Демографические проблемы моей деревни, моей Благовещенки
Земляки покидают деревни,Перевозят в поселки жилье,
Оставляя одни лишь деревья
Да плетней и заборов гнилье.
От селений иных по избушке
Уцелело, и мест не узнать,
И, пугаясь безлюдья, старушки
Здесь друг к другу идут ночевать.
И уже говорят в сельсовете
И в райцентре, что скоро земля,
Где стоят еще домики эти,
Отойдет под луга и поля.
Жизнь велит, жизнь выносит решенья,
Жизнь дает на вопросы ответ.
И одни умирают селенья,
А другие родятся на свет.
«Демография - это показатель благополучия общества и эффективности государства» (В. Путин). Продолжительность жизни и уровень смертности населения, детская рождаемость, как ничто иное, отражают состояние государства. Демографическая ситуация в нашей стране за последний год несколько улучшилась: рождаемость выросла, а смертность сократилась. Демографические проблемы существуют и в моей деревне Благовещенке.
Ещё в 80-е годы XX века на территории Благовещенского Муниципального образования находилось 4 села: Благовещенка, Селиваново, Никитинка, Петропавловка, в которых проживало 1400 человек. На сегодняшний день проживает 723 человека. За четверть века с карты Купинского района исчезли д.Никитинка и д.Селиваново.
История возникновения деревни
На юго-западе Купинского района есть деревня с красивым и звучным названием Благовещенка. 70км. отделяют нас от районного центра г.Купино, 560км. - от областного центра г.Новосибирска, и совсем рядом, в 16км, граница с соседним государством - Казахстаном.
Кулундинская степь - обширные, немереные просторы, гривный рельеф. С закономерной сменой грив и межгривных понижений. То там, то здесь разбросаны мелкие берёзовые и осиновые колки, которые придают особое очарование нашему краю. Скромная и величавая красота. Много сделано и руками человека.
Деревня расположена в зоне рискованного земледелия: выпадает недостаточное количество осадков, суховеи подвергают пахотные массивы легкого механического состава ветровой эрозии. Для защиты земли в 70-е годы были посажены многочисленные лесозащитные полосы. Высаживали ель, сосну, тополь, смородину, вишню, берёзу, осину. Поэтому наши поля выглядят ровными прямоугольниками, обрамленными аллеями деревьев или кустарников. У нас нет проточной воды, но зато много озёр, наверное, этот факт стал главным в выборе места первых переселенцев. Пресных озёр мало, вода сильно минерализована.
Точной даты образования нашей деревни установить не удалось. В разное время нашу деревню относили то к Андреевскому району Алтайского края, то к Баганскому району и только в 1960 году Благовещенку отнесли к Купинскому району. Сведения об истории были найдены в Баганском архиве, когда в деревне готовили вечер, посвященный 50-летию Победы в великой Отечественной войне. Деревня наша в начале XX века была большая: три ряда соломенных домиков, крытых камышом или пластом. Зажиточные мужики имели рубленые пятистенки. Такие дома были у Исаака Бреуса, Михалева, Карчевского, Зимовского, Костика, Красикова. У них были маслобойки, шерстобитки, много скота: коров, коней, верблюдов, овец.
В надежде поправить своё хозяйство, обзавестись своей землей, ехали из Центральной России переселенцы в Сибирь. В 1903, 1906г. в нашу деревню приехали из Черниговской волости Павленко, Гончаренко, из Смоленской губернии - Ермаковы, из Гомельской — Симако, из Белоруссии - Батура, из Украины - Ткаченко, Жерносенко, Тимошенко. Занимали свободные земли, обживали угодья, называли по именам владельца - Батурина ляга, Бурдина грива, Пащенков колок и др.
