НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Первоцелинники

Мой отец Алексей Семенович Игнатьев родился 23 февраля 1914 г. в поселке Маяки Гроно-Маяковского сельского cовета Родинского района Алтайского края. В поселке они с моей матерью жили на одной улице, напротив друг-друга до 18 лет.
В 1932 году, из-за бедности, мою мать хотели выдать замуж за богатого мужика, но отец выкрал ее, и они уехали в город Новосибирск, а там поженились. В городе они работали на «Кузбассугле»: отец кладовщиком, а мать бригадиром на стройке. Они были еще молоды, в городе из близких не было, а с работы не отпускали. И они, взяв аванс 15 рублей и оставив документы, сбежали к родственникам в Томскую область.

Но там были очень тяжелые условия и они перебрались в Болотнинский район, в свиносовхоз «Сибиряк» в марте 1933 года. Устроились работать в свинарник, а в ноябре отца командировали на курсы трактористов на 5 месяцев. А мать в 19 лет поставили бригадиром.

В апреле 1934 года отца посадили на трактор. Он очень хорошо разбирался в любой технике. Еще в детстве он делал разные игрушки, балалайки, свистульки, куклы и машинки. У него к этому была тяга.
Уже через два месяца работы трактористом его наградили отрезом ткани на рубашку.
В феврале 1936 года Алексея Семеновича отправили на курсы комбайнеров и с августа он работал на комбайне.
В марте 1937 году отца призвали в армию, служить стрелком-автоматчиком. Стрелял он очень хорошо. Из них даже отбирали снайперов. И если бы через полгода его не уволили в запас в связи с воспалением ушей, возможно он был бы снайпером. Правда, отец несколько лет по 2–3 месяца в году дослуживал в Юрге.

С конца августа 1937 года он снова стал трудиться в совхозе «Сибиряк». Вступил в партию, а через год его премировали переходным мандатом Новосибирского обкома ВКП(б).
Эти мандаты вручали за перевыполнение плана, качество работ и за постоянное содержание техники в исправном состоянии.
В марте 1939 года отца премировали карманными часами от облисполкома.
В марте 1941 года Игнатьев Алексей Семенович награжден медалью Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

Началась война 1941 года. Когда отца забирали на фронт, директор совхоза зарезал поросенка и отправился к городскому военкому умолять, чтобы отца не забрали. Мол, без него мы пропадем. Он опытный тракторист, а в деревне остались одни женщины, старики и дети, а работы невпроворот. Еще не раз директор отвоевывал отца от фронта и на него наложили бронь, (т. е. призыву на фронт не подлежал), а когда отец сам просился на фронт, то из-за брони его не брали. Всю войну он трудился в тылу, где не считались со временем и погодой: ночь ли, день ли, слякоть или жара, в любой мороз нужно было работать. Трудились, несмотря на болезни, а сами жили впроголодь, т. к. все шло на фронт. Отец говорил: «Лучше бы уж на фронт забрали, там или убьют, или живым вернешься, а здесь приходится работать на износ». Каждую уборку вместе с матерью работали на комбайне.

Летом 1942 года отца наградили орденом «Знак Почета», к которому прилагались проездные билеты сроком на пять лет. Раз в году, в течение пяти лет, можно было бесплатно проехать в любой конец страны на железнодорожной дороге или водном транспорте, в мягком вагоне скорого поезда или в каюте первого класса. Но куда во время войны поедешь? Так и остались эти билеты у отца как реликвия.

Перед новым 1943 годом его назначили старшим механиком совхоза, а в феврале 1943 г. наградили значком «Отличник социалистического соревнования». Следующее назначение – заведующий механизированной мастерской. В июне 1945 г. отца перевели в «Чебулинский совхоз» старшим механиком, а в июле 1945 г. наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» с барельефом Сталина. Уже будучи на целине отец прятал эту медаль подальше, т. к. Сталина, после его смерти, считали чуть-ли не врагом народа. А в 1948 г. его наградили орденом «Трудового Красного Знамени» и направили в Ленинград на курсы повышения квалификации при институте механизации совхозов. По окончании курсов ему присвоили специальность «механик-тракторист».

