НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


История села Локтёнок Краснозёрского района


Первое поселение на месте нашего Локтёнка датируется примерно 1520-1600 гг. Сначала здесь была заимка из трёх дворов. 
Когда в России начался революционный подъём, в Сибирь стали ссылать политических преступников. Из их семей и образовывалось поселение. В основном селились по обоим берегам реки Карасук.

Точно выяснить, кем были первые жители села, не удалось. Ими могли быть и новгородские добытчики пушнины, и участники «Медного бунта» в Москве в конце 1662 года, сосланные в Сибирь на вечное поселение,  и участники Стрелецкого бунта в 1704 году, отправленные в эти края Петром Первым, и сосланные в 1775 году пугачёвцы.

К 1900 году в Локтёнке было около 30 дворов. Крестьяне жили зажиточно. Вокруг села и дальше был почти непроходимый лес, в основном из осин и берёз. 
Название села происходит по причине изгиба реки Карасук в этом месте  в форме локтя.  
Первыми известными переселенцами были крестьяне Тамбовской, Ростовской губерний, украинских земель (Бессарабии, Полтавы и др.).

В 1900 году в селе главенствовал староста Дмитрий Андреевич Сафронов. Все подчинялись ему. Это был очень здоровый, сильный мужчина. Управлял он ещё несколькими сёлами. Почти до Барнаула все сёла были в его управлении. Сам он с семьёй жил в Локтёнке и умер в возрасте 105 лет перед приходом Советской власти.

Наименования улиц села происходили от названий мест, откуда прибыли переселенцы. Так появились улицы Екатеринославская, Бессарабская, Полтава, Зырьяновка. Переселенцы-земляки обычно селились рядом. 
Школы в селе до революции не было, а дети занимались на дому у того, кто учил. Но население росло и возникла необходимость в строительстве школы.

Школу построили на том месте, где в 1870-х годах был старый магазин. Учителями сначала были те, кто умел хорошо читать и писать, затем стали присылать настоящих учителей. Первым был Ф. Борисов, затем Морозов Иван Романович с семьёй (из Курска). Семья учителя жила на одном этаже двухэтажной школы, а занятия проходили на другом. 
В школе главным уроком был Закон Божий. Учиться могли только дети зажиточных крестьян.


Советская власть была установлена в селе в 1919 году. Был выбран Совет крестьянских депутатов, председателем которого стал Кондрат Шарунов, приехавший из Харькова. Сразу же в селе была создана партячейка, куда входили Логинов Денис, Ряписов Александр, Морозов Фёдор, Сафронов Елисей, Болотов Тимофей.     
Когда в Сибири начал зверствовать Колчак, многие односельчане стали участниками партизанского движения. Это Конев Н., Матушкин П., Лозовой С.С., Аскольский Фрол, Мерцалов Михаил, Вовин, Морозов П., Рудаков П., Кочерга, Панько и многие другие. В селе организовался партизанский отряд, командиром стал С.С. Лозовой. 

После окончания войны с белогвардейцами локтёнцы жили единолично. Были и зажиточные крестьяне, которых во время коллективизации сослали в Томскую область.   
В сёлах создавались комбеды (комитеты бедноты). В Красном Маяке была организована коммуна. Туда увозили и сдавали весь скот, работали там же. Вскоре коммуна распалась.

Коллективизация в селе началась в 1931 году. Кулаков ссылали, остальных принимали в колхозы. Были созданы два колхоза: «Юный ленинец» (председатель Яковлев И. И.) и «Страна Советов» (председатель Табарнов Герасим). Заведующим фермой был Кочерга Иван Корнеевич.

Землю обрабатывали на лошадях и быках, потом на помощь стали приходить трактора из Лобинской МТС. Большую помощь МТС стала оказывать только в 1935-1936 годах, когда техники стало много. За колхозами были закреплены тракторы, на которых работали свои же, локтёнские.

