НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Профессия, ставшая судьбой

     Прозвенел звонок. Окончен шестой урок. Ребята, о чём-то шумно споря, покидают класс. Людмила Сергеевна устало опускается на учительский стул. Наконец-то можно перевести дыхание. Есть немного времени, можно проверить тетради, в три часа педсовет…. От нахлынувших мыслей вдруг отвлекает чей-то голос:
- Бабушка, ты снова задержишься?
   Это Даша, внучка Людмилы Сергеевны, ученица седьмого класса.
-Да, Даша, иди домой, у меня ещё много дел.
      Людмила Сергеевна взглядом провожает хрупкую девичью фигурку. Как же она похожа на меня в юности. Такая же активная, жадная до знаний…
 Мысли вдруг улетают на много лет назад…
     Урок немецкого языка, Люда Паруликова с восхищением смотрит на учительницу Радченко Любовь Владимировну, которая очень интересно и увлекательно ведёт урок. В меру строгая, элегантная, эрудированная. Именно такой ей хотелось стать, и Люда шла к своей мечте. Училась она легко, проявляла способности в изучении языков, всегда нагружена какими-то общественными поручениями, так незаметно пролетели школьные годы.
     Окончив школу, Людмила вместе с подружками отправилась в Новосибирск подавать документы в институт, но судьба распорядилась иначе: учёбу пришлось отложить. В стране не хватало учительских кадров, и зачастую в школу приходили преподавать вчерашние выпускники. Людмиле предложили поработать в сельской школе учителем немецкого языка. Так в 1973 году и началась её педагогическая деятельность.
     Свой первый урок в Казаткульской средней школе Людмила Сергеевна будет помнить всю жизнь. Робкая, невысокого роста девушка даже сначала немного струсила, когда увидела десятиклассников выше её на голову.
      Её первый урок... Как старательно готовилась она к нему вместе со своим наставником Русаковой Тамарой Васильевной! Была продумана каждая минута, взвешено каждое слово. Можно было бы быть уверенной, но в самом дальнем уголочке сознания затаилась крупинка сомнения и страха - как я справлюсь?
    Первый урок, как первый снег, внезапный и легкий, но долгожданный. Первый урок, как первый шаг, несмелый, но самостоятельный.
    Наконец, наступил этот для неё долгожданный день, долгожданный урок немецкого языка в 10 классе. Не дожидаясь звонка, Людмила Сергеевна направилась к детям в класс. Идёт по коридору и чувствует, что её охватывает сильное волнение, трясутся руки, подкашиваются колени, пропадает голос. До сих пор помнит каждое мгновение этого события. Ведь тогда решалась её судьба, её будущее. Будет ли она Педагогом? От этого урока зависело многое.
     Итак, перед детьми предстала маленькая, худенькая девушка с большими голубыми глазами. На неё смотрели любознательные, оценивающие каждый её шаг, юные лица её ровесников. Людмила Сергеевна начала урок и сразу почувствовала, как между ней и учениками потянулись невидимые нити дружелюбия, открытости. Из них не нужно было вытягивать слова, ребята легко вступали в диалог, задавали множество вопросов. Если ученик задает вопросы, значит, учительница смогла его заинтересовать.
   Честно говоря, в деталях она не помнила, как прошёл урок. Ей хотелось так много сделать! Всё время смотрела на часы. Надо уложиться! Но вот ощущения от первого урока до сих пор с ней: смесь волнения, страха, удивления: «Неужели я настоящая учительница, а это мои ученики?». Сердце так стучало, что, казалось, выскочит. Незаметно пролетели 45 минут. Урок окончился. В голове промелькнула мысль: «Я справилась. И не так уж это страшно».
    Так прошёл её первый урок. Уходя, ученики поблагодарили Людмилу Сергеевну за урок, за прекрасное владение немецким языком. Разве это ли не награда для учителя? Услышав эти слова, все сомнения по поводу правильности выбора профессии рассеялись. В её сердце зажглась искорка, которая горит и по сей день.
