Учителями славится Россия
« … Каждая мама мечтает о доброй и умной учительнице. Мечтает о том, чтобы школа приносила радость детям. А радость без успехов не бывает. Так много нужно приложить сил, отдать души, прежде чем увидишь эту радость. Трудно чем- либо измерить отдачу учителя, да и возможно ли? Кто может подсчитать, сколько энергии, душевных сил, человечности, любви к детям, в которой сочетается сердечная ласка, премудрая строгость и требовательность, отдает учитель детям, находясь вместе с ними.
Учителю, как никому другому необходимо обладать не только талантом педагога, но и природным даром. Он должен быть работоспособным, тонко чувствовать индивидуальность каждого ребенка. Это должен быть человек большой души, любящий детей, способный без наигранности, ибо дети этого не прощают, стать им настоящим другом. Дети должны верить учителю безгранично. Большая ответственность ложиться на учителя.
Сколько себя помню, авторитет мамы был для мены непререкаемым. Равно как и для всех окружающих. Эта маленькая - чуть выше полутора метров роста, с красивым поставленным голосом (я никогда не слышал, как она кричит) вызывала уважение, граничащее с поклонением. А обращение к ней по имени отчеству « Людмила Григорьевна» звучит приблизительно с той же степенью уважения и благоговения как
« Товарищ генерал». Хотя на первый взгляд, в ее жизни не было ничего героического. Обычная сельская учительница…. Но в том то и дело, что, ни в ней, ни в том, что ее окружало, к чему она имела хоть малейшее касательство, не было ничего необычного. Она всегда все делала НЕОБЫЧНО.
Мои первые, далекие воспоминания очень яркие.
Когда мы (с сестрой) перед сном просили маму почитать нам что-нибудь, она приносила книгу с легендами Древней Греции и читала нам о волшебном, экзотическом мире греческих богов и людей, с красивыми непроизносимыми именами.
Либо мы узнаем о монголо-татарском иге, и о героизме русских князей, сбросивших ярмо Золотой Орды…. Волшебные вечера, напоминающие сказки из « Тысячи и одной ночи».
Вместе с мамой мы шили удивительно красочные и необычные костюмы на Новый год, фестивали. Мама с детства побуждала нас учить наизусть стихи и прозу.
Мама родилась 27 февраля 1942 года в Новосибирске. После трагической гибели отца
( он работал прорабом на стройке) в том же году пришлось вернуться обратно в деревню, в Стеклянное.
Огромную роль в дальнейшей судьбе мамы сыграл отчим – Абузар Рыдван – Оглы ровесник 20 века, он родился в 1900году, и в судьбе его как в зеркале , отразились все сложные , порой трагические события эпохи. Войну он встретил в Новосибирской области, куда в довоенные годы была сослана семья. В деревне Стеклянное был сформирован детский дом для детей войны. В первой половине дня дети занимались в школе , а после обеда дети переходили под попечительство отчима. Он учил их всему: и еду готовить, и стирать себе вещи, и убираться в доме и жить в мире и добрососедстве с окружающими. Эту науку жизни мальчишки помнили всегда, и попроисшествии многих лет, даже когда отчима не было в живых, приезжали выразить свою любовь и уважение.
Его любовь к детям передалась его родным отпрыском, положив начало большой педагогической династии.
И очень уж сильно хотела, чтобы мама стала учителем – моя бабушка Тимонова Марфа Ивановна. А говорила она так: « Люда, стань учительницей. Будешь ходить всегда с портфелем и ,все люди будут тебя уважать».
Ее учительская биография началась в 1959 году в Васильевской восьмилетней школе в качестве учителя немецкого языка, химии, географии и истории. Семнадцатилетняя молоденькая учительница видела перед собой учеников – почти ровесников, а одна ученица – Желибо Катя, с ее же года рождения.
« Почему я стала учителем?»
«… Сколько себя помню – мне всегда хотелось учительствовать,» - вспоминает мама.
С 1969 года вместе с семьей снова оказалась в Стеклянном, и проработала в школе до 2004 года – всего 39 лет.