Пионерскую организацию на селе стали создавать в 1930 году учителя Ляшенко В.Д. и Кушнарёв И.М. (он же был и секретарём комсомольской организации). Первыми пионерами были Болотова Д.Я., Безлобная. Первые комсомольцы: Кушнарёв, М.К. Обрезанова, И. Сумцов, Медяников, И. Кочерга, Г.Г. Кочерга, И.Е. Трегубов, А.В. Кривегина.

К 1935 году население села Локтёнок насчитывало около 2 тысяч человек. Для такого большого села требовалось помещение, где можно было отдохнуть, пообщаться, послушать новости, провести агитацию, посмотреть кинофильм. Таким местом досуга в 1940 году стала изба-читальня. С 1940 по 1955 годы изба-читальня располагалась в школе (бывшем молельном доме). Утром в школе велись занятия, а вечером там собиралась молодежь Локтёнка. В избе-читальне тогда было всего несколько книг и газет и являлась она, по сути, сельским клубом.

Избачами назначались гармонисты или просто жители, имеющие образование хотя бы начальной школы. Все избачи периода 1940-1953 годов имели образование четыре класса. Роль их сводилась к организации концертов художественной самодеятельности, выпуску «Молний», подготовке транспарантов, а в годы войны - «Сводок с фронта». Избачами тогда работали Кухтарёв Ф.Ф. (1940 год), Мерцалов И.И.(1942 год), Кочерга И.И. (1944 год). Эти люди наравне со всеми работали, помогали фронту в тылу.

В суровые годы войны на фронт ушли 109 локтёнцев. В 1941 году – 48 человек, в 1942 году – 32 человека. В 1943 году – 27 человек, в 1944 году –  2 человека. Всю работу в колхозе выполняли женщины и дети. Председателем Совета тогда была Кривегина Анисья Владимировна, председателем колхоза – Болотов Степан Яковлевич.

Первым вернулся с фронта по ранению в 1943 году Морозов Григорий Владимирович. Он был тяжело ранен, нигде не работал и умер от ран ещё во время войны. Потом вернулись Фидря Г., Мирошниченко П.Я., Кочерга Л.И., Марченко И.Ф., Костенко И.И., Свидовский Н.А., Анищенко И.М., Курбатов Н.Е., Золотухин Ф.     

Одежду в то время носили домотканую - из конопли, которую специально сеяли в огородах. Укрывались домоткаными же, очень жёсткими одеялами. Каждую весну у женщин, изготавливавших домотканку, от работы лопалась кожа на руках... 
Из конопли ещё делали рубашки, штаны, сумки. В сумках ребята носили чернильницы, которые часто открывались и заливали всю сумку и газеты, на которых тогда писали вместо тетрадей.  
Позже стали ткать из шерсти рядна (одеяла), дорожки.    

Ребята ходили в школу, а взрослые в избу-читальню. А располагалось это всё в одном здании.
Дом состоял из одной большой комнаты и сеней. Эта комната являлась классом, разделённым деревянным щитом на две половины. В школе занимались четыре класса по 12-15 человек в каждом. Дальнейшее образование по желанию получали в с. Лобино или с. Краснозёрском. Но большинство подростков больше нигде не учились, а поступали рабочими в колхоз. Многие, окончив школу, покидали село, потому что жизнь здесь была трудная, места для досуга недоставало. 
Вот по вечерам и преобразовывали школу в клуб и библиотеку.  
Перегородку, разделявшую помещение надвое, убирали, расставляли скамьи, сооружали небольшую сцену. В этом помещении показывали кинофильмы, устраивали спевки, танцы, читали вслух газеты, выпускали «Боевые листки», «Сводки с полей» и т.д.     
В  клубе  был свой драмкружок, силами которого ставились пьесы, агитационные сценки. Со своими выступлениями бригада самодеятельных артистов выезжала в соседние сёла. 

