НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Истоки

В 1551 году снаряженный Строгоновыми отряд вольных казаков во главе с атаманом Ермаком шагнули за Камень – Урал, вторглись в пределы Сибирского ханства и двинулись на восток. Присоединяли новые земли как придётся, где кнутом – с применением оружия, где пряником – подкупом и сладкими обещаниями, вполне воспользовались неоднородностью и противоречиями существовавшими среди татарских племен.
Сибирь поразила первопроходцев своей суровой красотой, изобилием и бескрайностью. Летописец монах Савва Есипов писал «Дивно убо есть, какими божьими судьбами рекам тамо бысть. Вода камень тверд раскопа и бысть реки пространны и прекрасны зело. А на исходящих их дебрь плодовита на жатву».
              Я бы с удовольствием читал строки монаха, если бы понял, почему миролюбивое священство благословило захват земель, принадлежащих Сибирскому ханству, которое возглавлял тогда достопочтенный хан Кучум, и который поплатился жизнью за то, что защищал свою Родину от войск Московского царства? Другое дело, что сибирские татары с благодарностью признают, что, если бы не русская экспансия, их бы, татар, как нации, уже не существовало, поглотили бы соседние более сильные и многочисленные племена, и только благодаря русским, они сохранили себя, свой быт, национальные традиции. Но благодушное отношение священников к последующему курганному мародерству, меня все-таки смущают. Раскопки древних захоронений коренного населения приняли на тот момент промышленные масштабы, целые деревни снимались на все лето и ехали добывать курганное золото. То есть православные массово совершали могильное мародерство, но я не знаю ни одного случая, ни от власти, ни от духовенства ратующего за нравственную чистоту, чтобы кто-либо из них вступился за татарские могилы и попытался остановить грабеж, уберечь русское племя от великого греха.
              За короткий срок русские прошли всю Сибирь – от Урала до Тихого океана, по подсчетам известного норвежского исследователя Ф. Нансена, начиная с XVI в. «русское государство в среднем увеличивалось приблизительно на 128 квадратных верст в день, или на 46800 квадратных верст в год, что в семь лет составляло пространство, равное по величине королевству Норвегия…»
 Да, татар и коренных жителей было мало, редки их поселения на огромной территории, но и нас нынче не многим больше. Но это не есть повод, например, американцам начать осваивать Сибирь. Но если помнить историю, нас без сомнения, вырежут всех, как когда-то вырезали индейцев: «Хороший индеец – мертвый индеец!» - так звучало, когда «цивилизованные» европейцы осваивали Североамериканского континент. Русские в Сибири вели себя просто как гуманисты – с аборигенов скальпы не снимали, да и погибло в годы освоения Сибири не американские миллионы, а две - три тысячи человек с обеих сторон. Погиб и Ермак Тимофеевич.
                  Почему такая разница в колдонизации, которая протекала приблизительно в одни и те же годы? Дело в том, что в середине семнадцатого века «сибирская рухлядь» приносила ежегодно в казну Русского императора по 600 тыс. рублей, или треть государственных доходов. Фискальные интересы государства заставляли действовать относительно коренного населения «не жесточью, а лаской». «Так складывалась своеобразная система покровительства «туземцам», - замечает алтайский историк Н.С. Модоров. – Этого не было в практике западноевропейских колонистов. Если для Москвы туземец служил источником дохода, а потому подлежал охране, то для западных искателей земель и промысловых угодий, туземец-дикарь был опасным конкурентом и подлежал уничтожению. В Сибири все было наоборот. Численность¸ например, алтае-саянских народов за два века выросла более чем в шесть раз».
Присоединение огромной территории, развитие торговли и промышленности поставило перед Московским царством вопрос о транспортных путях. Но прежде чем рассказать о начале строительства Московского тракта или как его изначально называли Большого Московско-Сибирского тракта, крайне необходимо упомянуть о существующим с древнейших времен водном пути через всю Россию, по которому, собственно, и шёл Ермак со своим войском. Именно по этой причине Енисейск основан в 1619 году, а Красный Яр только в 1628 году. Вот этот путь: с Волги через Каспийское море в реку Урал, немного волоком до реки Тобол, из неё в Иртыш, из Иртыша в Обь и далее через Колпашево по реке Кеть – притока Оби, до реки Кас - уже притока Енисея. Между этими притоками существовал, а позже он был реставрирован (1884), Обь-Енисейский канал протяженностью 197 км. На восстановлении, а по сути строительстве канала работало более 1200 человек, а руководил строительством Томский инженер барон Б.А. Аминов.
