НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Прошлое, настоящее и будущее Болотнинского педагогического колледжа

ГАПОУ НСО «Болотнинский педагогический колледж». За каждой буквой современного названия Болотнинского педагогического училища стоят годы истории и сотни человеческих судеб выпускников. Рассказ об истории обязательно будет перекликаться с историями каждого, кто имел отношение к старейшему в Новосибирской области профессиональному учреждению.

Все началось в 1944 году. Время трудное, военное, но даже в этот сложный для Родины период, государство задумывалось о том, кто будет обучать нового гражданина. На ул. Западной на берегу водохранилища деревянное здание стало первым домом Болотнинского педагогического училища. Задача государства: подготовить учителя начальных классов. На главный вопрос, кто будет готовить будущих учителей, ответили учителя и руководители школы №2 г. Болотное. Елена Антоновна Островская, Николай Николаевич Орлов, Ида Александровна Стафурская, Иван Николаевич Бодров, Александра Васильевна Борисова, Нина Ивановна Чернигина и др. Каждый из первых преподавателей совершил маленький подвиг, который помог первым выпускникам выбрать свой путь. Может быть, потому, что со студентами работали учителя – практики, основная часть выпускников связало свою жизнь с образованием, школой, детьми. Всего 2 группы студентов школьного отделения, среди которых уже был будущий заслуженный учитель РСФСР П.Г. Стерехова.  Но! Начало было положено. Работа началась по разным направлениям: училище разрасталось, были построены спортивный зал и библиотека. Появилось новое здание, которое стало носить гордое название «Базовая школа». Уже в тот момент стало понятно – училищу быть! 

В тот момент мало кто задумывался над тем, что ждет впереди, какие препятствия нужно преодолеть. Важно было сделать так, чтобы просвещение продолжало свое шествие по Болотнинскому району, Новосибирской области, Советскому Союзу.
Мне, как человеку XXI века, сложно представить, что такое топить печь в кабинете, или чистить снег на перемене, чтобы пройти на занятия в библиотеку. Вот бы рассказать современному студенту, как это – учиться без учебных пособий, методической литературы и интернета. Но я точно знаю, что каждый шаг, каждая страница истории моего учебного заведения – это возможность сделать чуточку лучше и красочнее мир детей, к которым идет учитель в класс.

Первые выпускники отправились в школы в 1947 году. Всего 34 учителя начальных классов. Среди них были М.И. Ходзинская, А.А. Аверина, Н.Я. Чижова, Л.В. Петренко, З.А. Мартынова,  М.И. Марчаковскиая и др. После окончания училища почти все пошли работать в семилетние школы. Часто возвращались в родные места, начинали профессиональный путь в школе, где учились. Многие посвятили всю жизнь работе с детьми. По их утверждению, «труд не портит человека». Среди первых выпускников Зинаида Залевская (школа №2 г. Болотное, медаль «Ветеран труда», учитель начальных классов), Валентина Базелюк, Анна Громова, Зинаида Фрольченко. За каждым именем стоит своя история, часто нам неизвестная, ведь наши выпускники разбросаны по нашей необъятной стране.

Многие потом вернулись в родное училище в качестве педагогов и работников. Воспоминания студентов того времени хранят желание хоть как-то помочь Родине восстановиться после затяжной борьбы за мирное небо над головой. Из воспоминаний студентов 1946–1950 гг.: «Трудились кто где мог. После учебы с начала учебы работали по колхозам-совхозам. В с. Савиново убирали зерно так: скашивали литовкой, потом вязали в снопы. В ночную смену работали на сушилке, а зерно чистили, крутили вручную. Ходили работать на элеватор почти до Нового года. Было коллективно работать весело, работали на совесть, дружно». Ни слова об учебе – скажете вы? А все потому, что учеба всегда была рука об руку с помощью своей Земле, своему народу.

