НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Директор нашей восьмидесятой



Это рассказ о человеке, который двадцать три года руководил Купинской школой №80.
Николай Федотович Глазунов – человек, которого без сомнения можно назвать героем своего времени.
Николай Федотович – участник, ветеран Великой Отечественной войны, педагог с сорокалетним стажем работы. Награждён медалью «Ветеран труда», знаком «Отличник народного просвещения», медалью «За доблестный труд».
Наш герой родился 19 декабря 1920 года в семье переселенцев из Курской губернии. Федот Васильевич и Александра Демьяновна Глазуновы приехали в Сибирь, спасаясь от голода, свирепствовавшего в центральных районах России. Бабушка работала гувернанткой у помещика. Знала французский и немецкий языки. По приезде в Сибирь семья Глазуновых поселилась в деревне Камышино. Немного позже они построили дом в Купино по улице Крестьянской (ныне Советов). Семья была работящая, сеяли и убирали рожь, овёс, сажали картофель, морковь, свёклу, косили сено. Держали крепкое хозяйство. Детей рано приучали к труду. При советской власти, в период коллективизации по настоянию матери, Александры Демьяновны, вступили в колхоз. Работали добросовестно. В большой семье, насчитывающей девять детей, было всего три сына: Александр, Петр и Николай.
Родители постарались дать всем детям образование, понимая, что наступают новые времена. «В это время в Купине было две начальные школы, одна из них была железнодорожной. Я учился в сельской школе (№ 80), которая находилась от нашего дома на расстоянии 2,5 километра, мои родители не были железнодорожниками. И таких ребят, как я, было немало. Но я не помню случая, чтобы мы когда-нибудь из-за погодных условий или других причин пропускали занятия. В сильные морозы, метели за нами приезжали на лошадях родители, но эта «роскошь» для нас была очень редкой" - вспоминает Николай Федотович.
    Коля - тихий, спокойный, сдержанный на вид, даже несколько застенчивый, однако он не был, как говорится, «робкого десятка». В младших классах среди учащихся было противоборство между «станционскими» и «сельскими» ребятами, обучавшимися в школе. После уроков нередко затевались «войны». Выходили на пустырь группами и кидали камнями в противника. Быстрый, ловкий и проворный Коля, набрав камней из-за укрытия, стремительно приближался к группе противников, бросал камни, порой довольно метко, и стремглав убегал, оглядываясь и увёртываясь от летящих в него камней. Когда информация дошла до директора школы, Нестор Яковлевич Величко, отчитал мальчишек и прекратил такого рода «войну».
Прекращению драк среди учащихся способствовало появление в городе нового учителя физкультуры. Павел Николаевич Кирсанов приехал в Купино в 1933 году и буквально шокировал учеников и жителей села тем, что в сибирскую стужу ходил в летнем костюме, надетом на свитер, и ботинках. Высокий, стройный, красивый, влюбленный в свое дело, он буквально «заразил» спортом ребят из 105-ой и 80-ой школ. Павел Николаевич оказал огромное влияние и на Колю, увлёк уроками физкультуры и спортом. «В своем классе Николай Глазунов больше всех увлекался спортивными занятиями. Вполне естественно, что он стал первым и лучшим спортсменом среди одноклассников. На турнике он выполнял упражнения, на которые никто из нас не мог осмелиться. Особенно поразил нас один эпизод перед уроком физкультуры на спортивной площадке. Коля неожиданно встал в стойку на руки, совершил кувырок и - еще серию быстрых кувырков. При воспоминании о школе этот момент тотчас встает у меня перед глазами» - читаем воспоминания одноклассника Николая – Дмитрия Кушакова. Учась в 10 классе, Глазунов Н. выполнял некоторые упражнения лучше учителя-десятиборца.
Рассказывая о школьных годах нашего героя, нельзя не остановиться на успехах в учёбе. «На уроке когда отвечал на вопросы учителя, Коля держался спокойно, рассказывал не торопясь, вдумчиво. Не помню ни одного случая, чтобы братья приходили в школу с невыполненным письменным заданием».
С самого детства Коля любил музыку. Сам научился играть на балалайке. В школе Ксения Петровна Ильина (учитель истории) рассмотрела в мальчике музыкальные способности. Она научила его играть на скрипке и на мандолине. Музыкой Коля занимался с удовольствием. Свою учительницу он очень уважал и ценил. Интересен факт приобретения мандолины. Учащиеся школы № 105 участвовали в городских соревнованиях. Предстояло решить, чем премировать отличившихся спортсменов. Важно, чтобы подарок был с учётом интересов спортсмена. Ксения Петровна подсказала, что лучшим призом для Глазунова будет музыкальный инструмент – мандолина. Освоив инструмент, Коля в последующие годы играл в школьном ансамбле. Николай Федотович рассказывает: «Я играл на любом струнном музыкальном инструменте. Профессионально играл на домре и мандолине. Позже, уже работая в школе, всегда руководил струнным, а потом и эстрадным оркестрами. Сочинял стихи и музыку».