Наступил 1954 год – начало освоения целинных и залежных земель. На целину, наряду с молодежью, отправляли и опытных специалистов, чтобы организовать это большое дело. Из Чебулинского совхоза направили коммунистов Алексея Семеновича Игнатьева, Прохора Андрющенко, Александра Константиновича Алпатова. Отцу в то время было 40 лет. Приказом от восьмого марта 1954 г. А.С. Игнатьев назначается механиком «Кочковского зерносовхоза», который существовал пока только на бумаге и который предстояло создавать.

Техника и оборудование для него начали поступать по железнодорожной дороге со станции Каргат. Для доставки ее в «Кочковский совхоз» ответственным был назначен А.С. Игнатьев. Он постоянно наведывался в Каргат, туда направили бригаду из 32 человек. Старшим был А.К. Алпатов. Работали там  А.М. Тимошенко и П.Т. Бычков. Они разгружали бороны, оборудование, сгоняли трактора с платформ.
Проверяли их комплектность, наличие масла в двигателе, наличие топлива. Пришло 8 тракторов ДТ-54 и 2 трактора С-80. Сгонять трактора с платформ посылали опытных трактористов. Когда Маханин сел в трактор, то ноги его тряслись и Алпатов (мой крестный) сел за рычаги и согнал трактор с платформы. Он потом был бригадиром полеводческой бригады и взял к себе А.М. Тимошенко. П.Т. Бычков и А.М. Тимошенко подписали свои трактора мелом, что бы никто другой их не забрал.

Тимошенко вспоминал про моего отца: «Алексей Семенович относился ко мне по-отечески. Когда пришли трактора, он советовал мне взять С-80, мол, пальчиками будешь управлять. ДТ-54 был в управление тяжеловат. Нужна была сила, чтобы дергать рычаги. Но мне все же понравился ДТ-54, который впоследствии стал легендой целины. Не зря его потом поднимали на пьедесталах.

Первые месяцы люди жили в палатках или на квартирах в Кочках или Красной Сибири. Наша семья жила в Кочках у Кузьмы Болтенкова (отца Павла Кузьмича Болтенкова), а когда построили дома по нынешней улице Коммунистической, нам дали там квартиру. Соседями у нас были Стрекозовы. Антон Денисович прокладывал первую борозду и одно время руководил бригадой, а потом работал шофером. А Таисия Павловна Стрекозова работала вместе с моей мамой в детском саду.
Напротив нас жили Зинковские. Василий Григорьевич был управляющий, а Елизавета Алексеевна была учителем в начальных классах. Так как я умел читать в пять лет, она хотела взять меня в свой класс на год раньше, но моя мамка пожалела меня и я пошел в школу в неполных семь лет (не хватало месяца да семи лет).

По мере развития совхоза росло и животноводство, строили свинарники, увеличилось дойное стадо. Доить руками очень тяжело и для облечения труда доярок нужно было механизировать дойки. Чтобы организовать эти работы в конце марта 1963 года отца назначили инженером по трудоемким работам. Создали бригаду, в которой была машина «летучка», с разным инструментом, сваркой. Сварщиком был Владимир Руднев, работал в бригаде П.Т. Бычков Шофером на «летучке» был Петр Николаевич Фоломкин, по прозвищу «Полда», так как быстро говорил «Понял? Да?» и оно сливалось в «Полда».

Трудоемщики устанавливали мехдойки, молокопроводы, автопоилки. Регулировали их. В то время села Красная Сибирь, Покровка, Вокзал относились к Кочквскому совхозу, поэтому приходилась мотаться по всему району. У отца к тому времени был мотоцикл «Ирбит» (М-61) так вот он ездил на мотоцикле или на «летучке» с бригадой. А так как бригада трудоемщиков была востребована, то приходилось помогать другим организациям. То трубы прокинуть, то другие какие-нибудь работы. А вообще без работы не сидели.

