НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Есть уголок в Сибири необъятной

«…Самое важное, что надо сделать,
возрождая культуру, это вернуть культурную
 жизнь в наши небольшие города»
                                                                                 Д.С.Лихачёв
Введение
     Выбирая тему нашей работы, мы, не сговариваясь, сразу остановились на ней. Объяснений этому несколько. Рабочий посёлок Маслянино районный центр, на юго-востоке Новосибирской области, на отрогах Салаирского кряжа. Население посёлка 15 тысяч человек. Названию работы послужили слова маслянинского поэта Михаила Понуровского:
Есть уголок в Сибири необъятной,
Где вырастает самый лучший лён.
                                       И всем становится понятно,
Что это наш Маслянинский район.
     Маслянинцы любят называть свою малую родину «сибирской Швейцарией», и надо сказать, что в этом сравнении уже проглядывает наш провинциализм. Что по этому поводу думают швейцарцы нам не ведомо, по всем данным ни один из них у нас в районе замечен не был. А вот лён действительно лучший, такой только ещё в Костромской области произрастает. С 30-х годов XIX века в нашем районе ведётся золотодобыча. Но главное - здесь живут наши родные, близкие нам люди, о которых мы постараемся рассказать. А ещё мы хотим понять как пространство, в которое мы помещены, влияет на нас и что это за влияния. Мы стремимся понять себя через историю, культуру, простые человеческие отношения.
     Наша позиция по этому вопросу неоднозначная: с одной стороны - культурная жизнь никуда не уходила даже в самые трудные годы нашего постперестроечного бытия, а с другой не обошлось без потерь. Слова Д.С.Лихачева, вынесенные в качестве эпиграфа, скорее всего, обозначают проблемы, стоящие перед культурой малых городов, в них просматривается гражданская позиция великого ученого и гуманиста. Вряд ли он тем самым констатирует факт исчезновения культурной жизни в провинциальных городах, это был бы слишком упрощенный подход. В работе «Провинция и «великие» малые города» и других сочинениях он предлагает неотложные меры, которые нужно предпринять для решения этих проблем. С горечью Дмитрий Сергеевич говорит о том, как уходят целые пласты народной, и не только народной, культуры. На основании встреч, бесед, интервью, изучения материалов печати мы довольно отчётливо представляем себе местные проблемы, стоящие перед властью, общественностью и работниками культуры.
        Приступив к работе, поняли, что нас ожидают большие трудности, а именно понимание многих сложных понятий и процессов, с которыми пришлось столкнуться. Переставляя, перетасовывая слова «культура» и «провинция», образовывая на их основе прилагательные, получаешь новые смыслы и интерпретации. Некоторые мы оставим за скобками, например, «возрождение культуры». О других («провинция культуры», «культурная провинция») скажем лишь конспективно.
   Главное понятие - «культурная жизнь» мы постараемся показать через деятельность людей, чей вклад в духовное развитие нашей малой родины неоценим. Эти люди выполняли и выполняют нравственный и гражданский долг. Герои нашей работы учителя, музыканты, художники, т.е. люди от которых зависит культурная жизнь нашего района и посёлка. Отличие провинциального художника от столичного в том, что он чаще всего знает источник и адресат своего творчества, он видит и чувствует своего зрителя, читателя. Сегодня провинция интересна не только тем, кто её изучает, она и сама себе интересна. А значит идёт её культурное самоопределение, которое может и должно опережать административное и экономическое.
    Есть ещё один аспект самоопределения – ответственность Маслянина, как центра, перед населением района, когда мы на месте будем решать «свои» вопросы, не передоверяя их никому. В вопросе взаимоотношений столицы и провинции в ближайшие годы должно измениться, если не многое, то хотя бы осознание необходимости перемен самими провинциалами.
     Кроме этого нам интересны духовные поиски обычных, порой никому не известных людей.
  
           Чтобы хоть как – то уяснить феномен понятия «провинция» мы обратились к словарям.
    В Советском энциклопедическом словаре читаем: «Провинции (лат. — provincia ) 1) в Др. Риме подвластные Риму внеиталийские терр., управлялись римскими наместниками. 2) Адм.-терр. единицы в России в 1719-75 в составе губернии. Делились на доли и дистрикты. 3) Адм.-терр. единицы в ряде зарубежных гос-в (Италия, Испания и др.)» [13, с.1062] Словарь С. И. Ожегова выделяет два значения: «I. В нек-рых странах: область, административно-территориальная единица. 2. Местность, территория страны, удаленная от крупных центров [10, с.606].
