НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


История Маслянинской средней общеобразовательной школы №3

История открытия школы. Первые годы
 В 1910 году житель села Маслянина Шипулин Марк Агапович построил в Забарсучихинской части села дом из четырёх комнат.
 После смерти Марка Агаповича в 1922 году дом перешёл его сыну Бубенщикову Фёдору Марковичу. В 1930 году Бубенщиков Фёдор Маркович был раскулачен, а дом передан под школу. Это решение было принято на заседании Маслянинского сельского совета Маслянинского района, состоявшемся 2 декабря 1930 года. Одним из вопросов, вынесенных на обсуждение, рассматривалось предложение об открытии школы за Барсучихой.
В сентябре 1931 года была открыта начальная двухкомплектная школа.
         Число учащихся росло, а школа была мала. Поэтому в 1935 году к дому была сделана пристройка из старых домов. Таким образом, школа стала четырёхкомплектной.
          Из архивных документов по крупицам удалось собрать редкую информацию. В 1939 – 1940 учебном году в школе работало всего 4 учителя, но уже в то время существовала библиотека, включающая в себя 20 книг для учителей и 178 экземпляров художественной литературы для внеклассного чтения. За год выданы все. В юношеское движение вступили 43 пионера.
   В тяжёлые военные годы (1942-1943) 1-й класс Стафиевской насчитывал 60 учащихся, во 2-ом классе у Чермяниной В.А. было 52 ребёнка. В эти годы школой заведовала Гладких Таисья Ивановна.
В 1949 году заведующей Забарсучихинской начальной школой была назначена Валентина Александровна Чермянина.
    Из воспоминаний Л.Г.Ядрышниковой, дочери В.А. Чермяниной и выпускницы Забарсучихинской школы:
    « Моя мама руководила школой до 1954 года, пока школа не стала семилетней. Штат учителей состоял из 12 человек: Надежда Александровна Деревнина, Вера Афанасьевна Парамонова, Михаил Кузьмич Босых, Исаков Павел Петрович, Лидия Никифоровна Зуева, Валентина Викуловна Иванова,Нина Прокофьевна Дятловская,Алексей Алексеевич Макушин , Валентина Тихоновна Молозина и др.
    Классы учащихся были большими, по 40 – 42 человека. Занимались в две смены. В каждой комнате была печь, которую топили дровами. Для хозяйственных нужд была выделена лошадь. Всю работу выполняли учителя: белили, красили, заготавливали дрова для школы. Большую помощь оказывали родители учеников.
     Учащиеся копали картошку, вязали лён, зарабатывая деньги для себя и для класса. Собирали лекарственные травы и берёзовые почки.
    Столовой в школе не было, работал буфет, где продавали пирожки.
    На переменах ученики организованно играли в разные игры. Дежурный учитель следил за порядком в коридоре.
      В школе не хватало классных комнат, поэтому построили домик на Алтайской улице для занятий.
      После уроков все были вовлечены в художественную самодеятельность, проводили сборы, старшеклассники шефствовали над учениками начальных классов и придумывали для них праздники.
      Вместе с учителями ходили на экскурсии в швейную мастерскую и пимокатный цех, на кирпичный завод и деревообрабатывающий комбинат. Очень любили походы на Морозову гриву, на камень.
       Дружили со 2-й школой, объединялись на праздники, День Пионерии проводили в лесу у костра.
      Короткий период времени школой руководил Плохих Иван Федосеевич, его жена Вера Алексеевна преподавала русский язык и литературу.
       В Забарсучихинской школе работали: Парамонова В.А., Евдокия Степановна Захарова, биолог, заведующая пришкольным участком; Людмила Фёдоровна Корнюшина, Вениамин Михайлович Ходаев вёл черчение; Павел Петрович Исаков, учитель рисования, доброжелательный и строгий, с золотыми руками; Босых Михаил Кузьмич – учитель от Бога; Исакова Серафима Петровна учитель немецкого языка; Огарков Александр Герасимович, учитель музыки; Пинигина Мария Леонтьева, Глушаева Прасковья Трофимовна, Борисова Мария Семёновна, учителя начальных классов; Сорокина Раиса Васильевна, учитель русского языка и литературы; Каратаева Нина Прокофьевна, Карпенко Екатерина Сергеевна, Яркова Евдокия Васильевна, учитель биологии; Татьяна Степановна Михалева; Первов Иван Дмитриевич, учитель географии, назначен директором школы с 1955 года.»