Долгие разговоры о начале строительства железной дороги сопровождались возражениями именно из-за существующего водного пути. И некоторые советники царя предлагали не строительство железнодорожного пути, а усовершенствование водного и реально это строительство шло параллельно, а в действительности конкурировало. Более пятидесяти лет шла полемика и горячие споры, и только в 1882 году начались работы по сооружению железной дороги Екатеринбург – Тюмень, то есть тогда, когда Объ - Енисейский канал уже действовал. Но сухопутный путь, его целесообразность не вызывали ни у кого сомнений.
               С 1730 года началось сооружение Сибирского тракта – сухопутной дороги от Екатеринбурга до Иркутска и далее по двум направлениям – на Якутск и Кяхту. Значение тракта было очень велико. Ведь недаром его называли «государевой дорогой». К 1760 году строительство дороги в основном завершилось. Это была самая протяженная в мире трансконтинентальная магистраль, созданная трудом тысячи крестьян и каторжников. Появление тракта привело к развитию гужевого транспорта, который для многих притрактовых деревень стал весьма прибыльным делом. Именно вдоль транспортной артерии стали появляться новые поселения.
Тракт, который проходил по территории современного Болотнинского района до 1815 года делал большой крюк, он проходил через д. Старая Чебула, Карасево, Зудово и далее - на Большечерную. Нужно было спрямить тракт так, чтобы это был более короткий и безопасный путь. Еще в 1810 году зеледеевскими крестьянами предлагался вариант изменения направления Большого Московско-Сибирского тракта, как он затем с некоторыми поправками почти полностью совпал. Однако, война с Наполеоном, длившаяся почти три года, и голодные неурожайные годы (1812–1814) отсрочили эти изменения.
              В мае 1815 году вышел Указ Его Императорского Величества земскому управителю Богданову, к которому прилагалась «Роспись о почтовых станциях и о содержании на оных курьерских и почтовых лошадей», в которой приводились все станции в пределах всего заводского ведомства и число лошадей на каждой станции. По тракту от Тобольска к Томску назывались станции в следующем порядке: Колывань – Красный Яр (на территории нынешнего Колыванского района) – Дубровино – Ташара – Ояш – Болотная – Проскоково (в некоторых документах Проскаково) – Зеледеево - Варюхина – Калтай. На каждой из названных станций должно было содержаться по 6 курьерских и 20 почтовых лошадей – наибольшее число из всего списка, приведенных в росписи станций приходилось на Болотное – место ответвления дороги на Барнаул. Там станции шли в следующем порядке: Болотное – Кайлы – Гутово – Агафоново и тд. Как видим, после станции Ояшинской направление Московского тракта изменялось, и станции старого направления – Елбацкий, Елизаровский и Черновский станцы в росписи на 1816 год не называются.
 Точная дата начала почтовой и прочей ямской гоньбы по новому измененному направлению Большого Московско-Сибирского тракта на перегонах от станции Ояш через станца Болотная и Проскокова до станца Варюхино, сформировалось и вошла в эксплуатацию в начале 1816 года.
Дорога требовала постоянного ухода. Работа на дороге называлась прокопами, количество верст было закреплено за каждым поселением. Но несмотря ни на что, поездка по Тракту не доставляла удобств.
И вот, в результате «спрямления» в 1816 году образовалась деревня Болотнинская, которая существует до настоящего времени уже в статусе города. Этот милый сердцу уголок России – наша малая Родина. Сколько ратных и трудовых подвигов совершено болотнинцами за эти годы! Сколько прекрасных и интересных события связано с нашим хлебосольном краем, сколько замечательных имен зажглось на небосклоне нашего города и украсило Корону Российской империи!
Денис Богдан


Дата публикации: 31 Июля 2018

Автор: Денис Богдан

Отправитель: районный музей

Вам нравится? 1 Да / 3 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...