НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


У каждого своя правда

                                                                                                         «У каждого своя правда»
                                                                                                                                                                       Посвящается столетию Гражданской войны.
 Каждое историческое событие влияет на судьбы людей. Гражданская война разделила нашу страну на «своих» и «чужих». Попробуем оценить это событие, ознакомившись с воспоминаниями очевидцев того времени.
С октября 1919 года колчаковские войска отступали на восток. Среди предводителей бело - чешского движения начинаются разногласия. Командиры чехословацкого корпуса, единолично распоряжаясь работой железной дороги, занимали пассажирские и товарные вагоны для перевозки личного состава. Офицерам и солдатам Колчака, и части гражданского населения пришлось отступать, по территориям, примыкавшим к Транссибирской магистрали, используя конфискованные у крестьян лошадей. Забирали фураж, скот, муку. Насильно мобилизовали в свою армию молодых мужчин. За укрывательство провианта, дезертирство полагалось жестокие карательные меры, и даже расстрел. Особенно зверствовали казаки. Они беспощадно наказывали за укрывательство продуктов питания, лошадей и упряжи, устраивая показательные порки нагайками, шомполами. Солдаты при попустительстве офицеров часто занимались открытым мародерством. Это привело к противостоянию крестьян белогвардейцам. Всё это подтверждают записи рассказов старожилов нашего села.
 Верхоланцева Евдокия ( 82г., умерла около 1967 г.) хорошо помнила это время.
«В Старую Кулынду, Новую Кулынду, Царицыно и Заячье белогвардейцы зашли одновременно «в один день». Уже лежал снег. Солдаты шли пешком, офицеры ехали верхом на лошадях. На подводах везли раненных и женщин с детьми. Они расположились в избах зажиточных крестьян Старой Кулынды, Царицыно и Заячье. Батраки стали топить им бани. Собрали молодых девок и женщин. Одни стирали военную одежду, другие варили в больших котлах еду. Кулаки стали отдавать колчаковцам провиант, фураж. Они указали у кого «добрые кони», где спрятано зерно у крестьян Новой Кулынды. Всё отбиралось, и увозилось в Старую Кулынду».
 Лебедева Евдокия вспоминала, как «белые» делали обыск у них в доме, и забрали родственника», который агитировал «за красных». Больше они его не видели. Отец её «хорошо знал грамоту» и часто читал мужикам газеты. Добрый человек предупредил его о предстоящем аресте. Пришлось ему прятаться, пока белые не ушли. Был выдан большевик Степан Титов. Его арестовали и с конвоем отправили в Славгород. Там он был расстрелян. Выдали их «богатеи», которые ненавидели советскую власть».
Среди жителей деревни Заячье (бывшая Болдыревка) живёт очень правдивая быль. Александр Васильевич Колчак ночевал у купцов Болдыревых и сказал, «что краше и спокойнее мест в Сибири не встречал». Деревня была расположена среди берёзовых колков, на берегу озера Стеклянное, Этому можно верить, так как одним из предводителей белого движения был генерал Г. В. Болдырев. Возможно он родственник основателям этой деревни Болдыревым.
 Бакина Анна Ивановна (1914 – 2003) бережно хранила скатерть с надписями «Ресторанъ С. В. Зайцевой». Её дед Крючков Г. живший в деревне Царицыно ( Кашмеляк) выменял её у семьи, бежавших вместе с белогвардейцами, за кусок сала. Среди гражданского населения были состоятельные люди. Они хотели покупать продукты питания, но крестьяне только шли на обмен. Многие отдавали теплую одежду и еду бесплатно. Анна Ивановна вспоминает, как дед ещё долго корил бабушку Секлетинью за то, что она «просто так» дала замороженные круги молока семье, где были маленькие дети. Она вздыхала и говорила : «Где твои братья сейчас, кто знает?»
«Белые пробыли в нашей деревне несколько дней. Родители боялись за своих дочерей. Кондратюк Феня кареглазая красавица и молоденький колчаковский солдатик успели за это время полюбить друг друга. Девушка решила бежать вместе с любимым. Узнав это, родители заперли её в погреб, а солдатику сказали, что дочь уехала к родственникам. Феня всю жизнь вспоминала свою любовь». Вот такой рассказ о своей двоюродной тёте поведала Маслова Г. В.
Из воспоминаний Верхоланцева Ивана. (84 г. умер в 1989 году). «На третий день как пришли белые в Новой Кулынде и на краю Старой Кулынды раздались выстрелы. Пришли красные. Колчаковцам пришлось вступить в продолжительный бой. (Это подтверждается найденными в Новой Кулынде, на берегу озера и окраине Старой Кулынды остатки винтовок пуль, казацких шашек, нагана, снарядов от пушки времён Первой мировой войны.) Нужно было время, чтобы покинуть Старую Кулынду.
Надо было найти проводника. Никто из кулындян не хотел показывать дорогу. Тогда собрали всех мужиков и пригрозили начать расстрелы. Один, из знавших местные дороги, согласился. Заставили местных мужиков на своих подводах везти раненных и гражданских. Обоз двинулся в сторону села Троицкое. Красногвардейцы преследовали своих противников . За Троицком было ещё один бой. Долго задержали колчаковцы красных около села Блюдцы. Там белые поставили на колокольню церкви пулемёт и не давали поднять голов красногвардейцам. Некоторые мужики во время этих боёв сбежали, а несколько человек так и «сгинуло».
Красные начали устанавливать новые порядки. Арестовали предателей и помощников белогвардейцев. Они остановились в Новой Кулынде. Пополнили провиант, реквизировали несколько лошадей, взяв их у кулаков Старой Кулынды. Местные жители хоронили убитых красногвардейцев и белогвардейцев, сделав две общие могилы. Несколько кулындян пошли добровольцами в Красную Армию. В отличие от белых красноармейцы не зверствовали, не забирали у мужиков последнее зерно».
 Вот такое историческое событие столетней давности прошло сквозь судьбы моих земляков.
Жители села по-разному оценивали события Гражданской войны. В годы советской власти большинство одобряло поведение советской власти, считая белых врагами. Были в селе люди которые, опустив глаза, говорили о том, что у каждого человека «своя правда». В первые годы коллективизации, те, кто как то помогал белым в эти два три дня, уехали из деревни в город.
Только сейчас мы понимаем, какая драма произошла в истории нашего государства. Очень понятны и близки философские стихи Марины Цветаевой.
Все рядком лежат —
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат.
Где свой, где чужой?
Белый был — красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был — белый стал:
Смерть побелила
М. Цветаева
  Необходимо не повторять исторических ошибок. Учиться находить мирный выход из политико - социального конфликта.
Учащийся 11 класса МКОУ Новокулындинская СОШ Ганихин Александр.
Чистоозёрный район. История. 1911 -1920


Осень 2018
Участник конкурса
Дата публикации: 07 Октября 2018

Автор: Александр Ганихин


Вам нравится? 2 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...