С 1948 по 1964 год директором педучилища была Екатерина Терентьева Валяева. Встреча с ней меняла представление людей о директоре. Вот как описывает студентка 1956–1959 гг. Р. Саламатова: «С виду простая, но собеседника всегда поражали ее глаза. Это огонь! И сама она была такая. Энергичная, общественница, много выступала перед людьми, студентами…». Не знаю, как вам, а мне очень захотелось встретить такого человека на своем пути. В самом начале пути училищу везло с руководителями, которые заботились о кадрах. Екатерина Терентьева собрала лучших из лучших. В наших стенах вели преподавательскую деятельность супруги Шаромовы (позже преподаватели вузов), Эмилия Ивановна Покуль (позже преподаватель Шадринского пединститута), В.А. Шилов, Т.Г. Куликова, И.И. Марчаковский и др. 

В эти дни в стенах училища поселилась музыка. Ее бессменной хранительницей была Ася Захаровна Тихонова. Именно благодаря ей запела половина студентов, именно она была инициатором многих концертов и хора преподавателей, её благодарят выпускники, которые научились играть на домре, фортепьяно и баяне. Только любовь к профессии, студентам, музыке позволила оставить в сердцах тысяч выпускников яркий музыкальный след. Хор под руководством Аси Захаровны неоднократно награждался почетными грамотами на областных и районных смотрах художественной самодеятельности. Высокую оценку заслужил он и на смотре хоров РФ, получив дипломы первой и второй степени.

Тем временем коллектив училища растет, требуются новые помещения и кабинеты, даже в 1960-х годах ведется активная работа по расширению территории училища. К основному зданию пристраивается учительская, классы обслуживающего труда, появляется необходимость в гараже и других хозяйственных помещениях.
Одновременно училище выполняет очередной заказ государства: для подрастающего поколения важно воспитываться в коллективе, учитывать мнение каждого и стремиться к одной цели. Однако, есть проблема – нельзя ждать 3 года, пока будет выпущен следующий специалист. Учитель нужен здесь и сейчас. И наше учебное заведение отвечает оперативно и четко: дополнительно открывается заочное отделение по подготовке учителей начальных классов, школьно-вожатское направление.

Над училищем взметнулись «Алые паруса». По мнению многих выпускников, время, проведенное на Светлом Озере в тренировочном пионерском лагере, одно из самых счастливых в юности. Пионерские костры и первая любовь, красивые закаты и дети, которых доверяли будущим вожатым родители. Каждый день был наполнен музыкой аккордеона и чистыми голосами студенческого хора. Работа лагеря «Алые паруса» стала возможной благодаря организованному клубу «Красногалстучников», первым президентом которого стала Э.И. Горбачева. Именно под ее началом инструктивный лагерь стал не просто местом прохождения обучения. Лагерь близ д. Новая Чебула стал местом встречи друзей, местом, где «Если вдруг устанем от дороги мы, если вдруг ее признаем длинной, нам помогут бригантина Когана, и паруса, поставленные Грином…». Эти слова, написанные Владимиром Александровичем Черемисиным и положенные на музыку Валерия Александровича Мильчевского, стали гимном лагеря и всей походной юности молодежи тех лет.

В этот нелегкий, но яркий период рядом со студентами были ответственные, творческие и одухотворенные люди. Выпускники с благодарностью вспоминают яркую личность – бессменного завуча по учебной работе Михаила Константиновича Грузинского. Его добрые дела, которые помнят до сих пор: летопись училища, стенгазеты, Клуб интересных встреч. Выпускники выходили с большим багажом знаний и желанием творить, выдумывать, дерзать. В 1967 году из стен педучилища выпустились уже 2933 учителя. Среди выпускников много тех, кто получил диплом с отличием. Слава о наших выпускниках идет далеко за пределами Болотнинского района. Более половины учителей городских и сельских школ в районе – наши выпускники. Другие области также присылают весточки: В.А. Ситняк, учительница начальных классов школы №76 г. Томска, получила звание «Заслуженный учитель РСФСР». Каждый студент, вышедший из стен училища – итог деятельности слаженного коллектива.

В 1952 году состоялся первый вечер встречи выпускников. Именно во время таких мероприятий появляется возможность увидеть повзрослевших выпускников, узнать, как дела у первой красавицы курса, поделиться успехами и планами на будущее.
Можно бесконечно перечислять заслуги выпускников 60–70 годов, ведь их трудовая деятельность пришлась на трудное время для государства. Задачей каждого учителя стало воспитание серьезного, целеустремленного человека, который сможет в ситуации изменяющегося мира найти свое место в мире.