      В русский язык это слово пришло сначала с единственной целью — дать наименование одной из единиц административного деления России для упорядочения и обеспечения денежных сборов. Примерно в 1780 году термин «провинция» как официальное обозначение определенного элемента административно-территориальной структуры Российской империи перестал существовать по всей стране.
    Как так случилось, что понятие «провинция» прочно утвердилось в нарицательном значении? Парадоксально, но факт: слово, формально устраненное из казенного обихода в конце XVIII века в России, стало одним из часто употребляемых в научном литературно-художественном, публицистическом обиходе. Постепенно оно приземлилось и конкретизировалось, обретая статус повседневной реальности, воплощенной в некоем пространстве. В словаре С.И.Ожегова читаем: «Провинциальный - 1. См. провинция. 2. Отсталый, наивный и простоватый».[10, с. 606]
       В 1990 А.И.Солженицин в статье «Как нам обустроить Россию» писал: «Станет или не станет когда – нибудь наша страна цветущей – решительно зависит не от Москвы, Петрограда… - а от провинции». [14, c.7]
   Скептически оценивал созидательные возможности провинции В.П.Астафьев: «…темные силы, наступающие на русскую провинцию, так огромны, так запущена земля и душа русская, что пробудиться ей — все равно, что сотворить духовный подвиг. А готова ли она к такому подвигу, я утвердительно сказать не рискну».[1, с.7]
  Нам импонирует точка зрения, по которой общество не сводится к противостоянию крайностей: центр – провинция, а является более сложным образованием: центр — провинция — периферия — граница. Для нас эта система выглядит следующим образом: Москва – Новосибирск – Маслянино – село. А.И. Солженицин говорил о сорока, таких как Новосибирск, центрах в новой России. И тогда именно провинция видится как основа системы, так как она более целостна, менее конфликтна. В данном контексте становится понятной позиция Д.С.Лихачёва, считавшего провинцию основой системы, воспроизводившей население и уровень культуры: «…именно провинция держала уровень не только численности населения (в Петербурге и Москве смертность всегда превышала рождаемость), но и уровень культуры». Столичные города «…только собирали все лучшее, объединяли, способствовали процветанию культуры. Но гениев, повторяю, рождала именно провинция». [8, с.127]
    Что такое культура провинции? В первую очередь это место нахождения, география интересующего явления. Увидеть что - то содержательное не представляется возможным.
     Более сложные проблемы ставит понятие «провинциальная культура». В этом понятии слышится противопоставление столичной культуре. Осенью прошлого года на телеканале «Культура» в очередном выпуске программы «Академия» была лекция о М.Хайдеггере. В ней упоминалось его философское эссе «Творческий ландшафт. Или почему мы остаёмся в провинции». После его прочтения, вспомнилось «Слово о малой родине» В.Шукшина, написанное за год до смерти. В своём творчестве он никогда не порывал духовной связи с родиной. Вряд ли толчком к написанию «Энергичных людей», к режиссерским работам стал европейский экзистенциализм. Тем более Хайдеггер, с его нацистским прошлым. Это сегодня экзистенциализм изучается в школьном учебнике «Обществознание». А тогда Шукшина настойчиво задвигали в деревенщики, который «бытописал» деревню. На самом деле герои Шукшина неуверенные, непонимающие, часто очень одинокие люди, то есть такие, как и во всём мире. Неужели творчество Шукшина провинциально?
      В своей работе мы хотим рассказать о культурной жизни Маслянино в постперестроечное время. Естественно охватить, поднять такой пласт народной жизни совершенно невозможно и поэтому расскажем о самых ярких людях, событиях, процессах. В основу работы положены материалы нашей районной газеты «Маслянинский льновод», встречи, беседы с нашими героями, впечатления от их творчества, а это музыка, песни, картины, стихи.
    В 80 – годы прошлого века Д.С.Лихачев обратил внимание общественности на развитие краеведения, назвав его «воспитывающей наукой». Он писал: «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества» [9,c.224]
    Развитие школьного краеведения в нашем районе испытывало разные периоды. Так, например, в 60 – 70 годах в школах началось движение по созданию музеев, из которых потом мало какой выжил. Сколько пропало, было расхищено уникальных, порой бесценных реликвий прошлого. Затем неоднократно объявлялись почины по увековечиванию памяти героев войны, которые принимали разные формы, итог был один – забвение. Занимались этим благородным делом энтузиасты, но, к сожалению, зачастую дилетанты.
