НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Они исчезли с карты района

В 60-70-е гг. ХХ века происходит сокращение так называемых «неперспективных деревень», не миновала эта трагедия и Купинский район Ново-сибирской области. «17 февраля 1975 – облисполком Новосибирской области принял решение по вопросам административно – территориального деления, в том числе по Купинскому району в связи с выездом населения предусматривалось исключить из учетных данных населённые пункты: хутора Августовский, Новый, Озерный, Георгиевский, № 18, деревни Георгиевка, Орловик, Чигиринка, Васильевка, Травинки, Чиняиха, поселки Тополёвик, Базы, аул Рощинский. [1] В 1976 году были исключены: д. Барск, хутор № 1, 1977 год – д. Злыдоровка, Мурашовка, Молоки, хутора 12, 13, 22, Птичник. 1978 год- д. Кирпичики, 3, 16, 23, железнодорожные казармы 109 и 122 км. 1980 год – д. Пестеревка, Гагарино, Заозерная. 1984 – д. Павловка, Лозинка, Костылево. Последние исключения населенных пунктов были проведены на основании постановления новосибирского областного Совета депутатов второго созыва в 2001 году, еще три деревни исчезли с карты нашего района - д. Антоновка, д. Барбаши, д. Никитинка.  
Если сопоставить карту Купинского района начала 60-х гг. ХХ века с современной картой, то на ней не найдем уже: Заозерной, Лозинки, Некрасовки, Павловки и многих других населённых пунктов. В данном аспекте особый интерес представляет справочное издание: Новосибирская область Административно- территориальное деление на 1 января 1968 года. В нем перечислены населённые пункты до сокращения «неперспективных деревень». Путем сопоставления данных на 1968 год и нынешнего списка населённых пунктов можно посчитать количество деревень, и хуторов со-хранившихся только на картах и в справочных изданиях.
 Политика сокращения «неперспективных деревень» в основном ударила по коренным русским областям Нечерноземья, а также по Сибири. По воспоминаниям старожилов – ликвидация населенных пунктов – проводилась в приказном порядке, без учета мнения населения.
От деревень остались лишь воспоминания и названия на старых картах. Место, где, когда-то жили люди, и где вместо домов остались небольшие холмики и ямки производит особое мрачное впечатление.
Выезд населения из «неперспективной деревни» приводит к исчезновению её культурного пространства. Культурное пространство деревни – это то место, где когда создавались семьи, росли и взрослели, дети, передавались из уст в уста рассказы об основании деревни. С сокращением деревни, не только зарастают травой - бывшие дома и улицы, но и уходит в прошлое, культурное пространство на котором когда-то складывались судьбы.
В 60-70-е годы происходил процесс "тихой коллективизации", который, по выражению известного социолога и исследователя пространства крестьянской повседневности, В.Г. Виноградского, по форме означал укрупнение коллективных хозяйств, закрытие неперспективных сел, а по сути, осуществил радикальную перестройку всей крестьянской жизни. Русский писатель Василий Белов назвал борьбу с так называемыми «неперспективными» деревнями «преступлением перед крестьянами».
К числу наиболее негативных последствий сокращения «неперспективных деревень» можно отнести: запустению многих сельскохозяйственных угодий, сокращению числа крестьянских подворий и как следствие снижение эффективности сельского хозяйства в целом. В то же время, укрупнение хозяйств было продиктовано экономическими расчетами и очевидным снижением себестоимости сельхозпродукции, более эффективным ведение хозяйствования.
      Но именно ликвидация неперспективных деревень стала первым звеном цепи проблем, подхлестнув миграцию из деревни. Происходит отток наиболее перспективной и энергической части населения из села в город. Возникла проблема замкнутого круга, молодежь уезжает, так как не может найти себя в сельской местности, но при этом все понимают, что невозможно развитие населённого пункта, если из него уезжает наиболее активная, работоспособная часть жителей.   Замечательные учителя сельских школ, отдавая все лучшее своим ученикам, понимают, что многие из них покинут «малую родину», и будут приезжать только в гости. В современной России деревня уже многие десятилетия является социально-экономическим донором, отдавая большим городам свою молодежь.
И в настоящее время многие деревни, испытывают трудности даже с регулярным транспортным сообщением, с медицинской помощью, и ряд других социально-экономических проблем. Главная причина отсутствие работы и нормальной оплаты труда. Примером тяжелого положения «сельской глубинки» может служить деревня Киевка, Купинского района. В ней осталось мене 100 жителей, в основном старики. Внешне она выглядит как музей под открытым небом, сохранились плетни, колодцы (из отсутствия нормального водоснабжения).
На грани исчезновения в Купинском районе находятся такие деревни как Киевка, Покровка, Спасск и ряд других. К сожалению, в настоящее время отсутствует продуманная государственная политика по спасению российской деревни. 


Лето 2018
Участник конкурса
Дата публикации: 11 Июля 2018

Автор: Алексей Овчинников

Отправитель: Алексей Овчинников

Вам нравится? 10 Да / 0 Нет


Изображения

Карты


  • Комментарии
Загрузка комментариев...