     В Казаткуле Людмила Сергеевна встретила свою судьбу-Русакова Владимира Михайловича, в то время ещё студента сельскохозяйственного техникума. Познакомились в Доме культуры, где шла подготовка к праздничному концерту. Владимир прекрасно играл на баяне и вместе со своим другом, Красновым Геннадием, аккомпанировали хору. Людмила танцевала и пела, она имела хороший голос, который ей достался от мамы, отменной певуньи, участницы Сибирского хора. Так они и познакомились, это была любовь с первого взгляда… 
   Через несколько лет Людмила Сергеевна окончила институт, родились две прекрасные дочери, которые большую часть времени проводили с мамой в школе. Людмила Сергеевна вела внеклассную работу с детьми, рисовали газеты, выпускали бюллетени, готовили концертные номера к праздникам, ходили на ферму с политинформацией. Активно участвовала в общественной работе: была секретарём комсомольской организации, депутатом сельсовета, агитатором, членом Всесоюзного общества «Знание», задачей которого являлось распространение политических и научных знаний среди населения.
       В 1987 году муж окончил высшую партийную школу и его избрали парторгом колхоза «Сибирь». Людмила Сергеевна, как «декабристка» последовала за мужем в «Сибирь». Два года проработала в прекрасном коллективе учителей Никулинской школы. Это тоже были незабываемые годы в её жизни. И снова, конечно же, уроки, контрольные, внеклассные мероприятия, экзамены, родительские собрания и педсоветы. Новые знакомства с коллегами и учащимися, которые в дальнейшем превратились в крепкую дружбу на долгие годы.
     В 1989 году снова переезд: мужа назначили председателем колхоза имени XXI съезда КПСС, а Людмилу Сергеевну перевели учителем русского языка и литературы в Казачемысскую среднюю школу. Это была одна из передовых школ района с сильным преподавательским составом. Многие педагоги начинали свою работу ещё в годы Великой Отечественной войны, имели правительственные награды, почётные звания. Работать в таком коллективе было ответственно и интересно. Людмила Сергеевна всегда творчески подходила к процессу преподавания: поиск новых технологий, форм и методов обучения. Нестандартные формы проведения уроков русского языка и литературы: урок-КВН, литературные игры «Что? Где? Когда?», уроки-путешествия, уроки-размышления, конкурсы, ролевые игры, литературный суд над героями, исследования, практикумы, интегрированные уроки – это конёк её работы. Именно по этой теме на уровне района был обобщён её педагогический опыт и выпущен в РОНО бюллетень.
       Бурная деятельность не прекращалась и после уроков: то заседания предметных объединений и месткома, профсоюзного комитета, то работа в школьной аттестационной комиссии и методическом совете школы, то участие в трудовых акциях и культурной работе среди населения. Активная жизненная позиция, преданность выбранной профессии, уравновешенность и эмоциональная устойчивость снискали ей заслуженное уважение среди педагогов школы, учащихся и родителей.
90-е годы стали тяжелым испытанием для всей страны. Школа и учителя выживали, как могли, многие ушли искать лучшей доли, в образовании остались только преданные своему делу учителя. Задержки зарплаты стали нормой, порой даже полное безденежье. Был даже такой казус: перед Новым годом учителям решили выдать зарплату вино - водочными изделиями. Приходилось учиться жить по-другому: завели своё хозяйство, научились печь хлеб. В магазинах практически ничего не покупали - все производили сами. Но, не смотря на трудности, в школе и в те времена было интересно, коллектив был относительно молодой, у всех «глаза горели», всё время что-то придумывали, школьная жизнь кипела с утра до вечера.