Год 1955
Из воспоминаний И.Д.Первова
«Август. В Маслянинском районо принято решение - открыть в Забарсучихинской части Маслянино, на базе начальной школы, семилетнюю школу. 24 августа меня назначили директором. Утром 25-ого я пришёл в школу. Вход был открыт. Две учительницы красили в коридоре пол. Это были Чермянина В.А. и Парамонова В.А. После осмотра школы у меня осталось тяжёлое впечатление. Стены кое-где замазаны глиной и побелены, а остальные торчали круглыми побеленными брёвнами. Заведующая школой, Чермянина Валентина Александровна, показала учительскую и четыре классные комнаты.
При приёмке школы оказалось, что для размещения классов не хватает парт, классной доски. Мало учебно–наглядных пособий.
В этот же день были назначены учителя 5 - 7 классов: Захарова Е.С. – биолог, Исакова С.П. – иностранный язык, Иванова А.В. – математика, Козлова Е.С. – завуч. В оставшиеся дни до начала учебного года пришлось собирать по другим школам парты и некоторое оборудование.
1 сентября была проведена линейка учащихся и открыты два пятых, два шестых и один седьмой классы. Так Забарсучихинская начальная школа стала семилетней.
Школа-то открыта, но у нас нет учебно – опытного участка, нет и мастерской. Одним словом, многого нет. Нет до 1 января даже сметы на семилетнюю школу. «Нет – так будет», - сказали учителя. И работали. На пустыре, заросшем крапивой, на уроках биологии, труда и во внеурочное время ровняли участок, очищали, готовили под пришкольный учебно – опытный. На нём работали бригады учащихся. Лучших юннатов награждали ценным подарком – книгой.
 В садике перед зданием школы были посажены акации и берёзки.
Встаём на ноги. Строим, оборудуем
(1956-57 уч. г.)
Экзамены закончены. Проведён выпускной вечер. Сделан первый выпуск из седьмого класса. Качество знаний учащихся – хорошее.
Надо готовиться к следующему учебному году. С чего начинать? Надо «выкроить» классную комнату. А где? Коллективно обсудили и нашли. Вход в школу перенесли через учительскую, учительскую – в комнату сторожихи, а в коридоре заборкой выгородили классную комнату в 12 кв. м. Всё лето шёл ремонт. Заменили полы в коридоре, штукатурили, белили, красили.
С мастерской вопрос решился лишь к осени. Рядом со школой стоял сарай райпотребсоюза, где когда-то засаливали кожи. Вот этот сарай и решили сделать мастерской. Помещение отремонтировали. Девочки вместе с мальчиками на уроках труда делали стульчики, вешалки для детского сада.
 Но вот беда, мастерская стоит на усадьбе соседки. Пришлось просить в поссовете денег, купить домик и сменять его на избу, которая стояла около школы, и где жила Орловец. Здесь мы устроили кипятилку. За эту операцию директор получил выговор, но зато территория увеличилась, и пришкольный участок стал больше.
В 1957 году потребовалась ещё одна комната. Где искать? В средней школе стоял гараж, который использовался под склад лыж. Вот его и перевезли. Этот гараж был пристроен к мастерской. Всё это было хлопотно и стоило много забот и нервов. Главное – нет денег и материалов. Как бы ни было трудно, а к новому 57-58 гг. ещё одна комната появилась. Вход в неё был сразу с улицы, и поэтому было холодно. Классы занимались в этой комнате по очереди, по 2 месяца. Ребята всегда дают меткие названия. Так новый кабинет они прозвали «душегубкой». В школе было уже 12 комплектов.
      Так мы росли и вставали на ноги.

