этого она была одной из лучших исполнительниц народных песен и сибирских сказаний. Видимо, постоянное общение с ней и разбудило в маленьком мальчике ту любовь к красоте, которую он пронес через всю жизнь.
Бабушка была отзывчивой к болям меньших братьев: то птицу принесет за пазухой с раненой лапкой или крылом, то брошенного котенка или кого-то другого. Вылечив и выходив их, давала им свободу выбора, где жить.
Степан рано, до школы, научился читать. Помог ему дедушка Иван Васильевич Курлов. Учился Степан легко и успешно. У него была замечательная память. По литературе и истории на вопросы учителей он отвечал намного больше и глубже того, что требовалось по школьной программе. И это приятно удивляло учителей. Особенно его увлекала приключенческая литература. Читая ее, он страстно желал жить с ее героями, бороться и совершать подвиги. 

В детстве он начал писать стихи. В 1937 году Степан написал стихотворение «Народному комиссару Клементу Ворошилову», которое напечатали сначала в Новосибирске в газете «Юный ленинец», а потом, с небольшими правками, в «Пионерской правде» под фамилией Селезнев (это бывшая фамилия матери). К сожалению, текст стихотворения не сохранился. Из фонда районного политотдела ВКП(б) с. Убинского он получил «дары» – гонорар за стихотворение: 2 мешка пшеничной муки, около 5 метров цветной хлопчатобумажной ткани, конфеты, сахар и три литра керосина (тогда в селе Кундран электроэнергии не было).
В летний период с 1939 по 1941 годы он работал в колхозе имени Молотова подпаском колхозного стада, копновозом при уборке сена, прицепщиком при осенней и весенней вспашке. В эту пору он писал рассказы и отправлял их в «Пионерскую правду». Редакция их печатала, благодарила Степана и просила новых рассказов.
В 1941 году, когда Степану было 14 лет, он написал стихотворение «1941 год», – предвидение войны. Но Степан занимался не только пробой пера, но и любил рисовать. Рисовал своих одноклассников, природу, животных.
Вскоре началась война. Ее дыхание докатилось и до далеких сибирских сел. И сюда пришел голод.

Была война. Отца убили.
Сошла в сырую землю мать…
А мы в пустом подворье жили,
Где даже соли не достать…
Худой, голодный поневоле,
От злой беды на волосок,
Я собирал в открытом поле
Здесь колосок, там колосок…

Осенью 1941 года 14-летний Степан с другом узнали, что можно набрать зерна на колхозном поле, за болотом. Ребята рано утром пришли в поле. На земле лежало много колосьев овса и пшеницы после нечистой косьбы жаткой «Лобогрейкой». Их никто не подбирал. Взрослые боялись. Дети тоже. Ребята набрали зерна килограмма два. Но кто-то увидел и донес. Вечером того же дня к Курловым пришел участковый милиционер. Нашел под лавкой мешок с зерном и взял его с собой. На другой день утром он пришел снова и увел Степана в сельский Совет. На станции Убинской Степана Курлова уже ждали два представителя НКВД. Осудили Степана приговором «За подрыв военной мощи Советского государства» по статье 58-й к десяти годам лишения свободы. Потом был товарняк, Новосибирск, пересыльная тюрьма № 2 Закаменского района.
Из 10 лет, положенных Степану по приговору, он отсидел только около 2-х лет. Помогли сестра Мария и ее муж, работавший в этой пересылке заместителем начальника тюрьмы. «Сразу в деревню не езжай, – советовала Мария, – с клеймом приедешь. А там найдут любой повод и добавят тебе срок. Получишь и 15, и 25 лет».