Окончив школу в 1939 году, Николай Глазунов устроился на работу в Романовскую неполную среднюю школу Чистоозёрного района в качестве учителя физики, биологии и физкультуры. Необходимо было оказывать финансовую помощь брату, так как родители работали в колхозе и денег не получали.
В 1941 году началась Великая Отечественная война. Николай Федотович в это время продолжал работать в школе. Учителя сельских школ освобождались от призыва на фронт. Давалась бронь (освобождение). В 1942 году он поступил в Новосибирский институт военных инженеров железнодорожного транспорта на факультет «мосты и тоннели», самый престижный и единственный этого профиля в стране. В нём студентам давалась бесплатная студенческая военная форма и приличная стипендия. Студенческая жизнь была нелегкой. Шел 1942 год, война вступала в решающую фазу, приближалась Сталинградская битва. Из НИВИТа (нынешний НИИЖТ) Николай Федотович был призван в армию и был зачислен в Белоцерковное пулемётное училище, которое находилось в то время в Барнауле. В сентябре 1942 года армейские части на фронте испытывали острую нехватку младшего командного состава. По приказу И.В.Сталина (после ускоренного обучения) на фронт стали отправлять курсантов военных училищ. «Мне предоставлялась возможность военное училище окончить. Я этой возможностью не воспользовался, подал рапорт на имя начальника училища и ушёл на фронт вместе со своими товарищами, с которыми успел подружиться. Патриотический дух молодёжи в это время был очень высок» (Из воспоминаний Н. Глазунова).
В сентябре 1942-года Николай прибыл в город Тамбов, где формировалась 24 гвардейская стрелковая дивизия, где был зачислен в качестве рядового в химвзвод 70 гвардейского стрелкового полка. Взвод предназначался для боя с танками противника. На фронт из города Тамбова дивизия железнодорожными эшелонами была отправлена в район города Калач-на-Дону. Дальнейший её путь с боями проходил в направлении городов Котельниково и Ростова-на-Дону. Это были тяжелые бои зимы 1942 года, проходившие юго-западнее Сталинграда. Танковые колонны фельдмаршала Манштейна рвались на вы-ручку окруженной трехсоттысячной группировки Паулюса; на их пути встали наши войска и не пропустили врага.
Первый бой полка произошел в тот момент, когда он еще находился во втором эшелоне от передовой. Прорвав линию фронта, большая танковая колонна неприятеля внезапно открыла огонь по подразделениям полка, который, по сути, находился еще на марше. В этом бою был убит командир 70 гвардейского стрелкового полка, погиб и командир химвзвода, были потери и среди солдат. После боя химвзвод был расформирован, Николая Федотовича взяли пулеметчиком первым номером станкового пулемета в боевое охранение 74 гвардейского стрелкового полка этой же дивизии. Участились изнурительные маршброски, длительные переходы. Станковый пулемёт в большинстве случаев приходилось нести на себе, но быстрое продвижение на запад у солдат вызывало хорошее приподнятое настроение. На пути к Ростову-на-Дону в феврале 1943 года рядовой Глазунов был тяжело ранен. После нескольких операций и длительного лечения в госпитале, в июне 1943 года врачебная комиссия признала Н. Глазунова не годным к дальнейшему несению военной службы. Определена 2-я группа инвалидности.
Вернувшись с войны, Николай Федотович, как и все фронтовики, начал налаживать мирную жизнь. Продолжил обучение в днепропетровском инженерном институте, который в то время находился в эвакуации в г. Новосибирске. По возвращении института на Украину, Николай Федотович поехал учиться туда, но институт окончить не пришлось. По семейным обстоятельствам, в 1948 году он был вынужден вернуться в Купино. Решил стать учителем. Устроился на работу в среднюю школу № 80 в качестве учителя физики. «Это был один из самых любимых моих учителей, он преподавал мой любимый предмет – физику. Николай Федотович был высокий, стройный, тщательно и чисто одетый. Удивительно порядочный человек, открытый людям» (Из воспоминаний учеников).
Все ученики отмечают его энциклопедические знания. Говорят, что он был преподаватель строгий, требовательный, справедливый. Умел создать условия, в которых нравится и хочется заниматься.
В 1957 году Н. Ф. Глазунов окончил физико-математический факультет Новосибирского педагогического института. В это  время он был директором спортивной школы. Филиал спортивной школы был открыт при средней школе № 105. «В спорте я не был новичком. Чемпион НСО по метанию гранаты и толканию ядра. Дважды был включен в состав команды НСО для участия в республиканских соревнованиях по легкой атлетике и спортивной гимнастике».