По-разному сложились судьбы переселенцев. Кто, сохранив скарб, скот тут же осваивались. Старые люди рассказывали, что урожаи были хорошие, но В. Керостелев в своей книге «На Купинской земле» приводит свидетельство Б.Б.Иовлева, производителя работ землеустроительной партии Его величества: «Урожай здесь в среднем получают такой: пшеницы - 35 пудов, ржи - 30, овса - 50-55 пудов с десятины». Автор говорит, что практиковалась так называемая залежная система земледелия: два-четыре года крестьянин сеял на поле хлеб, потом бросал землю, чтобы «отдохнула», через три-четыре года снова распахивали её. И комментирует: не мог он при таких условиях разбогатеть, даже концы с концами не удавалось свести в засушливые годы, а их у нас в Кулунде каждые пять - шесть лет между 3-4 годами сравнительно благоприятными. Многие переселенцы разорились или шли по найму за кусок хлеба. Беднейшими хозяевами были в селе Максименко, Жерносенко, Гарус, Азаров, Драгуновы. Сохранились воспоминания долгожительницы нашего села Батуры Татьяны Васильевны. Её родители привезли в 4-х летнем возрасте, 7 детей было в семье. Она рассказывала: «Братья старшие жили в батраках. Один у Михалева, другой - у лавочника Тихона, сама я ходила на поденщину. Чаще всего работала у Дарки Бреус. Хозяйка была очень скупая. День-деньской спину гну: полю, поливаю, картошку в погребе от ростков очищаю, коров дою - заработаю маленькую миску муки, на баланду не хватит. Плохо жили, бедно». Татьяна Васильевна прожила 95 лет, вырастила семерых детей.
После событий октября 1917 года в деревне последовали изменения. Из волости приехали люди, собрание на площади собрали, выбрали комитет бедноты. Забрали у богатеев лошадей. Богачи хоть и ругали новую жизнь, но кровопролитных столкновений у нас не было. Выделили всем земельные наделы, по количеству душ в семье, кому, где достанется.
Гончаренко Татьяна Федоровна рассказывала: «Отруб наш был далеко от деревни, под Вишневкой. Там была и пахотная земля и сенокосные угодья. Отец уезжал на отруб на неделю и меня брал с собой - 9-летнюю девочку. Работать я ещё не могла, где суп сварю, где чай вскипячу, для веселья брал с собой. Я дома могла с младшими детьми управляться. Хозяйство было немалое: 3 рабочие лошади, 4 коровы, 4 телят, бараны, птица».
В результате коллективизации в 30-е годы у нас в деревни были организованы колхозы. Приезжали представители, объясняли про колхозы. Тогда богатых мужиков раскулачили: имущество у них забрали, а самих увезли куда-то. В деревне было организовано два колхоза «Память Ильича», председателем которого стал Гутля Ефим, чуть позже Бутенко Яков, и «Красный Перекоп», председателем которого стал Неумывака. Постепенно жизнь стала налаживаться. Открыли школу. Приехал первый учитель - Протасов Данила Николаевич. Был клуб. 1940 год был для нашей деревни страшный - неурожайный, голод унес многие жизни. 1941 год обещал хороший урожай т сытую зиму, но началась война. Совхоз «Кулундинский», центральной усадьбой которого стала деревня Благовещенка был образован в 1970г. в результате разукрепнения совхоза «Сов.Сибирь». Основное направление хозяйственной деятельности было овцеводство. Первым директором хозяйства становится Н.М.Наумов, инженер по образованию. Тогда все специалисты были молоды, ведь хозяйство только организовалось. Главный агроном - Квашнин Виктор Степанович, главный зоотехник - Зиневич Николай Михайлович, выпускник Куйбышевского сельхозтехникума. Через 6 лет в хозяйстве поменяли руководство. Директор Чифин Николай Петрович, ветеран войны, его перевели к нам из Казахстана, совхоза «Приозерный». Как водится, за лидером переселились и несколько семей.