    Всё изменилось, когда в Елбанскую школу приехала работать выпускница Новосибирского пединститута историк Татьяна Юрьевна Нерода. С этого момента начинается и продолжается уже более двадцати лет самый благодатный период в истории маслянинского школьного краеведения. Результаты неутомимой работы не замедлили сказаться: очень скоро её юные краеведы стали побеждать сначала на районных краеведческих конференциях, затем областных (НОУ «Сибирь», «Эврика») и всероссийских. Неоднократно школьники из сибирской глубинки добивались самых высоких наград в столице. Она сумела также расшевелить своих коллег, вовлекая их в это благородное дело, проводила семинары, консультации, на которых делилась опытом работы. Оказалось, написать качественную исследовательскую работу не так - то просто, она пишется по тем же «лекалам» - требованиям, что и научная. Отмечая уникальность краеведения как науки, Д.С. Лихачёв говорил: «…у него нет «двух уровней»: для специалистов и для широкой публики. Оно само по себе популярно и существует постольку, поскольку в его создании и потреблении участвуют массы». [9, с.225] Без преувеличения можно сказать - в районе сложилось движение краеведов, движение людей осознающих свою ответственность перед будущим.
  Школьное краеведение во многом способствовало созданию в посёлке историко – краеведческого музея, у истоков которого стала Микова Лариса Витальевна. Ради музея она без сожаления оставила прежнюю работу и в результате её неутомимой, подвижнической деятельности образовался, без преувеличения, мощный культурный и воспитательный центр.
    В посёлке пять общеобразовательных школ, детская школа искусств, спортивная школа, детский дом. Учителя посёлка шесть раз побеждали на областных конкурсах «Лучший учитель года» и это абсолютный рекорд. Наши выпускники учатся в самых престижных вузах. Кузнецов Василий, выпускник нашей школы, стал финалистом гуманитарной олимпиады «Умницы и умники», поступил в МГИМО. А дальше произошло то, что называется «ученик превзойди своего учителя»; теперь он нас подтягивает до своего уровня. Так на наших книжных полках появились монографии учёных МГИМО с дарственными надписями авторов: Н.М.Никулина, Я.В.Вишнякова, В.И. Уколовой, Т.В. Черниковой. Свою последнюю монографию «Европеизация России во второй половине 15 – 17 веках» Татьяна Васильевна подарила в Москве при личной встрече в декабре этого года. У неё есть мечта побывать в наших краях, в этой, как она считает, «удивительной земле». Мы пишем об этом не из провинциального бахвальства, а хотим в этом малом факте показать состоявшийся, без снобизма с одной стороны и подобострастия с другой, диалог между столицей и провинцией.
    Создательница и хранительница музея народного образования Ушакова Тамара Фёдоровна считает, что учителя района достойны иметь свой музей.
Сегодня музей является местом творческих встреч, торжественных мероприятий, интереснейших экскурсий. Тамара Фёдоровна без преувеличения энциклопедия народной жизни. По её инициативе и живейшем участии были изданы два уникальных сборника «Отчий мир», в которые вошли лучшие работы юных краеведов Маслянинского района. Хочется надеяться, что это доброе дело будет продолжено.
Песня, спасающая людей
    Мы сидим в классе баяна в музыкальной школе и беседуем с преподавателем Геннадием Александровичем Моисеевым. За окном - 40, морозы этой зимой пришли раньше обычного. Во время своего рассказа ходит из угла в угол, так ни разу и не присев, активно жестикулируя.
… Моисеевы переехали в Маслянино с Алтая, когда Гене исполнилось 9 лет. Заметно, с каким добрым чувством он говорит о земляках, уроженцах Алтая – В. Шукшине, А. Михайлове, М. Евдокимове, В. Золотухине, намекая на некую ауру этой удивительно красивой земли. Кстати, Маслянинский район граничит с Алтайским краем, что рождает грешную мысль: может она и нас накрывает?
    И отец, Александр Васильевич, и мать, Анисья Васильевна, играли на гитаре. Часто исполняли дуэтом романсы, народные и по¬пулярные песни. Первые музыкальные шаги Гена делал на гармони. Хорошо помнит первое пережитое в детстве потрясение от услышанного как-то по радио «Вальса цветов из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского. Выбор в пользу музыки был сделан «окончательно и бесповоротно».
По окончании восьмилетки поступил в Но¬восибирское музыкальное училище. Поступил в консерваторию, мечтал стать концертирующим музыкантом, но как он говорит: «подвело здоровье». Зато маслянинцы получили ак¬тивного просветителя, музыканта — гармони¬ста и баяниста, композитора-песенника, пре¬подавателя - наставника сотен детей и обще-ственного деятеля.