А в июле 1967 года отца перевели инженером по технике безопасности. Он на «Ирбите» колесил по полям, а в то время было
12 бригад и везде нужно было побывать, проверить сигнализацию на ее сеятельных агрегатах, проверить снабжают ли молоком рабочих с вредными условиями труда. Обеспечить рабочих спецодеждой, проводить инструктажи по соблюдению правил безопасной работы.
Составлял он и акты о несчастных случаях. Нужно было проверить и все рабочие участки в совхозе.

В этой должности он работал до пенсии. Но уже, будучи пенсионером, директор совхоза А.В. Гранкин, попросил его поработать диспетчером на рации. Ведь с весны до глубокой осени нужна была связь с бригадами, которая осуществлялась по рации. Так что отец еще полгода поработал и ушел на заслуженный отдых. 14 октября 1974 года А.С. Игнатьев был награжден орденом «Знак Почета», знаком «Отличник социалистического соревнования» (1956 г.), медалью за «Освоение целинных земель» (1957 г.). Получал благодарности и почетные грамоты. 

Он был честным, порядочным, человеком. В совхозе отца всегда уважали и обращались к нему уважительно по имени- отчеству: «Алексей Семенович». Кашников дядя Миша, который работал в мастерской трактористом, называл его: «Алексей –Божий человек». Отто Давыдович Дамм, работавший экономистом, называл его «бессребреник». М.Г. Енина, Н.С.Зыков, И.А. Зеленин, П.Т. Бычков, А.М. Тимошенко, да всех нет смысла перечислять, всегда с теплом отзывались о нем.
Сноха называла его «Сельский интеллигент», так как она не слышала, что бы он матерился. Он учил ее ездить на своем мотоцикле.
С матерью они прожили душа в душу 47 лет.

Моя мама Наталья Васильевна Игнатьева родилась 18 июня 1914 г., как она говорила «На Троицу». А Троица каждый год меняет число, так что эта дата не точная.
С отцом моим она жила в одной деревне до 18 лет, а затем они поженились. Перед отъездом на целину она работала в детском саду в совхозе «Чебулинский» и когда приехала в «Кочковский» совхоз, тоже утроилась нянечкой в детский сад, где и проработала до пенсии. Работала она с 1956 по 1971 гг. За свою работу награждалась ценными подарками, благодарностями, денежными премиями, грамотами. Была награждена юбилейной медалью «100 лет со дня рождения В.И. Ленина» в 1970 году. Являлась ветераном Великой Отечественной войны. Она любила ребятишек и они отвечали ей взаимностью. Она очень увлекательно рассказывала сказки, с выражением читала стихи. У нее была отличная память. Почти дословно пересказывала книги. Ее интересно было слушать и детям и взрослым.
Те, кто воспитывался в те годы в детском саду, да и их родители, до сих пор отзываются о ней с теплотой. Это и Юра Терехов и  Надежда Михайловна Схулухия, и Александр Шонгин, и тетя Катя Вовкадун, и многие другие. В свободное время мама любила выбивать на ткани. И люди приходили к ней с заказами: кому выбить наволочку, кому пододеяльник, кому салфетку или фартук. И Нина Григорьевна Квашнина тоже заказывала у нее. Может быть у кого-то и сохранились выбитые ею вещи. Она была добрым человеком. Являлась «Ветераном труда».

Вот такими были мои родители, которые работали с момента образования Кочковского целинного совхоза. О них осталась добрая память, и я этим горжусь.

Воспоминания сына А.С. Игнатьева – Валерия Алексеевича Игнатьева.
Июнь 2013 г.


Дата публикации: 08 Июля 2019

Автор: Валерий Алексеевич Игнатьев

Отправитель: Никита Коченевский

Вам нравится? 2 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...