Степан решил остаться в Новосибирске и поступил в ремесленное училище № 6 при авиационном заводе им. Чкалова. Быстро помогли мальчишке освоить профессию токаря. Степану поручили предварительную обработку корпусов мин и снарядов. Потом поставили к более сложному станку. И детали стали сложнее, и работа ответственнее. Позднее работал на станке по изготовлению стабилизаторов. В то время завод работал в военном режиме. Именно там, работая по 14-16 часов в сутки, Степан заслужил звание «Гвардеец тыла». Он и другие ребята получили удостоверения и «подарки»: бушлаты и сапоги.
В свободное время, а его было не так много, Степана тянуло на природу. А какие в Сибири великолепные леса! Особенно волновала весна, когда на деревьях появляется новая изумрудная листва. Очень любил осень – яркую, звенящую, прозрачную. Именно здесь у Степана Курлова снова появилась тяга к рисованию. При училище была небольшая изостудия. Ее организовал местный художник Алексей Виноградов. Он увидел в Степане не только исполнительного ученика, но и ростки таланта.
«Этому человеку я обязан многим, – рассказывал впоследствии Степан Яковлевич, – это он меня поставил на ноги. Заставил пойти в вечернюю школу, ведь у меня тогда было только 4 класса образования.
В то время художники очень требовались. Повсюду выпускались боевые листки, плакаты: «Бей врага!», «Все для Победы!», «За Родину, за Сталина!». Рисовал и стенгазеты. Здесь, в вечерней школе окончил 10 классов».

Наступил 1945 год. Май. День Победы.
В один из таких дней в общежитие при ремесленном училище, где и жил Степан, зашел художник Виноградов. Он достал газету «Советская Сибирь» и показал «Постановление Министерства трудовых резервов СССР…» о том, что «…талантливых ребят, склонных к рисованию, резьбе по дереву, металлу, лепке, моделированию, направлять в Москву для поступления на учебу в художественное училище № 64 на базе Моссовета».
И вот в сентябре 1945 года Степан Курлов, имея на руках направление начальника областного Управления трудовых резервов, рекомендации училища и завода, уезжает в Москву, чтобы продолжить образование в художественном училище.
Он успешно выдержал вступительные экзамены по живописи, рисунку и русскому языку, и стал студентом.
Радость была безгранична!.. В Московском художественном архитектурном училище работали блестящие преподаватели – резчики по дереву, по камню, живописцы, мастера монументальной живописи, скульпторы и лепщики-модельщики. Они не только учили, но и давали уроки нравственного воспитания. Пять лет прошли, как одно мгновение.
От того времени осталось чувство глубокой благодарности учителям-художникам Николаю Иванову, Сергею Серому и известному художнику, автору картины «Письмо с фронта» Александру Лактионову, который часто консультировал молодых мастеров. Именно они помогли Степану Курлову и его сокурсникам по училищу стать настоящими художниками. В те годы акцент делался на монументально-прикладную живопись, и Степан Курлов вместе с другими студентами занимался росписью музея им. А.С. Пушкина на Кропоткинской улице, а также Ленинградского, Казанского, Белорусского и Киевского вокзалов, реставрировал фасад библиотеки им. Ленина.
В училище были организованы занятия в различных кружках и спортивных секциях.
Степан участвовал в работе драматического кружка, играл в спектаклях (в частности, в пьесе А. Островского «Без вины виноватые»). Был постоянным посетителем Третьяковской галереи. Из русских художников он выделял особо В. Сурикова, И. Шишкина, И. Айвазовского. Помимо этого, он часто посещал музыкальные театры, особенно – Большой Академический. Его любимые русские композиторы – А. Бородин, Н. Римский-Корсаков, М. Мусоргский; из западных – Р. Вагнер, Э. Григ, Н. Паганини. А народные русские и украинские песни, частушки он любил с детства.
В годы учебы Степан продолжал писать стихи. В 1947 году появились стихотворения «Материнское письмо», «И нервы не шалят…», «На выставке в музее нового западного искусства», в 1948 году – стихотворение «В общежитии». В 1949 году Курлов окончил училище по профессии альфрейщика-живописца, т.е. художника-оформителя, работающего по трафаретам. Ему был присвоен самый высокий – 5 разряд. Степан просил директора училища дать направление на работу в Новосибирск. Его просьбу не удовлетворили. Он был направлен в Тулу, в областной отдел культуры.

