НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Наш земляк Георгий Котов

Эти воспоминания о Герое Советского Союза, простом пареньке из Березовки – Георгии Карповиче Котове, основаны на достоверных фактах, найденных в статьях газеты «Путь Ильича» и личном архиве племянницы Героя Советского Союза, Таскаевой Татьяны Кузьминичны.
   
   8 июня 1944 года на Ленинградском фронте коммунисты 81-го штурмового инженерно-сапёрного батальона принимали в свои ряды майора Котова.
  Он стоял перед товарищами при всех орденах и медалях и не знал, куда деть свои большие руки.
- Чего ты волнуешься? Смелее! – шепнул ему секретарь.
Майор поднял голову.
- Это правда, товарищи. Я немного волнуюсь, - глухим голосом произнёс он. -
- В бою чувствовал себя спокойнее, а вот сейчас волнуюсь. Я думал, долго готовился к этому дню...
- Биографию расскажи, - напомнил ему секретарь.
- У меня биография обыкновенная, - пожал плечами майор. – Родился в 1918 году в семье крестьянина-бедняка в селе Березовке Новосибирской области. Семи лет пошёл в школу. Четыре года учился в родном селе. Затем ещё три года в школе крестьянской молодёжи в городе Болотном. Работал в колхозе. А в 1938 году призвали в армию. Сначала учился в полковой школе, потом стал курсантом военного училища. С первых дней войны на фронте. Был ранен. После лечения учился на высших офицерских курсах. И вот второй год служу здесь, вместе с вами...
Коммунисты хорошо знали майора Котова и единогласно приняли его в ряды ВКП(б).
- Поздравляю, Георгий Карпович! – пожал ему руку секретарь.
- Спасибо, я оправдаю доверие, - коротко ответил Котов.
  В тот раз ему так и не удалось рассказать о тех чувствах, которые волновали его накануне собрания. Наверное, в этом не было нужды. Товарищи давно уже оценили своего командира, они вместе с ним участвовали в боях. Его преданность делу была не раз проверена огнём. Поэтому коммунисты и приняли его в свои ряды без лишних разговоров.
И всё-таки Котов сожалел о том, что не сумел рассказать товарищам о себе так, как ему хотелось. А рассказать было что.
  Двадцать из двадцати шести лет своей жизни он провёл в родном селе Березовке. С этим селом связано самое дорогое. Когда-то, после революции 1905 года, на реке Ача, между Болотным и Юргой, построили себе жильё переселенцы из Белоруссии и других западных областей России, загнанные в Сибирь нуждой и голодом. Земли здесь давали сколько угодно. Вокруг весело шумели листвой берёзовые рощи. Поэтому, наверное, переселенцы и назвали своё новое пристанище Березовкой.
  Люди мечтали о счастье, день и ночь работали, но достатка не было. Жизнь и здесь оказалась тяжёлой.
  Весть об Октябрьской революции крестьяне восприняли с радостью. Бедняки с жадностью тянулись к свету, но жили очень трудно. В Березовке не было даже школы, чтобы учить ребят грамоте, общество снимало частную избу, и в ней при керосиновой лампе проводились занятия. Учителем был деревенский парень Егор Гончаров. Он один в селе умел читать и писать, поэтому мужики и попросили его быть учителем.
  Потом Советская власть прислала настоящего учителя, Григория Ивановича Случанко. С приходом этого молодого человека жизнь в деревне пошла в гору. Благодаря его заботам была построена настоящая школа. Он учил ребят не только читать и писать, но и жить, бороться за правду, учил любить Родину и свой народ. На его уроках, жадно ловя каждое слово, рядом с восьмилетними ребятами сидели белобородые старики.
  Учитель увлекательно, горячо и убеждённо рассказывал о будущем деревни, разъясняя политику Советской власти. Школа стала своеобразным центром, где сосредотачивалось всё: и культура, и политграмота, и воспитание, и техническое просвещение.
 При школе было создано образцовое хозяйство, построены спортивные площадки, работали кружки самодеятельности.
Здесь впервые в жизни березовцы услышали голос Москвы. Какое это было событие – первый радиоприёмник! 
Здесь же впервые увидели лампочку Ильича.
Школа была как бы задающим генератором всей жизни деревни, особенно для молодёжи.
  Какими удивлёнными и счастливыми глазами он, Егорка Котов, тогда взглянул на открывшийся перед ним мир! Какое горячее чувство долга перед Родиной распирало его сердце!..
  В 1929 году в селе была организована коммуна. Новая жизнь прочно входила в сознание крестьян.
 Окончив семилетку, Георгий Котов поступил учиться в школу фабрично-заводского ученичества и через два года стал квалифицированным слесарем. По призыву комсомола строил Кузнецкий металлургический комбинат. Потом возвратился в родное село. Работал слесарем по ремонту сельскохозяйственных машин, был трактористом, шофёром, трудился там, где требовались молодые, жадные до работы руки.
  В 1938 году его призвали в армию. Здесь снова пришлось учиться. 
Великую Отечественную войну он начал полковым инженером, участвовал в боях под Ярцевом, Дорогобужем, подо Ржевом и Нелидовым. Познал всю горечь отступления первых месяцев войны, взрывал, отходя, мосты, минировал дороги, ставил заграждения. Сердце разрывалось от ненависти к фашистам и собственного бессилия. Гитлеровцы втаптывали в грязь его самые светлые идеалы. Он своими глазами видел загаженные и разрушенные школы, разграбленные и превращённые в конюшни музеи, сожжённые города и сёла, видел изнасилованных русских девушек и повешенных мужчин. Видел и содрогался от боли и унижения.
  Всё то, чем он жил, о чём мечтал, чему его научили люди, всё было под угрозой. Потому разум, каждый нерв, каждая клеточка тела – всё кричало: нет, нет, нет! Лучше смерть, чем жить под пятой у фашистов! Любой ценой враг должен быть остановлен и уничтожен!
  