Несколько лет мама работала заместителем директора по воспитательной работе. В 1982 году было присвоено звание «Отличник народного просвещения РСФСР», В 1990 году –звание «Учитель- методист». 25 лет была бессменным заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Вела общественные нагрузки: семь лет проработала профоргом школы, вела кружок политпросвещения. За хорошо поставленную пропагандистскую работу, была награждена Ленинской грамотой. В Стеклянском совхозе возглавляла Общество – «Знание». Дважды была депутатом и также дважды избиралась народным заседателем в Купинском народном суде.
Ее заслуги оценены и вознаграждены. 22 Почетные грамоты по линии облоно, РОНО, исполкома Стеклянского с/совета, администрации Стеклянского совхоза, Купинского Отдела Культуры, администрации Стеклянской школы. В 1975 году награждена почетным знаком «Победитель социалистического соревнования», ее фотография была занесена на районную Доску Почета в 1986 году.
Прекрасный оратор, рассказчик она умела завоевать аудиторию. Учащиеся любили ее уроки. Умело оказывала методическую помощь учителям, возглавляя секцию историков ММО (Стеклянской, Покровской, Орловской школ) с 1975-1991 год.
Всегда яркая, улыбчивая, молодая и зажигательная. Ни один концерт художественной самодеятельности не проходил без участия мамы. Мой отец _ Шумилов Николай Терентьевич- профессиональный баянист, тоже внес свою лепту в учительскую династию, отработав учителем музыки в школе в общей сложности 10 лет.
Учителями в этой большой семье стали: моя мама – Людмила Григорьевна, Виктор Ридванович( мой дядя) мамин брат, Марина Ридвановна _ учитель ОБЖ московской школе № 2006. По линии бабушки Тимоновой Марфы Ивановны:
Тимонова (Сваткова) Полина Алексеевна –учитель русского языка и литературы Шаитикской школы, Тимонова (Дидур) Любовь Алексеевна – учитель математики и директор Шаитикской школы, Тимонова (Ахмаева)Тамара Алексеевна - учитель математики вспомогательной школы г. Купино.,Тимонова ( Кошелева) Надежда Васильевна 0 учитель истории , преподававшая в городе Новосибирске, Тимонава(Ошлыкова ) Светлана Леонидовна – учитель истории г, Полтава, Тимонов Сергей Юрьевич – учитель ОБЖ и трудового обучения , работающий в МКУО Стеклянской СОШ и наконец, я – Шумилов Вячеслав Николаевич – учитель истории и моя жена Шумилова Марина Николаевна – учитель истории в МКОУ Стеклянской СОШ.
Когда моя мама вышла на пенсию, ее душевное состояние в тот период навсегда отложилось в памяти.
Для нее это было ощущение огромной потери, чего-то большого важного. Каждый последующий пенсионный год отделял ее от той активной жизни, которую она вела в течение долгого времени. К этому трудно привыкнуть. Такой привычный оборвался ритм - как- то вдруг, разом: только что была в гуще событий, ощущала острую нехватку времени, усталость, ее окружали десятки людей, которым она была нужна, к ней шли за советом за помощью, она все время куда-то бежала … и вдруг – стоп! Тишина, спокойствие, отдых.
Казалось бы , заслуженный отдых должен быть желанным. Но оказывается , что для нее это была не просто профессия , это призвание, .это образ жизни, Образ мышления, форма существования. Но и уйдя на заслуженный отдых , она не бросала общественную работу, в течение пяти лет возглавляла Стеклянскую ветеранскую организацию и была награждена Похвальной грамотой. А совсем недавно, в 2012 году по случаю 75 – летия образования Новосибирской области маме вручена памятная медаль «За вклад в развитие Новосибирской области».
И нет в деревне человека, которой бы не поинтересовался ее здоровьем, не поздравил бы с днем рождения. Очень важно, когда в силу возраста покинувший учительскую профессию человек ощущает, что его многолетний опыт, его знания и мудрость нужны людям, важно , когда о нем помнят. Недаром на Востоке учитель остается учителем до седых волос, и чем старше учитель, тем более он почитаем, тем больше прислушиваются к его советам и выполняют его наставления.
Каким должен быть Учитель? Один французский писатель сказал: «Кто-то всегда наблюдает за тобой: Бог, Мама, Учитель...»
Осень 2018
Участник конкурса
- Комментарии
Загрузка комментариев...