В Туле и в других городах этой области С. Курлов работал на разных предприятиях.
В начале 1960-х годов Степан Курлов вступил в областное литературное объединение при Тульском отделении союза писателей РСФСР. Нередко навещали литобъединение известные поэты из Москвы: Николай Старшинов, Ярослав Смеляков, Игорь Кобзев, Евгений Евтушенко и другие. Тульским отделением Союза писателей проводились «Недели приокской поэзии», на которых выступали поэты из Тульской, Калужской, Брянской и Орловской областей. В составе бригады поэтов Степан Курлов участвовал на встречах с тружениками предприятий, колхозов, студентами, учащимися, делился своими творческими планами, читал новые стихи. Много писал. Выступал на литературных вечерах в г. Новомосковске.
Стихи его печатались в сборниках: «Рукопожатие», «Ровесник» (1966г.), «Одна семья» (1967г.), «Взаимность» (1971г.), издаваемых Приокским издательством, а также в «Правде», «Труде», «Сельской жизни», в районных газетах «Ленинская правда», «Новомосковская правда», «Молодой коммунар», «Знамя», «Донская газета», «Заветы Ильича», в журналах «Сельская молодежь», «Советский шахтер», в сибирском журнале «Байкал».
В 1963-1964 годах Степан Курлов работал литературным сотрудником в редакции газеты «Новая жизнь» Одоевского района Тульской области. Вне работы он отдавал время живописи и поэзии. Вот что он говорит об этих краях в одном из стихотворений:

ОДОЕВСКИЕ ДАЛИ
(отрывок)

Одоевские дали –
Угодья пастухов!
Вы очень много дали
Мне красок и стихов.
Написаны с натуры
Носатые грачи.
Воспеты балагуры –
Апрельские ручьи.
Запомнились особо
Людские голоса,
Озерная осока,
Засечные леса.
Исполненные линий
Особой чистоты
Белеют звезды лилий
На ряске, где кусты…

Сибирь, родина постоянно всплывали в памяти Курлова. Недаром у него много стихотворений на эту тему: «В Сибири», «Ангарский этюд», «Мое село», «В родном краю» и другие.

В РОДНОМ КРАЮ
(отрывок)

Ветер в просторах безбрежных –
Ходит село ходуном!..
Край мой родной для приезжих
Кажется волчьим углом.
Карп золотистый не клюнет,
Не запоют соловьи,
Небо распустит в июне
Нудные нюни свои…

В Туле он прожил и проработал художником 22 с половиной года, потом переехал в г. Тольятти Куйбышевской области, где прожил 1 год.
«Главная улица России» – река Волга – неудержимо тянула его с холстом, кистями, красками к своим берегам. Ей он посвятил и свое стихотворение «Встреча с Волгой».
Там на одной из художественных выставок его картины имели успех, и одна из них была приобретена музеем города Самара.
В 1970 году, по приглашению известного тульского писателя Петра Сальникова, являвшегося директором Тульской областной студии телевидения, Степан Курлов вернулся обратно в Тулу и стал работать художником на телевидении. Это была самая лучшая пора в его творческой жизни. В студии Курлов помимо основной работы успешно участвовал в создании документальных фильмов. Писал сценарии для них. После его ухода студия продолжала пользоваться его высоко художественными заставками, титрами и другими работами.
Во время работы на телевидении Степан Курлов познакомился со своей будущей женой Александрой Александровной. Она приезжала сюда из Мытищ в командировку. Потом в 1971 году и сам перебрался в подмосковный город. Здесь они и поженились. А работать Степан Курлов устроился на Мытищинский машиностроительный завод в цех № 21 художником-оформителем. Интерес к творчеству поэта проявила местная пресса.
В 1972 году газета «Литературная Россия» опубликовала его стихи: «Кузнец Гордей», «Трезор», «Хирург».
В 1973 году поэт вступил в Мытищинское литературное объединение имени Дм. Кедрина. Его стихи и прозу печатала газета Мытищинского машиностроительного завода «Машиностроитель», районная газета «За коммунизм», которая впоследствии переименована в «Родники», в коллективных сборниках «Под рубиновыми звездами», «Друзья-товарищи», «Скопинские зори» и др. В газетах часто печатались его рисунки, в основном, сатирического, злободневного характера, заголовки, титры, рецензии.
В 1974 году, когда он уже был жителем Мытищ, в Туле вышла в свет его первая книга «Костры сторожевые».
Из предисловия писателя А. Лаврика к этой книге:
«Исполненный искренней любви к людям, горя желанием творить добро, он пером и кистью утверждает высокую советскую гражданственность, верную любовь к родной земле, братство и дружбу».