Своей большой жизненной удачей считает встречу с Фёдором Степановичем Валовым. Ф.С. - бывшим хормейстером-дирижером в прославлен¬ном Ансамбле песни и пляски Сибирского во¬енного округа. Знакомство переросло в крепкую дружбу и созданию удивительного дуэта гармонистов, чья слава далеко перешагнула границы района и области. В 2000 году за большой вклад в популяризации гармони, исполнительское мастерство прославленный дуэт был включен в энциклопедию «Гармонисты России»
В конце 1980-х — начале 1990-х годов всколыхнулись мощные духовные силы в народе, началась на¬родная культурная революция. Наступил всеобщий фольклорный бум, расцвет истинной народ¬ной песни и, конечно же, феноменальный взлет гармони через движение «Играй, гармонь!».
С Геннадием и Александром Заволокиными, никого в России знакомить не надо. В XX столетии по России прокатилось несколько волн народного «гармонишного движения». Самая мощная и длительная - заволокинская. В России гармонист был желанным гостем на всех праздниках, свадьбах, обрядах, проводах и встречах, "влазинах" в новый дом — его музыка сопровождала человека на всем жиз¬ненном пути.
    Г. А. Моисеев написал более 300 песен на стихи Н. Рубцова, С. Есенина, Ю. Кузнецова, В. Федорова, Н. Макарова, А. Осьмушкина, и других. В 1995 году приходит первый крупный успех - на областном фестивале получил звание лауреата за песню, написанную к 50-летию Победы. Отмечен был также цикл на стихи С. Есенина «Русь». А музыка песни «Русь» зазвучала в заставке-клипе на Новосибирском те¬левидении.
В 1999 году, наконец, ему удалось осуществить еще одну мечту - издать сборник своих песен. Некоторые из них вошли в репертуар Кубанского казачьего и Сибирского народного хоров. Совсем недавно издал второй сборник песен, выпустил два диска. Лучшим считает последний, - «Ты напой мне песню…», который мигом разошелся.
На протяжении своей творческой карьеры всегда оставался верен лирико - патриотическому жанру. Его патриотизм сдержанный, без надрыва и политики. В своих песнях он воспевает сибирскую природу, женскую красоту, широту народной души.
      Долгие годы Геннадий Александрович искал, что называется, «своего» поэта. Однажды, будучи в гостях у Александра Заволокина, ему на глаза попался сборник стихов П.И.Панасюка. Это был тот самый случай, когда два творца нашли друг друга. Вместе они написали десятки замечательных песен. 15 января наступившего года друзья встретились в Новосибирске на XXV Международном Маланинском фестивале. Когда мы заканчивали нашу работу «Маслянинский льновод» принёс радостную весть с фестиваля: участники детского ансамбля «Веселуха» под руководством Анны и Евгения Долбовых Андрей Горлов (гармонь) и Алёна Подсухина (частушки) стали лауреатами первой степени.
 Жизнь, к сожалению, состоит не только из встреч и удач, Остро переживал потерю лучших друзей. Геннадий Александрович об этом говорит так: «Они уходили один за другим: Фёдор Степанович, Гена Заволокин, Саша и заменить их некем. Хорошо помню слова поддержки Саши Заволокина, когда было трудно, он говорил: «Пиши, Гена, песни. Пиши. Это твоё». Мне кажется, что я перед ними в большом долгу».
    Когда мы спросили, что он думает по поводу слов Достоевского: «Красота спасёт мир», подумал и сказал: «Одно могу сказать точно – меня спасла песня. Песня – это молитва».
    На меня большое впечатление произвели семейные истории, рассказанные моим научным руководителем. Александр Иванович рассказывает: «В 1941 году мои родители и трое детей были депортированы в Маслянинский район. Наряду со всеми несли на себе все тяготы войны. Но самое неприятное, с чем пришлось столкнуться на первых порах, это враждебность и отчуждение. Каждый решал проблему по - своему, порой неожиданно. Старший брат Виктор к 12 годам сам выучился играть на гармони и стал первым парнем на селе, ведь война повыбила всех гармонистов. В 15 уже вовсю играл на свадьбах, праздниках, гулянках, со всеми вытекающими последствиями. Родители потребовали бросить гармонь. Но как отказаться от народного звания «Витька – артист»? Невысокого роста, ладный, смуглый с огромной копной чёрных волос – чисто цыган. Русская красавица Люба побоялась выходить за такого замуж, и потом всю жизнь жалела, продолжая любить. Всё, в конце концов, хорошо закончилось, брат женился на симпатичной, скромной Ирме, родили троих детей.