А училище продолжает выполнять заказ общества и государства: в училище уже два отделения: помимо школьно-вожатского появляется отделение труда и черчения. Вот уже 700 студентов получают среднее профессиональное образование. Вот уже 700 человек обогрето сердцами преподавателей – мастеров своего дела.

Тридцатилетие педучилище празднует в 1974 году. Более 4000 тыс. человек выпущено из стен училища. Двадцать девять выпускников получили дипломы с отличием. В это время заканчивают учебу будущие директор Кривояшинской школы И.Ф. Барсук, Отличник народного просвещения – учитель школы г. Новосибирска В.И. Федоровых.

В 1975 году педучилище переезжает из деревянного здания на горке в кирпичное в западной части г. Болотное. Здесь начинается новая веха истории училища, но традиции и обычаи не забыты. Каждый, кто заходит в стены училища, погружается в яркий и интересный процесс творчества, созидания и мастерства.

Все это стало возможным благодаря Николаю Порфирьевичу Аксенову, который был директором с 1965 по 1979 год. Зрелый, преданный своему делу руководитель, Николай Порфирьевич сумел сделать так, чтобы каждый чувствовал себя в училище как дома. Каждому предоставлялось слово, вопросы именно «решались» с учетом мнения студентов и преподавателей. Выпускники также вспоминают его уроки истории и географии, на которые Николай Порфирьевич приглашал всех желающих. В памяти остались уроки-путешествия в какую-нибудь страну, например, в Америку. «…Весь класс – в самолете, который совершает посадку в порту Кеннеди, о чем извещает стюардесса на английском языке. Показываются национальные танцы страны, посещаются музеи, готовятся блюда…»

С 1979 по 1982 год училище возглавлял Валерий Денисович Москвин. Многие студенты помнят его молодым, серьезным, а иногда по-детски озорным преподавателем математики. Доброжелательное отношение к студентам, иногда оправданная строгость заставляла окружающих быть требовательными к себе, стараться стать лучше, чем вчера. Принципиальность и компетентность позволили Валерию Денисовичу стать прекрасным последователем, который продолжил нести доброе имя училища далеко за пределы Новосибирской области.

Николай Кузьмич Татаринцев с июня 1982 года по март 1989 год работал над сохранением доброго имени училища. При Николае Кузьмиче продолжает работу инструктивный лагерь «Алые паруса», студенты готовятся стать вожатыми высокого уровня.
Девяностые годы училище встретило ярким светом и новыми идеями, которые поддерживал Юрий Антонович Коссе. Также Юрий Антонович был вдохновителем и организатором многих перемен. При нем появились новые специальности, стали работать факультеты Новосибирского государственного педагогического университета и Сибирской государственной геодезической академии. Таким образом, наши выпускники и все желающие смогли получить высшее образование в стенах своего же учебного заведения.

Новое тысячелетие училище встретило с новым директором. Им стал Владимир Сергеевич Грибовский. Новое тысячелетие, новые веяния, новые высоты. 23 мая 2002 года педучилищу был присвоен статус колледжа.
2000-е годы – время переосмыслить программы, понять, по какой траектории двигаться дальше. Каждый преподаватель – это яркий представитель своей профессии, человек, который несет знания, своим примером показывая, как нужно относиться к делу, человеку, жизни.

Коллектив колледжа не стоит на месте и уже в сентябре 2002 года создается адаптационный лагерь первокурсника на берегу Оби. Еще живы воспоминания людей о лагере «Алые паруса», в глазах каждого преподавателя отсвет того пионерского костра, который горел в далекие 70–80-е годы. Песни у костра, концерт художественной самодеятельности, туристические испытания и Спартакиада… Узнаете? Это последователи тех событий, которые так радовали и грели участников инструктивных лагерных смен на Светлом озере. Дети, приехавшие в лагерь, чтобы познакомиться с однокурсниками и наставниками – одни из самых счастливых детей. Каждая минута, проведенная на берегу Оби наполнена радостью творчества и общения. Знакомство с многолетними традициями позволила почувствовать себя частицей единого целого, имя которому «студенчество». Организатором лагеря первокурсника стал Владимир Сергеевич Грибовский, руководителями и идейными вдохновителями: Ольга Юрьевна Александрова и Елена Михайловна Чернякова. Они, как главные чародеи, перенесли нас в царство, где главное – дружба и человечность. Каждый, кто побывал в Лагере Чудес, увез частичку с собой.