Долг велит мне защищать без страха
Честь отчизны, мирный труд людей.
Тяжела ты, шапка Мономаха,
Но моя намного тяжелей»
                                                      (С. Курлов «Шапка Мономаха»)

Поэтические строки богаты афоризмами. «Моя натурщица – Вселенная», «Природой создан только я, и копии не предусмотрены». И, конечно же, хочется выделить отдельно очень хорошее двустишие:

Коль моя звезда другим не светит,
Пусть она сорвется с высоты!

На протяжении всей своей жизни Степан Яковлевич наряду с поэзией увлекался и живописью. Работа художником-оформителем отнимала много времени. Но все свободные минуты он посвящал рисованию картин. Он очень любил путешествовать. Из каждой поездки по стране привозил этюды, а дома их дорабатывал. Поэтому большинство его работ представляют потрясающие пейзажи Крыма, Абхазии, Байкала. Также на картинах запечатлены красоты Сибири, Кавказа, Подмосковья. Больше всего художник любил работать над морскими пейзажами и сам этому удивлялся. Говорил: «Моя жизнь прошла вдали от моря, но почему-то оно меня покоряет». И он тянулся к этим пейзажам не случайно. В картинах сквозит немного наивное отношение к жизни. А чему он больше отдавал предпочтение: живописи или поэзии, – не смогли бы ответить даже близкие ему люди. Обе Музы не желали с ним расставаться. Они дарили ему вдохновение и требовали брать в руки и кисть, и перо. Правда, Поэзия была посмелее – она заставляла брать перо даже ночью. Стихотворения прекрасно дополняли его картины.
В 2002 году вышли в свет два сборника «Родина» и «Смех и горе». В последний включены не только стихи, но и рассказы Степана Яковлевича.
8 июня 2004 года оборвалась жизнь художника и поэта.
На выставке в Мытищинском историко-художественном музее, открывшейся 11 марта 2005 года, было представлено 37 картин и этюдов, две чеканных работы из меди, пять художественных изделий из дерева. Но это далеко не все. Много картин продано, много подарено и находится в частных коллекциях. Но и то, что показано, говорит о многом…
Соплеменникам он оставил просьбу:

Для последнего жилища
Отыщите место мне
Не столичное кладбище,
А в зеленой стороне,
На какой-нибудь опушке,
Где покой и благодать…
Будет добрая кукушка
Мне посмертное считать.
А в подлеске темно-синем,
Как живая, трепеща,
Вспыхнет золотом осина
Поминальная свеча.

Прах его покоится в «зеленой стороне» – на окраине березового леса, около четырех близко растущих берез, невдалеке от родного села Кундран Убинского района.

Статью подготовила по материалам из фондов музея хранитель музейных предметов Иноземцева Наталья Владимировна.
Краеведческий музей Убинского района

Дата публикации: 26 Ноября 2019

Автор: Наталья Иноземцева


Вам нравится? 1 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...