В 1995 году он со всей семьёй уехал в Германию, и история повторилась, теперь на исторической родине - он снова чужой. Однажды дети подарили ему на день рождения, как он просил, аккордеон. Порепетировал немного и вышел с ним на улицы Берлина. Дело было сделано, успех был полный, чему сам был немало удивлён. Из телефонного разговора: «Брат, а ты знаешь, как немцы любят русскую музыку?! …Извини, тороплюсь, сейчас иду играть в Трептов – парк. Сегодня там много иностранцев будет».
И длится русская песня до сегодняшнего дня в далёком и совсем не чужом Берлине. Весной 2012 года мне удалось совершить турне по городам Европы. Была я и в Берлине, но, к великому сожалению, встретить музыканта не довелось.
История вторая, рассказанная Александром Ивановичем.
 «Мы со средним братом Володей родились после войны в середине 50-х. Хорошо помним вечера песен (Liederabende), когда к нам в субботу приходили гости. Мы выключали свет в соседней комнате и наблюдали за происходящим. Взрослые немного выпивали, пели немецкие песни, танцевали вальс, польку и матлот. Лишь много лет спустя удосужился заглянуть в словарь: «Матлот - голландский матросский танец, имитирующий трудовые процессы на корабле». Брат окончил Маслянинскую музыкальную школу по классу баяна. После окончания сельхозинститута работал зоотехником, но работа не приносила удовлетворения. В один прекрасный день он увольняется и становится художественным руководителем в доме культуры. Баян победил. После знакомства с песнями Г.А.Моисеева, включил их в репертуар своего коллектива, сказав: «Я ими теперь дышу».
Печальным обстоятельством нашего времени становится утрата наших национальных традиций. Национальная культура вытесняется из повседневной жизни, уходит в музеи, научные книги, творческие коллективы. С глубоким сожалением об этом писал Д.С. Лихачёв: «…многие замечательные традиции утрачены. Люди перестают петь... Исчезла замечательная русская протяжная песнь – лучший жанр наших песен».[9,c.287]Об этом мы беседуем с художественным руководителем ансамбля «Горлинка» Светланой Юрьевной Дукальской. «Наше искусство пения бесценно. Многоголосие должно быть распевочным, свободным, от души. Мы учим наших артистов правильному дыханию, ритму, погружению».
  …В Маслянино супруги Дукальские приехали 20 лет назад, после окончания Барнаульского института культуры. В творчестве были всеядны, пытаясь охватить необъятное, пока не поняли, что настоящее богатство совсем рядом. Сейчас ядро репертуара «Горлинки» составляют народные песни нашего района. Уникальный материал был найден в селе Прямское, где из местных бабушек образовался ансамбль «Прямчаночка». Самой старшей из них Елене Тимофеевне Ананенко 83 года. Разговаривают и поют прямчанки на суржике. Этот язык образовался в сельской среде в результате смешения украинских говоров с русским разговорным языком. Как пример невнимательного отношения к фольклору Светлана Юрьевна вспоминает один забавный эпизод: «В свадебной песне «Стояла Юлечка по конец стола» поём слова: «Костка сурова. Костка шелкова». Мои артистки ропщут: «Про какие – то кости поём». Услышала наше исполнение Елена Тимофеевна пришла в ужас: «Не костка, а хостка, хосточка – платок значит!»
    Вдруг Светлана Юрьевна говорит совершенно неожиданное: «Народное творчество по природе своей явление не сценическое, и тем более не шоу». Нам показалось, что это намёк на «Бурановских бабушек», позволившим втянуть себя в шоу – бизнес. В «Горлинке» зародилась традиция проводить праздник Троицы в лесу на берегу реки. Первый был проведён силами коллектива, а четвёртый - это был уже областной праздник. Вот как она вспоминает это в интервью: «Вместе мы водили хороводы, пускали венки по воде, ели уху» [5, с.1,10]. В последние годы артисты ансамбля поют тропари на Рождественских праздниках в храме Святителя Николая Чудотворца. Тропарь маленькая песня, где отражена суть праздника. Пение в храме вызывает необыкновенные чувства - клирос не сцена. На вопрос: «Нужны ли гении народной культуре?» - Светлана Юрьевна ответила опять озадачив: «Традиция талантливее человека, поэтому она не нуждается в гениях. А вот мастера нужны».