В июле 2003 года делегация студентов колледжа приняла участие в археологической экспедиции на Умревинском остроге. 
Организаторами стали В.С. Грибовский и С.Т. Хайко. Именно там, в трех километрах от села Шумиха и в одном километре от Умревинского острога, две недели студенты постигали азы археологического труда. Сопровождали студентов Светлана Трофимовна Хайко и Валентина Николаевна Ермишина. Дремучий лес, берег реки Умревы, палатки, костер, а ночью огромные звезды и бесконечные песни. Руководил раскопками кандидат исторических наук Андрей Владиленович Новиков. В чем еще особенность этой экспедиции? Студенты открыли в себе дух познания и творчества. Вдалеке от цивилизации человек по-другому воспринимает окружающих людей, действительность, становится понятно, что важно и неважно на самом деле. Многие приехали из экспедиции обновленными и настроенными на добрый лад. Сами они, по прошествии 15 лет говорят, что воспоминания, связанные с этим путешествием – одни из самых ярких в жизни.

Там же, вблизи археологических загадок, появился (а точнее, возродился) музей. Идейными вдохновителями при организации стали В.С. Грибовский и С. Т. Хайко. Музей получил название «Русская старина». Первые экспонаты для музея были привезены из села Шумиха. Музей живет и развивается за счет непрерывной работы Светланы Трофимовны и студентов колледжа. Каждый поток привносит что-то новое в экспозицию: свою историю, историю династии или семьи, интересный экспонат или новое видение истории своей малой Родины. В июне 2014 года музей получает второе рождение – было выделено новое помещение.

Коллектив преподавателей продолжает работать на благо колледжа и студентов. В 2007 году – новая победа. Колледж стал лауреатом конкурса «100 лучших ссузов России». Яркая череда научно-практических конференций, всероссийских и областных конкурсов, на которых студенты колледжа занимают почетные призовые места, колледж растет и развивается, студенты продолжают совершенствоваться и получать одну из важных профессий в мире.

Сейчас из стен учреждения выходят учителя начальных классов, учителя физической культуры, педагоги дополнительного образования и воспитатели. Большая часть выпускников связывают свою жизнь с образованием – не это ли также является показателем высоких достижений деятельности учреждения?!

История нашего учебного заведения неразрывно связано с историей Болотнинского района и Новосибирской области, ведь наши выпускники результатами своей деятельности заполняют страницы истории малой Родины. Наши выпускники – это продолжение наших преподавателей, которые вложили душу в каждого. Жаль, не перечислишь всех, о ком помнят выпускники и преподаватели, но утешает одно. Славные дела живут в современных студентах. И теперь уже они несут свет знаний, который был зажжен в далеком 1944 году в послевоенное, темное время. Каждый из нас верит, что еще много лет приветливые окна Болотнинского педагогического колледжа будут встречать ребят, которые решили связать свою жизнь с детьми.

Перелистываю страницы исторических справок, изучаю пожелтевшие газетные вырезки, где описываются достижения студентов и работников колледжа, пересматриваю воспоминания выпускников разных лет, и понимаю одно: те чувства, которые испытываю я, когда вхожу в здание колледжа – зеркальное отражения длинной плеяды выпускников. Гордость, тепло, восхищение и радость сопричастности объединяет нас, «вечных студентов» – птенцов, которые выпорхнули во взрослую жизнь и теперь несут гордое имя «Учитель». И неважно, сколько лет прошло с момента выпуска: 5, 15, 50 лет, все равно, мы – дети одной «Alma mater», имя которой «Болотнинский педагогический колледж» (педучилище).


По материалам:
- воспоминаний преподавателя высшей квалификационной категории Светланы Трофимовны Хайко;
- газеты «Путь Ильича» («Наши Новости»);
- материалам районного краеведческого музея г. Болотного.


Дата публикации: 29 Декабря 2019

Автор: Светлана Хайко

Отправитель: Татьяна Гусева

Вам нравится? 6 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...