Бондарев Николай Иванович, который занял должность главного агронома, Ларкины, Декасовы, Шестаковы - стали работать в животноводстве. Сельхозугодья составляют 37179 га, эта цифра осталась неизменной и до сегодняшнего дня. Под пашней в 1976г. было занято 12024 га, имели 1748 голов КРС, 8792 головы овец, 255 голов лошадей. На производстве было занято 414 человек. 70-80годы были самыми плодотворными для нашей деревни. «Маяк Кулунды» постоянно писала о передовиках производства из нашего села. Ну а последний период - время упадка и почти полного развала некогда неплохого хозяйства.
С 1988 по 1997г. (директор Шевченко В.Е.) идет огромное сокращение производства. Пахотный клин сократился в 2 раза количество КРС в 3 раза, овец – в 100 раз.
Дальнейшая история совхоза совсем плачевная, менялись руководители (Н.А.Симонов, А.А.Вульф, С.А.Давлетчин), но положение все больше усугублялось, изменилась политика государства по отношению к нему, прекратились плановые поставки запчастей, горючего, техники, удобрений - всё это привело к резкому сокращению производства и полной нищете. Рабочим перестали платить зарплату.
Демографические проблемы моей деревни
Численность населения, на тот момент, в д.Благовещенка составляет 552 человека, из них 144 ребенка и 90 пенсионеров. Примета времени - безработица. В селе зарегистрировано 65 безработных. Часть жителей занята в бюджетной сфере (школа, детсад, Дом культуры, сельский Совет). При всей нашей бедности люди стараются выжить и работать. Снизилась рождаемость. Неуверенность в завтрашнем дне, страх, что не сумеют поднять детей, не дают родителям возможности заводить детей. Во все времена деревня на Руси была многодетной. И вот настали времена, когда и в деревне в семье один, самое большое два ребенка. Чтобы прокормить семьи, многим пришлось искать работу далеко за пределами села.
После развала СССР и кризисных явлений в экономике наблюдаем: 1992г. - 3 ребенка, 1993г. - 3, 1994г. - 3, 1995г. - 3, 1998г. - 1. Немного улучшилось положение в последние годы. Наверное, это в какой-то степени связано с политикой государства: повысилось пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, ввели материнский капитал (о нем женщины отзываются скептически). Но в 2015г. у нас родилось 5 детей, в 2016г. - 7 детей.
В настоящее время мы наблюдаем ежегодное сокращение числа обучающихся и работающих учителей (15 человек в 2016г.).
В чем же дело? Кто виноват: семья, не желающая рожать, или обществу не нужны грамотные люди?...
В результате распада СССР наша деревня оказалась в приграничной зоне. В 1998 году была организована Благовещенская пограничная застава. Под командованием капитана Шендрика С.М. границы РФ защищают 25 пограничников. Это новые рабочие места, новые жители.
Проблемой демографии в моей деревни является миграция. Многие люди уезжают из деревни. Причины, вызывающие отток населения – это отсутствие рабочих мест, социальной инфраструктуры, жилья.
Я думаю, что через некоторое время, в нашей деревни останутся только старые люди, потому что они прожили здесь всю свою жизнь и покидать это место не захотят.
Так есть ли будущее у русской деревни? Да – есть! Но для того чтобы хоть какие-то перспективы в этом плане обозначились, необходимо провести поистине титаническую работу на законодательном уровне. Перейти от господдержки сельхозпроизводителя на словах к господдержке на деле. Одновременно с этим вполне могут быть реализованы планы по открытию сотен тысяч новых рабочих мест, ведь только одно крестьянско-фермерское хозяйство способно дать работу нескольким десяткам человек. А сколько таких крестьянско-фермерских хозяйств с господдержкой можно было бы открыть и развивать по России! При этом само государство от развития села может только выиграть, ведь село – это не только возможность доходов от реализации высококачественной продукции, но и своеобразная традиционная основа страны, её фундамент. А если продолжать равнодушно смотреть на то, как этот фундамент рушится, то наивно полагать, что устоит и всё остальное здание…
- Комментарии
Загрузка комментариев...