    Интересно как это перекликается со словами Д.С.Лихачёва: «Традиционность народного искусства в значительной мере объясняется тем, что художественная систематизация впечатлений совершается вся в одном стиле одними и теми же привычными способами. … Всё в той или иной округе, все вещи созданы как бы одним мастером». [7, с.68]
 
Неразумная сила искусства
    В 2011году в жизни маслянинской художницы Михалевой Ольги Алексеевны произошло радостное событие – её приняли в Союз художников России. Вместе с мужем Игорем они работали преподавателями в детской школе искусств. Это была красивая пара: молодые, творческие, счастливые. О карьере художника не помышляла, ей нравилась работа с детьми. В 2004 году случилось страшное горе – умер муж, и она осталась одна с дочерью. Хочешь или не хочешь, а поневоле согла¬сишься с тем, что горе утончает душу челове¬ка, углубляет его переживания. И тогда она обращается к творчеству, начинает писать картины.
    Особенно ей нравится работа с акварелью методом а-ля прима, то есть живопись по сырому, написанная в один сеанс. Эта техника означает писать сразу, без дальнейших капитальных перемен. Все цвета берутся сразу в нужную силу. Метод а-ля прима, поскольку он не предполагает многократных прописок, позволяет сохранить, при наличии опыта, максимальную свежесть и сочность цвета. Метод требует интуиции, максимальной концентрации, погружения. Как она сама признаётся, иногда становится страшно, когда выходишь из этого состояния: повышается давление, сердце подступает к горлу. Писать картины на «ровном дыхании» не получается.
    Подлинной сенсацией на выставке 2004 года в Новосибирске стал цикл картин «Домой», или как она его называет «Коровки». Они принесли известность, признание коллег – художников. «Портрет художника», написанный в 2010 году, стал визитной карточкой региональной выставки сибирских живописцев. Ольга Алексеевна любезно предоставила для нашей работы репродукции этих картин. Как преподаватель художественного отделения много рассказывает о детях, которых она учит, об их успехах. Она убеждена, наши дети в отличие от горожан видят окружающий мир более непосредственно, мозаичней, и смеётся: «Как австралийские аборигены».
    Несколько слов хотелось бы сказать о работе музыкального отделения детской школы искусства, для которого двухтысячные годы стали настоящим прорывом. Юные музыканты Маслянина известны не только в области, России, а и за рубежом. Павел Орлов, (габой), живёт и работает в Москве, Максим Семёнов продолжает обучение на валторне в Норвегии, заканчивает консерваторию пианист Герман Уколов. Последний, пожалуй, самая яркая звёзда. Двенадцатилетним мальчиком он уехал в Новосибирск, для продолжения обучения. Из интервью газете «Маслянинский льновод»: «Еду учиться с желанием. Конечно, мне жалко уезжать из Маслянино, но надо. Я должен заботиться о своём будущем. Окончу лицей (при Новосибирской консерватории) через 5 лет. Дальше консерватория и аспирантура. Хочу играть как Фридрих Гульда».[11, с.6] Кстати, незадолго до этого интервью Ф. Гульда умер.
    Сегодня ученик профессора Мери Симховны Лебензон успешно гастролирует по стране и миру. По мнению одного из членов жюри музыкального конкурса в Барнауле Герман покоряет подлинным артистизмом, отлично слышит форму, ярко и образно мыслит. Он неоднократно становился обладателем приза зрительских симпатий. Например, в Германии на конкурсе, посвящённом С.Рахманинову (1место), получил Publikumspreis, в Одессе на конкурсе Э.Гилельса - глядацьких симпатiй. По стопам старшего брата пошёл и младший – Роман, ныне студент Новосибирской консерватории, его специализация - контрабас.
 
Звёздное небо над головой и нравственный закон…
  Что заставляет человека веками вглядываться в звёздное небо? Причин множество: от поисков смысла жизни до покупки «своей» звезды, есть сегодня и такая услуга.
  «Чем меня привлекает звёздное небо?» - переспрашивает Фёдор Огнёв и, помедлив, отвечает: «Красивое оно». Фёдор обычно немногословный, слегка заикающийся блондин лет пятидесяти, с увлечением говорит о звёздах, которые сегодня лучше всего посмотреть. И кажется – перед нами выросший восьмиклассник Юрка из рассказа В. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала», в чьей голове крепко засел разговор с Наумом Евстигнеевичем о космосе. Только вот хирургом не стал, а выучился на монтёра и работает в районном узле связи.
