НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


История села Лотошное

На грани Барабинской и Кулундинской степей, вдали от железной дороги, на стыке трёх районов (Карасукского, Доволенского и Краснозёрского), а когда-то трёх уездов, стоит село Лотошное. Ему 155 лет.
Мы хотим рассказать вам эту историю – своеобразную « лотошанскую» и в то же время отражающую великие события: заселение Сибири, первую мировую и гражданские войны, коллективизацию, Великую Отечественную войну и, наконец, наше время.
Необозримые лесостепи раскинулись на южной кромке Барабинской степи и Кулунды. До проведения железной дороги в Сибири – это 1863–1870 гг. население Карасукской волости было очень редкое. Жители сибирских деревень не страдали от безземелья. Старожилы сибиряки разводили много скота и запахивали большие площади под хлеб и овощи.
Примерно в 1863 году, по рассказам старых людей, на берегу небольшого пресного озера появились первые переселенцы. Это были сибиряки из ближайших деревень Карасукской волости.  Жители Погорелки и Чернокурьи – Кайгородов Андрей и братья, Бабушкины  Корней и Абрам. Привольно раскинулись ковыльные степи, пересечённые гривами и перелесками. Набрели мужички на озеро. Кругом хороший травостой, да и лес для постройки близко. Что ещё нужно? Тут они построили три заимки на берегу озера. Первые переселенцы занимались хлебопашеством, охотничьим промыслом. В камышах озера нашли лодку. Отсюда и пошло название « Лодочное».
Позже с Урала, из Пермской губернии, на телегах приехало три семьи. Образовался посёлок до десяти дворов.

С 1890-96 гг. – когда через Сибирь прошла железная дорога, по ней с Украины хлынули переселенцы. Гнали их безземелье и нужда. За короткий срок заселились двести дворов. По письмам родственников, наезжали целыми семьями, со всем скарбом: с бричками, скрынями и дубовыми дижками и жлуктами. Вокруг озера образовались улицы: Сибирская, Черниговская, Молдованская, Харольская и на холме, на скрещивании улиц у озера, площадь. Из посёлка « Лодочного» образовалось село и согласно мягкому произношению украинцев за ним закрепилось название « Лотошное».   1907 году это было большое село с населением более двух тысяч  человек.
Переселенцы внесли своё в облик и быт села. Появились хаты – мазанки, крытые камышом, плетни. Такие хаты и сейчас стоят. Выращивали даже арбузы, и кукурузу.
Переселенцы с Украины многие были не грамотные, религиозные. Боялись ведьм и другой нечистой силы. Очень боялись « порчи»  и крепко верили в существование бога.
Построили церковь. Школы же не было. Царское правительство не спешило грамотность распространять. Необходимость учить детей всё более возникала у Лотошан.
С 1908 года начались хлопоты перед начальством  в Томске об открытии школы. Школу открыли. 

В 1909 году из Томска в село приехала высокая, белокурая, хрупкая девушка Прасковья Михайловна Богатырёва.  Она была первой учительницей в селе Лотошное. Помещение для школы наняли у семьи крестьянина. Она была переполнена  детьми. Вместо парт – доски на чурбанах или на табуреты положены, а большинство сидело возле стен на кучах пальто. Тесно. Душно. Ночью в этих « классных» комнатушках помещалась многочисленная семья хозяина. Тут же висела люлька с ребёнком, бегали маленькие ягнята. На время занятий люлька и ягнята убирались на кухню. Детей не смущали эти неудобства. Обе комнатушки были переполнены, а по воскресеньям проводились общие читки, игры и песни под гитару.
Крестьяне решили твёрдо строить не избу, а просторную кирпичную школу. Богатырёва настояла на постройке министерской школы, а не церковно – приходской. Только в 1914 году окончательно отстроили, отделали хорошо школу, обнесли красивой оградой. Эта каменная школа и сейчас стоит.
Тяжёлым ударом обрушилась на деревню весть о первой империалистической войне. Мужчин забрали в армию. Осенью 1914 года деревня волновалась. Появились раненые, покалеченные. Поступали похоронные. Хозяйства развалились. За что воюют? За что люди наши гибнут? Газеты на это не давали ответа.
Октябрьская революция дала ответы на эти мучительные вопросы. Декрет Ленина о мире встретили в селе с радостью.