Традиционная дружба
Эта дружба зародилась в 1956 году. На совещании директоров школ было заключено соцсоревнование между школами № 2 и № 3 по успехам учебно-воспитательной работы. Коллективы учащихся приглашали друг друга на пионерский слёт, проводили физкультурные соревнования. Позднее стали проводить совместные праздники окончания учебного года и дня рождения пионерской организации. Праздники проводились в лесу. На этих праздниках пионерские дружины докладывали друг другу о своих успехах, подводили итоги соцсоревнования. Затем выступали коллективы художественной самодеятельности, проводились состязания. В конце праздника победителям вручали подарки.
Трудности роста. Мы не унываем
 ( 1958г.)
Есть болезни у людей, животных, растений и даже зданий. У старушки- школы – это грибок. Он разрушает балки стены, создаёт затхлый, тяжёлый запах. Нужны радикальные меры. Ломаем внизу стены и выкладываем кирпичом, меняем балки, полы, убираем из-под полов землю, смолим, мажем. Люди шутят: « Если каждый год выбрасывать по одному бревну и заменять кирпичом, скоро школа будет вся кирпичная».
Дрова – тоже сплошная трудность. Как только наступает весна, начинается заготовка топлива на будущий год. Заготовку ведём за счёт найма рабочих, и каждый год устраиваем субботники учащихся 5-7 классов. В лесу спиленные деревья разделываем на двухметровки и грузим на машину. Иногда машины застревали, и приходилось их перегружать или подымать рычагами. Во время вывозки дров никто не считался с отпуском или временем суток. Часто приходилось из леса добираться пешком. Привезённое долготьё разделывали родители и учащиеся старших классов. Учителя сами распиливали и кололи дрова дома. Так школа запасала топливо на зиму.
В 60-ом году стало возможным приобрести дрова на заводе стройматериалов. Два года заготовка шла путём найма Б.-Изыракской школы механизации.
В 1961-62 уч.году и позднее коллектив школы под руководством учителя пения Огаркова А.Г. занимает первое место в районном смотре художественной самодеятельности. В 62-63 годах занимали второе место среди городских школ г. Черепаново. С приходом в школу физрука А.Г. Моисеева оживилась физкультурная работа в школе. В 63-64 годах школа занимает первые места в районных лыжных соревнованиях. В 1963-64 уч. г. школа заняла первое место по лыжным соревнованиям, второе место в смотре художественной самодеятельности и первое место по техническому творчеству. Экспонаты, изготовленные под руководством Босых М.К. и Первова И.Д. из органического стекла (линзы и приборы), были отправлены в г. Новосибирск и школе не возвращены.
Из воспоминаний Клюбченко Людмилы Дмитриевны, выпускницы 1962г.: «Как и все ребята, принимала участие в общественной жизни школы: в художественной самодеятельности, спорте, была шефом октябрятской звёздочки, занималась выпуском классной стенгазеты».
Каждую осень учащиеся убирали урожай в откормсовхозе и в колхозе «Баррикады». В среднем - по 25 га картофеля.
Борьба за новое здание школы (1959-61г.)
В 1962 году школа стала восьмилетней. Число классов – 16. Не хватало помещений, два класса занималось в инкубаторе. Два класса разместили в бывшей конторе завода стройматериалов.
В 1963 году перевезли здание прачечной Александровского детдома. С большим трудом построили во дворе школы здание под классную комнату. Теперь школа размещалась в пяти зданиях. С 1959 года ставится вопрос о строительстве нового здания. Облоно отказывает. Составили акты с участием врачей и пожарников о непригодности здания для занятий. Пишем в Бюро ЦК КПСС по РСФСР, в Совет Министров РСФСР, Министерство Просвещения, Облисполком, высылаем акты и фотографии. И вот в 1960 году Облоно сообщает о том, что в 61 году будет начато строительство. Проходит 1961 год – никаких изменений. Снова писали и требовали.
А школа живёт своей жизнью. Из воспоминаний учительницы Забарсучихинской школы Серафимы Петровны Исаковой:
   « До сих пор в памяти остались яркие моменты: как соревновались отряды между собой, как знали биографии пионеров и комсомольцев – героев, именем которых были названы отряды. Каждое лето помогали своим шефам – чупинскому колхозу «Баррикады». Под палящим солнцем пропалывали свёклу, заготавливали берёзовые веники для отары овец.
Все учителя обязаны были вести кружок. Мне в создании театра Теней помогали Лариса Ошейко и Галя Хрюмова, заинтересованные ученицы.
     Нас с учениками всегда ждали на предприятиях. Отряд учеников соревновался с бригадой трудящихся (Бригадой коммунистического труда). Дети готовили концерт, а рабочие рассказывали о своём труде, о передовиках, знакомили с результатами соцсоревнования. Мы же читали трудящимся доклады о Сухомлинском, Макаренко, вели речь о культуре поведения и др.»
Участвуя во Всероссийском конкурсе по охране природы, изготовили 150 скворечников. Кроме этого, собрали 25 центнеров сосновой шишки. Посадили деревья вокруг школы. В результате школа завоевала III Всероссийскую премию и грамоту.
«Лёд тронулся» (1960-63г.)
Наконец, в 1962 году приехали геодезисты для выбора места строительства, съёмки и привязки. Снятый план участка оказался неудачным. Пришлось делать заново. Приехали геологи, взяли пробу грунта. Строительство началось лишь осенью 1963 года. Немало хлопот было, прежде чем наступил долгожданный день – начало строительства. Но проблем не стало меньше: то нет денег, то не хватает стройматериалов.»
С этого момента начинается новая страница в летописи школы.


Осень 2018
Участник конкурса
Дата публикации: 30 Декабря 2019

Автор: Ромахова Елена Георгиевна, Кудина Наталья Владимировна

Отправитель: Наталья Сотникова

Вам нравится? 2 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...