   В ноябре 1941 года Котов был тяжело ранен и контужен. После излечения воевал на Калининском и Ленинградском фронтах, работал по разминированию минных полей, строил переправы. Приходилось очень трудно. Но рядом были хорошие люди. Разве можно забыть начальника инженерных войск фронта генерала-лейтенанта Бичевского – строгого, справедливого, бесстрашного и доброго человека. Он чем-то напоминал ему учителя Григория Ивановича Случанко. У него Григорий Карпович учился военной мудрости и самоотверженности.
  Рядом были такие замечательные люди, как новосибирец старший лейтенант Докучаев, калининец старший лейтенант Аносов, командир третьей роты украинец старший лейтенант Чубро. А солдаты, сержанты! Котову иногда казалось, что все они выросли в одной семье с ним, вместе с ним учились у Григория Ивановича, вместе строили Кузнецкий металлургический комбинат...
Обо всём этом ему хотелось рассказать на партийном собрании.
  
   В ноябре 1944 года батальон майора Котова был переброшен под Варшаву, на Мангушевский плацдарм в состав 1-го Белорусского фронта и подчинён 61-й армии. А 14 января 1945 года началась знаменитая Висло-Одерская операция.
  Передний край сильно укреплённой обороны противника проходил по западному берегу реки Пилица. Командующий войсками армии генерал-полковник Белов П.А. лично поставил задачу батальону майора Котова – сделать проходы в минных полях противника, а затем, действуя в качестве штурмового отряда, прорвать оборону гитлеровцев и захватить опорный пункт Пишлет.
  Майор отчётливо представлял всю важность и трудность поставленной задачи. Он понимал: рубеж на Пилице для многих будет последним в жизни. Враг сидел за сильными укреплениями. Танки ничем помочь не могли – не было переправ. Артиллерия будет поддерживать, но она тоже может вести огонь только с закрытых позиций. Иначе говоря, надежда только на себя, на свой батальон.
Котов вызвал командиров рот и взводов, объяснил им задачу и строго предупредил:
- Назад и на соседей не оглядываться! Я буду со второй ротой.
  На следующий день, рано утром, после мощного артиллерийского налёта штурмовики по льду перешли Пилицу и бросились на вражеские укрепления. Как ни старались артиллеристы, но многие огневые точки врага оказались неподавленными. Они сразу же открыли огонь. Но штурмовики, презирая смерть, продолжали шаг за шагом продвигаться вперёд.
- Ранен командир первой роты! – доложили Котову. – Убит командир 1-го взвода 3-й роты...
Майор выслушивал эти печальные известия и хладнокровно отдавал короткие распоряжения. Вскоре проходы были готовы. По ним сапёры и пехотинцы устремились к первой траншее. Грохот разрывов, пулемётная и автоматная трескотня, свистящий вой изрыгающих пламя огнемётов – всё смешалось в каком-то клокочущем кошмарном рёве.
  Три дня и три ночи продолжался этот жестокий бой. В результате вражеская оборона была прорвана, и по пути, проложенному штурмовиками, пошли танки.
  За этот бой батальон был награждён орденом Красного Знамени. Весь личный состав – орденами и медалями.
  В наградной реляции на Георгия Котова было записано: «Майор Котов, возглавляя штурмовой отряд, состоящий из роты стрелков и роты сапёр-штурмовиков, первым ворвался во вражескую траншею и, увлекая за собой пехоту, разгромил сильно укреплённый опорный пункт. В ночь на 16.01.45 года в районе Магерова Воля штурмовики 2-й роты под руководством майора Котова отбили две контр атаки противника, пытавшегося прорваться на командный пункт 89 –го стрелкового корпуса".
  За героический штурм опорного пункта Пшилет на западном берегу реки Пилица, за умелое руководство подразделением и проявленную при этом личную храбрость и мужество майор Котов удостоен звания Героя Советского Союза.
  Командующий войсками 61-й армии генерал-полковник Белов на наградном листе добавил: «Я лично ставил ему задачу на штурм. Задача выполнена. Достоин присвоения звания Героя Советского Союза!»
  А 27 февраля 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР майору Котову Георгию Карповичу было присвоено это высокое звание.
  После освобождения Варшавы советские войска устремились в Германию. Штурмовики майора Котова вышибали гитлеровцев из Шнейдемюля, из Альтдамма и многих других населённых пунктов.
Свой боевой путь майор Котов закончил на Эльбе.

   После войны Георгий Карпович продолжал службу в Вооружённых Силах, свои знания и опыт передавал молодым воинам. Труд его отмечен многими наградами командующего войсками военного округа и Министра обороны.
Но самой большой наградой за свой труд Георгий Карпович считал мир на земле.


Дата публикации: 03 Июля 2018

Отправитель: Светлана Горбач

Вам нравится? 4 Да / 1 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...