Войне конец! С фронта стали возвращаться солдаты. Большинство из них в армии слышали о большевиках, поддерживали их. Появился интерес к политике.
В 1918 году на одном из первых собраний сторонников большевиков  избрали Совет крестьянских депутатов и депутатов на волостной съезд. Избрали председателя, пели революционные песни: « Смело товарищи в ногу», « Варшавянка» и другие. Так образовалась большевистская ячейка села.
  Было решено  создать « Культурно – просветительское общество» в селе Лотошное.  Заявление послали в Барнаул для утверждения. Быстро получили ответ- утверждение на красиво оформленном листе, печать и штамп общества и пачка афиш для объявления спектаклей. На собранные с членов деньги выписали газеты из Томска и « Современное слово» из Петербурга. Это было летом 1919 года. Члены общества дежурили в школе, где один класс служил « Красным уголком». Тут читались газеты. А вечером собирались любители пения. Тут же ставились пьесы.
В сентябре 1919 года лотошное восстало против Колчака.
Большая заслуга в этом алтайских сёл Солоновки, Волчихи. Там восстание началось раньше и как пламя перекинулось на север.
В Лотошное приехал партизанский отряд человек тридцать из соседнего села Конёво под командованием фельдфебеля Гребельного. Был собран сход, который постановил власть белых свергнутой, объявил Советскую власть, а для борьбы с Колчаком объявили мобилизацию до пятидесяти лет.
– Поднимайте руки – кто за то, чтобы белую власть долой» – крикнули с крыльца.
– Долой! – потрясло площадь, и лес рук поднялся над толпой.
На борьбу за Советскую власть, на борьбу с белыми доподлинно поднялся народ. Произошёл большой подъём в народе.
Вооружённые дробовиками, пиками, на своих конях отряд двинулся поднимать на восстание соседние сёла. Все окружающие Лотошноё сёла присоединились к восстанию. Лотошное превратилось в центр повстанческого района.
Первого октября 1920 года на Лотошное напал сводный отряд карателей, руководимый иноземными интервентами. Главная сила партизан отсутствовала. Было схвачено шестнадцать человек партизан. Их вывели к мельницам за деревню и расстреляли. Ночью жгли село, а утром отряд скрылся, боясь мести главного отряда партизан.
В центре села есть братская могила, где лежат расстрелянные белым отрядом при налёте на село партизаны. 

Налёт банды, её жестокая расправа с защитниками советской власти не устрашили активистов села. Вскоре через деревню прошёл первый отряд Красной Армии с пулемётом. Появление бойцов Красной Армии успокоило население. Лотошное
В 1923 году после разгрома Колчака наступила полоса мирного строительства. Было организованно кооперативное общество и построена кооперативная лавка.
В 1926 году были организованны ясли. В июне 1929 года по предложению партии собрался в сельсовете актив села человек пятьдесят. Вопрос стоял один: начать компанию по коллективизации села. Первый колхоз был назван « Прогресс».
Очень трудным было положение первых колхозников: тягла и транспорта было мало. Машины отсутствовали. Мало было и продуктов. Кулаки смеялись над промахами колхозников, а середняки, прежде чем войти в колхоз, истребляли скот, портили косарки и другие машины сельского хозяйства. Но всё-таки колхоз победил.

В 1929–1930 годах колхоз перешёл на коммунальный устав. Недолго просуществовала коммуна « Прогресс» и опять перешла на устав сельскохозяйственных артелей. На много колхозов раздробился первоначальный колхоз « Прогресс». На каждой улице организовали свой колхоз: « Гроза», « Им. Шевченко», « Червонный Коминтерн»  и ряд других. Но время показало, что бессильны маленькие хозяйства бороться с трудностями. Обратно слились все мелкие колхозы в « Коминтерн» и « Прогресс». Затем и они слились в один колхоз « Им. Жданова». Были построены животноводческие помещения, электростанция. Появились автомашины. На фермах появился породистый скот.

В 1936 году школа была расширена до семилетней. Повысилась культура села. Газеты и журналы выписывались многими колхозниками. Проводились партсобрания, агроучёба, росла грамотность и библиотека. В магазине появилось много мануфактуры, готовое шитьё, велосипеды.
Война 1941 года с гитлеровской Германией задержало развитие хозяйства. Более четырехсот человек ушли на фронт и многие не вернулись, отдав свою жизнь за честь и свободу Родины. В селе не забыт подвиг наших односельчан.  Воздвигнуто два памятника, погибшим в годы Великой Отечественной Войны.
Несмотря на все лишения, вызванные войною, женщины, подростки, старики самоотверженно трудились, снабжая фронт хлебом, мясом, маслом, сырьём.
По окончанию войны лотошане взялись за укрепление своего хозяйства. Особенно большой подъём хозяйства, культуры села и благосостояния людей в колхозе начался с 1953 года, когда правительство начало проводить ряд крупных мер по подъёму сельского хозяйства.  Увеличилась в колхозе передовая техника: трактора, комбайны. Выросли кадры механизаторов. Увеличилось поголовье скота, расширилась посевная площадь.
Развернулось строительство домов и стремление лучше обставить и украсить свои квартиры: хорошие койки, тюлевые шторы, вещи, которые придают уют комнатам. Велосипеды – у каждого механизатора. Есть и мотоциклы. Прошла радиофикация села, электрофикация. А кино? – стационар в клубе, да и клуб не плохой.

Перестройка конца 1980-х и 1990-х годов изменила жизнь села. Лотошное отделилось от села Светлое, у которого была отделением, и стало самостоятельным колхозом. После того, как М.С. Горбачёв сказал, что к 2000-ному году каждому отдельную квартиру, в селе началось строительство. В строительстве в основном использовались камыш и глина. Ходили друг к другу на «помочи», помогали обмазывать глиной  стены. Всем миром работали, а после за стол. Так появилась новая улица « Молодёжная». Ставили и блочные дома.
Построили новую, красивую школу, детский сад и Дом культуры.
Конечно, мы не претендуем на историческую полноту.  В людях старшего поколения эта статья пробудет немало дорогих воспоминаний, молодым бесхитростно  расскажет, как это было, и тех и других ещё раз заставит подумать о сложном и героическом времени, в котором нам довелось жить .

(По воспоминаниям С.П. Савченко, П.М. Богатырёва)


Осень 2018
Участник конкурса
Дата публикации: 27 Декабря 2019

Автор: Мария Примаченко

Отправитель: Мария Примаченко

Вам нравится? 17 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...