До 1955 года в избе-читальне работали избачами:  Филатова А.Г. (1947 год), Пикулина М.В. (1947 год), Люшаков И.С. (1947 год), Фидря В.Г. (1947 г.), Болотов Н.И.(1948 г.), Гулых Е.Р.(1949 г.), Князькова Е.Ф. (1950 г.), Матушкин Г.А. (1950 г.), Тюхменева Н.В.(1950 г.), Люшакова Т.Ф. (1951 г.).
 В 1955 году школу вместе с избой-читальней перевели в другое помещение.

В те годы в библиотеке работали Люшакова Анна Евсеевна, она же завклубом (1953-1955 г.г.), Бойцун Мария Степановна (1955-1956 г.г.). Активнейшим помощником библиотекарей, избачей в 1940-50-х годах была Болотова Домна Яковлевна – первая и единственная в то время учительница Локтёнка. Она выступала и сценаристом, и режиссёром, и постановщиком, и актёром всех театральных постановок. Была художником-оформителем, заводилой всех клубных и библиотечных дел.    

Д.Я. Болотова рассказывала: «Народу в избу-читальню набивалось столько, что ни сидеть, ни стоять было просто негде. Мы пели, рассказывали друг другу байки, ставили сценки. А летом выскакивали на улицу и плясали прямо босиком, да так, что пыль поднималась выше крыши, а избачи играли на гармошке. Бывало, отрепетируем концерт или сценку какую-нибудь злободневную, сатирическую, тут же берём в колхозе лошадь или полуторку, украшаем транспарантами и едем на гастроли по ближним сёлам».   

А книг в те годы было мало, хотя с 1953 года библиотека начала понемногу пополняться.                                                                          
  

Запоздалая кружит метелица,
Посвистит под окном и потом 
Как лиса осторожная стелется 
И следы заметает хвостом.
Осыпает дорогу недальнюю
Синим-синим сибирским снежком.
И гудит над избою-читальнею.
И поёт неизвестно о ком.
Дома стынут забытые ужины. 
Кто-то ждал и дождаться не мог. 
Все огни на деревне потушены,
Только в этой избе огонёк.

                                    (П. Комаров)


В клубе и библиотеке допоздна засиживались посетители. Кто играл в бильярд, кто в шашки, шахматы, кто листал старые подшивки газет или журналов, читал книги. Библиотекари проводили политинформации, агитационные часы.

В 1954 году два колхоза, «Юный ленинец» и «Страна Советов», объединили в один, колхоз им. Свердлова. Колхозники должны были все излишки своей сельхозпродукции сдавать в контору: свиные шкуры, яйца, молоко.

В то время праздников было очень мало. Работали день и ночь, без выходных. Конец посевной и уборочной страды отмечали двумя бригадами, вместе с детьми. Собирались у кого-нибудь во дворе, несли угощение, пели, плясали, на гармошке играли.

А 9 мая  все люди шли колоннами к мосту через реку Карасук, отмечали там Победу - дружно, весело. Памятника погибшим воинам тогда ещё не было, он появился в 1959 году. 

Выборы тогда тоже были праздником. Перед выборами агитаторы ходили с агитацией по дворам, проводили беседы на политические темы, сверяли списки. В день выборов устраивали ярмарку и концерт, приносили конфеты, сладости. Фотографий того времени почти не сохранилось, потому что фотограф приезжал очень редко и это было целым событием. Все тогда приходили в контору нарядные, ребятишки стеснялись...

Несмотря на то, что сведений об истории нашего села осталось совсем немного, мы продолжаем по крупицам собирать весточки из прошлого. Беседуем со старожилами, которых осталось совсем мало. Да и население уменьшилось уже до 450 человек. Но эта работа нужна нам, нашим детям и внукам. И она будет закончена.


Зима 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 01 Марта 2018

Отправитель: Валентина Попова

Вам нравится? 20 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...