В спортшколе, созданной Глазуновым, были, в основном, группы спортивной гимнастики, так как он считал, что гимнастика обеспечивает разностороннее физическое развитие ученика, совершенствует его жизненно важные двигательные навыки. «В спортшколе семиклассники уже имели высокий спортивный разряд. Преподаватель физкультуры средней школы во внеурочное время имел возможность формировать из спортсменов группы легкой атлетики и спортивных игр, учитывая при этом природные особенности спортсмена. Команда района для областных соревнований всегда состояла из спортсменов-разрядников, которым не было равных в области. Она заслуженно награждалась знаменами, кубками, дипломами, которые украшали наш Купинский комитет физкультуры и спорта, а выпускники школ № 80 и № 105 Леонид Игнатенко, Владимир Сильванович, Анатолий Слезнов, Августа Полшкова и другие стали мастерами спорта», – с гордостью вспоминает Николай Федотович.
В 1960 году Глазунову Николаю Федотовичу, молодому руководителю, доверили подготовку и комплектование школы-интерната нового типа, которые начали внедряться в стране. Он, вместе с соратниками по работе в школе № 80, взялся за работу. Необходимо было закончить строительные работы, приобрести оборудование, сделать школу уютной. С работой они справились. Уже через год школа встречала своих первых учеников – ребят из пяти детских домов, находящихся в аварийном состоянии.
Из воспоминаний библиотекаря Галины Григорьевны: «Осенью 1965 года вернулся директором в школу Н. Ф. Глазунов. Он мужественный, волевой человек строгого склада. Умелый руководитель. Николай Федотович чувствовал сердце каждого работника школы, с ним легко было работать. Если учитель работал хорошо, он лишний раз его не дёргал, понимал, что труд учителя нелёгок. Ответственно относился к подбору кадров. Сколачивал хороший коллектив. Из военного городка старался не принимать, чтобы школа не осталась среди учебного года без учителя. Военные в Купино долго не задерживались, их с семьями быстро переводили. Николай Федотович большой ценитель детских талантов. Хор учащихся школы № 80 был самым лучшим в городе. Сам Николай Федотович играл с детьми в струнном оркестре. Это был настоящий директор - любящий детей».
 В шестидесятые годы была основана комната боевой славы, где были собраны фронтовые реликвии: письма с фронта, документы и вещи фронтовиков. Благодарности главнокомандующего и командиров воинских частей, ордена и медали за ратные подвиги ярко свидетельствовали о том, что и наши выпускники вели себя достойно в бою и умирали как настоящие герои. Воспитание патриотизма на местном материале органически вписывались в государственную программу.
Этот период в жизни восьмидесятой школы был отмечен воздвигнутым обелиском в честь учащихся и учителей. В день Победы состоялось открытие.
В 1984 году Николай Федотович ушел на заслуженный отдых. Он с честью отдал ключи от школы новому директору. «Начиная с физрука, учителя физики, дойдя до директора, Николай Федотович, всю жизнь посвятил школе № 80», – говорит Галина Григорьевна. С уходом Николая Федотовича окончилась целая эпоха, когда люди глядели вдаль, стремились в лучшее будущее, своими делами приближая его.
Мы спросили Николая Федотовича: как он понимает счастье? Вот что он сказал: «Счастье - это особое состояние души человека. Оно возможно только при преодолении трудностей в учебе, работе, общественно-политической деятельности, тогда на душе у нас становится светло и радостно. Счастье непостоянно, к нему необходимо стремиться всю жизнь». До сих пор его любят и уважают все, кто у него учился и с кем он работал. На протяжении многих лет ежегодно 1 сентября и 9 мая  Николай Федотович приходил в школу, ставшую родным домом. Его интерес к школьным делам и ученикам всегда искренний и живой. Главное в нём - трудолюбие, душевная неуспокоенность, активная жизненная позиция. «И хотя уже немало лет он находится на заслуженном отдыхе, но он как был, так и остается, по натуре своей, учителем и воспитателем. Чуткость, отзывчивость, доброта и стремление оказывать нуждающимся помощь вразумительным словом - эти качества у него - с детства. И он сумел их не только сохранить, но и в своей трудовой жизни усовершенствовать и отточить до таких пределов, что заслужил полное право называться с большой буквы Учителем и Человеком!».

Дата публикации: 25 Января 2019

Автор: Елена Будько

Отправитель: Татьяна Гостяева

Вам нравится? 3 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...