НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Баня - кузница здоровья человека

В наших сёлах были такие бани, которые топились «по-чёрному» (крошечный бревенчатый домик, дым идёт в парилку, отсюда и название) и «по-белому» (бревенчатый домик с трубой, при горении дров дым идёт на улицу).
По одному источнику лес для бани готовили в декабре, январе, когда он «спит». По второму, когда вокруг дерева начинал подтаивать снежок (в феврале). Весной вывозили и рубили сруб мужики, которые не имели образования, каких-либо чертежей, всё у них было в голове. Когда ставили сруб, то под углы сыпали монеты. 
Баню освящали. Ставили вблизи водоёма, чтобы сподручно было носить воду, а в случае пожара можно было потушить. Существовал запрет ставить баню рядом с жильём, необходимо было отступить 25 м. В зависимости от благосостояния семьи баню строили на двор, или сообща на несколько семей. Баня состояла из небольшого предбанника и парилки, обязательно имелось оконце, которое закрывали скотским пузырём, слюдой, стеклом. Это опять же зависело от благосостояния семьи. Всегда делалась отдушина. 
В строительстве использовали сосну, осину, ель, берёзу. 

Топили вечером, на протяжении 3-4 часов. Преимущество бани «по-чёрному» было в том, что пар в ней сухой и «ласковый», и температура его повыше. Лучшими считались берёзовые дрова – жарко горят и не дают искр, а это значит не быть пожару. Кололи дрова, натаскивали воды (зимой таяли снег), готовили стол. Первыми шли мыться мужики. В это время баня набирала ядрёную силу и им было где разгуляться и показать свою удаль во владении веником и в разных других банных потехах: летнем купании в водоёме, зимнем обтирании снегом. 
Во время паренья надевали на голову шапку-ушанку, чтобы не перегреться. Натруженное тело расслаблялось, разомлевшие мужики обсуждали планы на следующую рабочую неделю, беседовали на разные интересные темы. 
   Следом шли мыться женщины и дети. В «кержацких» семьях мылись все вместе: женщины и мужчины. Когда не было электричества, освещали баню с помощью подставки, в которую был налит жир и вставлен фитиль.
В бане мылись щёлоком, мылом. Щёлок готовился по следующему рецепту: шайка (таз) обвязывался тряпкой, насыпалась берёзовая зола, заливалась кипятком, настаивалась. Щёлок добавляли в воду, чтобы она стала мягче и хорошо промывались волосы. 
Люди побогаче использовали «духовитое» мыло (магазинное). 
Те, у кого денег на такие роскошества не было, варили мыло самостоятельно из жира, собранного с кишок животного, добавляя каустическую соду, доводили до однородной массы, остужали, резали на куски. 
В магазине мыло продавалось на разновес.  
  
   Именно суббота всегда была банным днём. Почему?
  Во-первых, суббота знаменовала собой окончание рабочей недели, и то, что в течение недели делалось на скорую руку, а именно - омовение после трудов, - теперь могло быть выполнено с особым тщанием, не торопясь. 
После бани мужики собирались за общей трапезой, которая проходила тихо и умиротворённо, являясь прелюдией к мирному сну. 
 А во-вторых, баня служила для очищения тела перед посещением молебного дома, церкви. Очистив тело, шли на исповедь и к причастию, для очищения души. Кто часто посещает баню, тот знает, что на второй день после неё человек находится в удивительно умиротворённом состоянии. Вот именно такого состояния и добивались для дня Воскресного.
Человеку, пришедшему из бани, говорили «С лёгким паром!». Когда-то эти слова означали, что баня, топившаяся «по-чёрному», приготовлена правильно, - в ней не осталось угарного газа, тяжёлого, вредного для организма. Сейчас деревенские бани топятся «по-белому». Но выражение «лёгкий пар» не потеряло смысла. Лёгкий - значит, приятный, принесший облегчение, радость, пользу. 

   Женщины рожали в бане, девушки гадали перед Рождеством, Крещением. После 24 часов в баню ходить запрещалось. 
Последний человек, который там мылся, должен был привести всё в порядок, т. е. перевернуть шайки (тазы), ковш, закрыть кадки, «чтобы не мылась нечистая сила». В зимнее время, чтобы не разморозить ёмкости для воды, в них бросали берёзовые поленья. 
   По народному поверью в каждой бане жил Банник. Откуда брался Банник в каждой конкретной бане - неизвестно, но в ночь после её постройки он становился там полновластным хозяином. Было поверье, что Банник появляется в бане после того, как там побывала роженица. 
Несмотря на поговорку «баня парит, баня правит, баня всё исправит», она издревле считалась нечистым местом. Ни один добрый хозяин не решится поставить на месте бани избу: либо одолеют клопы, либо мыши испортят все припасы, либо жди пожара.

   Особое отношение к бане у нашего земляка, народного умельца С.А. Михайлова. В его резных деревянных работах можно увидеть, что настоящий русский человек, сибиряк не представляет себя без жарко натопленной бани с веничком.

Бани «по-белому» в нашем селе стали появляться в 50-х годах XX в. В настоящее время в каждом дворе есть именно такая добротная банька. Сруб делают в основном из сосны, заводят лиственный оклад. Баня состоит из парилки, тёплого предбанника и помещения для переодевания, где стоит кресло, скамья, на которой можно отдохнуть. Для мытья в бане сейчас люди пользуются шампунем, гелем, мылом, разными мочалками.
   Оказывается, в селе до недавнего времени были бани «по-чёрному». Семья Сорокиных мылась в бане «по-чёрному» до 2009 г. Конечно, её топить сложнее, зато пар тут сухой и «ласковый», пол горячий, иногда даже приходилось обдавать его холодной водой. Семья Машталер мылась в бане «по-чёрному» до 2011 г.
В нашем селе живут народные умельцы, которые рубят бани, А.Н. Татарников и А.В. Полянский.




Лето 2018
Участник конкурса
Дата публикации: 29 Июня 2018

Автор: Елизавета Симович

Отправитель: Екатерина Симовмч

Вам нравится? 1 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...