    В октябре открывался астрономический сезон, так как «пыли в атмосфере становилось меньше». В его огород, куда он выносил свой телескоп, взрослые и школьники шли целыми делегациями. В течение двух лет строил он этот телескоп: доставал детали, сам шлифовал линзы. В рассказе Шукшина старик испугался возможной встрече с посланцами Венеры: «Ишо драться кинутся».[15, с.40] «Фёдор, а ты не боишься встречи с марсианами?» - спрашиваем мы его. «Неа. Они умнее нас». Какой масштаб мысли! Сейчас Фёдор там не живёт, переехал в другое место. Поскучнело звёздное небо…
  А вот Вениамину Михайловичу Ходаеву захотелось объяснить эту красоту, «поверить алгеброй гармонию». Родился 1929 году, окончил нашу школу и больше нигде не учился. Тем не менее, несколько лет проработал учителем, вёл математику, физику, труды. Талантливый художник – оформитель, многократный чемпион района по шахматам и … учёный – самоучка. Будучи человеком пытливым и упорным он многие годы потратил на решение фундаментальной проблемы бытия. Бессонные ночи, горы прочитанных книг, исписанные формулами тетради. Никакой умозрительности, только научные математические методы! Всё это ради того, чтобы доказать свою космогоническую теорию. У нас нет возможности показать расчёты, поэтому обратимся к рецензии на статью Ходаева В.М. «Принцип выброса масс на орбиты. Гипотеза динамического происхождения планет»: «Кумулятивное решение, предложенное В.М. Ходаевым (1997), преодолевшее затруднения ударной космогонической гипотезы происхождения планет Ж.Бюффона (1749) удовлетворительно объясняет наблюдаемое физическое состояние элементов Солнечной системы и связанное с эволюцией этой системы физические явления. …Поэтому правомерно в дальнейшем (в научных исследованиях и ссылках) называть вышеназванную гипотезу «космогонической гипотезой Бюффона – Ходаева», тем самым констатируя приоритет и научный подвиг российского учёного». (См. приложение 5) Справедливости ради стоит отметить, что его теория не получила признания у академической науки. Может пока?
Что объединяет двух следующих наших героев? Один – известный, заслуженный, активный и творческий человек. Другая - неизвестная, из заслуг – замечательные дети, мечтательная и тоже творческая натура. Объединяет их, пожалуй, одно – вера. Яков Матвеевич Богер - немец, врач, фронтовик. В сорок первом защищал Москву, «успел» совершить подвиг, за что награждён медалью «За отвагу». После 10 месяцев войны, на основании известного указа от 28 августа 1941 года был переведён в запасной полк. В 1944 году отправлен в тыл на поселение, «под комендатуру». На фронте познакомился со своей будущей женой Шурой. После 5 лет переписки в 1948 году она приехала в Сибирь и, как вспоминает Яков Матвеевич, сказала: «Я твоя декабристка и теперь буду тебе помогать». [4, с.50] В1955 году «отменили комендатуру» и они стали, наконец – то, свободными людьми. Главное, что к этому времени ему удалось закончить мединститут. Сегодня за его плечами годы нелегкого труда сначала врачом, потом главврачом районной больницы, спасённые жизни, счёт которым он потерял. В 1966 году ему присвоили звание «Заслуженный врач РСФСР». У него много друзей, которым очень благодарен за то, что они просто есть.
На долгие годы судьба связала его с театром, вместе с которым он рос, добиваясь звания народного. Спектакли у тогдашнего зрителя вызывали неизменный интерес, зал районного Дома культуры ломился от зрителей. Ставились пьесы: «Платон Кречет» А.Корнейчука (любимая), «Метранпаж» А. Вампилова, «Правда - хорошо, а счастье лучше» А.Островского и другие. С тяжёлым чувством вспоминает спектакль «Миллион за улыбку» А.Сафонова, на котором разыгралась трагедия. Во время диалога, в одной из сцен, у него на глазах умер его друг и коллега Анатолий Усов. Но, конечно, самая главная ценность - это семья. У них с Шурой, которую так он называл всю жизнь, двое детей, внуки и правнуки. В ноябре 2012 года состоялась презентация его книги «Через годы – с верой». Завершая её, он пишет: «И теперь, когда позади почти вся жизнь, я имею право думать, что исполнил свой долг перед детьми, близкими, был честен как врач, как гражданин» [4, с.110]Его книга – это история человека по рождению немца, а по культуре русского. Его вера – это вера врача в то, что жизнь сильнее смерти, его вера – это служение людям.
11 января этого года Я.М. Богеру исполнилось 93 года. Совсем недавно он сменил «Запорожец» на «Жигули».