     Так в делах и заботах проходили годы. Даже как-то не успела заметить, когда выросли её девочки, обе закончили школу с серебряными медалями. И хотя изначально выбрали иные профессии, всё же впоследствии стали учителями своей родной школы. Старшая Оксана - учитель русского языка и литературы, учитель-логопед и педагог-психолог, а младшая Ольга - учитель математики и информатики, по совместительству заместитель директора школы по воспитательной работе. Обе работают в школе уже более 10 лет.
      В 1996 году горе постучалось в дом: заболел муж. Долгие годы он был прикован к постели, и Людмила Сергеевна разрывалась между работой и домом. После смерти мужа наступило какое-то опустошение. И тут снова выручила работа - Людмиле Сергеевне предложили возглавить школу. В 2006 году, после назначения директором Казачемысской школы, начался новый этап её педагогической судьбы.
      Середина двухтысячных годов - это начало реформирования образования. Старая система была сломана, а новую только предстояло построить путём проб и ошибок. В первые три-четыре месяца хотелось вообще исчезнуть: назад пути уже нет, а впереди - стена неимоверных проблем, и, как ей казалось, путей решения нет. Подбадривала себя словами Ф. Ницше: «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее». И шла вперёд! Знала ли директор, что ей предстоит выдержать и с какими трудностями придется столкнуться? Вряд ли. До конца понять и полностью осознать, просто не было времени. Знала лишь одно: школе, коллективу, ученикам трудно сейчас, и она не вправе оставлять их. Для коллег она стала и наставником, и добрым советчиком, а иногда приходилось стновиться стеной, которая защищает.
Директор сельской школы - это особая должность! Твоя жизнь, как на ладони, каждый твой шаг и движение на виду. Тебя, твою семью все знают. Даже в быту ты не можешь себе позволить вести себя некорректно. Учитель, а уж директор тем более - профессия круглосуточная.
Воспитывая учеников, ты воспитываешь всё село, от тебя зависит его будущее.
Повсюду твои выпускники: родители, приведшие в школу робких первоклашек, фельдшера местной врачебной амбулатории и районной больницы, глава сельской администрации, заведующие магазином и почтовым отделением. Трудно перечислить все профессии, которые выбрали её выпускники.
    Судьбы наших учеников - это наши судьбы; моря, по которым они проплывут - это наши моря. За 45 лет педагогической деятельности Людмилой Сергеевной выпущено много медалистов, только из стен Казачемысской школы их вышло пятнадцать. Все они успешные люди, работают на благо своей страны.
    Однажды Людмилу Сергеевну спросили:
- Скажите, трудно быть директором школы?
Она искренне ответила:
- Знаете, когда любишь своё дело, трудное становится лёгким. У нас в школе творческие педагоги, любящие своё дело, прекрасные дети. Моя школа-моя семья, как её не любить? Когда все вместе - все трудности преодолимы, и путь к успеху обеспечен.
     10 лет Людмила Сергеевна возглавляла школу. В 2016 году, подготовив смену в лице своей выпускницы, уступив дорогу молодости и энергии, Людмила Сергеевна стала надёжным плечом, возглавила учебно-воспитательную работу школы.
За долгие годы работы накопилось много почётных грамот и благодарностей. В 2006 году её педагогический труд отмечен Почётной грамотой Министерства образования Российской Федерации, имя занесено в Книгу почёта педагогических работников Татарского района, а в 2018 году наградили юбилейной медалью к 80-летию образования Новосибирской области за большой вклад в её развитие. Но, пожалуй, самой важной наградой были и остаются её ученики, их горящие глаза, их успех.
     Работа для Людмилы Сергеевны Русаковой давно перестала быть просто работой. Она превратилась в смысл, который каждый человек ищет в своей жизни.
    Моя профессия - моя судьба…
45 лет пролетели, как один день!
 В дверь постучали.
- Людмила Сергеевна, вас ждут в учительской - педсовет, будем обсуждать нововведения!
- Иду, иду.
Жизнь продолжается, сколько интересного ещё впереди!


Дата публикации: 07 Октября 2018

Автор: Дарья Рубан


Вам нравится? 3 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...