Мы сильно сомневались – стоит ли писать о следующей героине, так как мы с ней совершенно незнакомы. Но история её жизни, кажется удивительной для наших мест - она избрала веру в земного бога. Мать троих детей, натура одарённая: писала картины, очень любила чтение. 15 лет назад, когда дети выросли, в один прекрасный (?) день, она исчезает и объявляется в Красноярском крае, чтобы строить там, в тайге, Город Солнца.
В 1991 году в Красноярском крае объявился новый мессия – Виссарион, основавший Церковь Нового Завета. Виссарион в миру бывший милиционер Сергей Тороп. В Евангелие от Иоанна сказано: «В начале было Слово, и слово было у Бога, и слово было Бог». [3, с.831] Почитав Слово Виссариона, у нас сложилось мнение, что это эклектичная религиозная система, в которой активно эксплуатируются экологические проблемы и эсхатологические ожидания. Уже дважды он назначал конец света. Пророки подобные Виссариону сегодня окормляют провинцию, здесь они находят новых адептов. Парадокс заключается в выросшем уровне образования и культуры провинции. В общине много людей с высшим образованием, иностранцев, если верить, граждан 30 стран. Нам не известны мотивы поступка этой женщины хотим лишь пожелать ей обрести свет. С верой можно построить храм, город и жизнь.

Заключение
 Маслянино сегодня – это центр культурного ландшафта, формирующий вокруг себя социокультурное пространство, у него видна динамика в развитии инфраструктуры. В посёлке и районе за последние годы построены горнолыжная база «Юрманка», спортивно – оздоровительный комплекс, бассейн. Растёт самоорганизация людей, то есть возникающие снизу инициативы: клубы по интересам, благотворительные акции, спонсорство работа с инвалидами. Может сложиться впечатление о Маслянино, как об оазисе культуры, этакой резервации, куда можно водить экскурсии. Мы меньше всего хотим быть заподозрены в некоем духовном самодовольстве, квасном патриотизме. Возможно, мы были по – провинциальному простодушны, но старались не кривить душой.
     Сегодня ушли в прошлое слова «Сначала думай о Родине, а потом о себе», «Я научу тебя родину любить». У Сергея Гандлевского есть строки об этом:
                       …Раз тебе, недобитку, внушают такую любовь
                          Это гиблое время и Богом забытое место …
    Оказывается Родину можно просто любить: не отчитываясь, не докладывая об этом. Но этого мало, что тонко замечает Д.С. Лихачёв: «…следует развивать духовную оседлость людей, их привязанность и уважение к своей местности и к своей стране». [8, с.151] Любить просто – уважать труднее, вот в чём дело!
    При всех несомненных заслугах власти в развитии Маслянина, мы избегали освещения этого вопроса. Сегодня «культура» - это по прежнему часть административного ресурса.
    Ничего не сказано о проблемах, а их множество: умирающие сёла, а значит новые «разрывы складов жизни». Из СМС – форума газеты «Маслянинский льновод»: «Вымирает село. Страшно. Ещё одна смерть. Мужики здоровые уходят один за другим. Хочется выть и кричать. А может закричать всем селом? Чтобы услышали наконец. Те кто их травит. Торговки спиртом. Вы же женщины. Остановитесь…». [12, с.15] Будет ли услышана современная Ярославна, с её плачем, переходящим в вой? Вернутся ли мужики из хмельного похода? А ещё наркомания, СПИД (в 2010 году – 50 человек, в 2012 – 80!) и пр. А это – антикультура, как часть общего, что мы называем культурой. Это тема для другого исследования.
     В заключение мы хотим поблагодарить всех, кто доверился нам, оказав тем самым неоценимую помощь в написании работы.
P.S. В начале нашей работы мы упоминали швейцарцев, которые до нас так и не доехали. А вот немец объявился… и остался. Штефан Дюрр на месте рухнувших колхозов и совхозов создал агрофирму – гигант «Сибирская нива». Импортные технологии, оборудование, бурёнки – рекордсменки и подумалось: когда – то это уже было триста лет назад. Капиталовложения составили уже один миллиард рублей, на подходе ещё три. Это крупнейший инвестиционный проект в области. Мы не знаем, почему он решил развивать свой бизнес в России. Может он тоже любит русскую музыку?...


Дата публикации: 28 Января 2019

Автор: Анастасия Мочалова , выпускница МБОУ Маслянинской СОШ №1

Отправитель: МБОУ СОШ №1

Вам нравится? 2 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...