"Сказки старожильчески". О жителях деревни Каменской
У сибирских старожилов слово "сказка" подразумевало правдивую и реальную историю. Поэтому не будем отходить от традиции наших предков, а поведаем реальные, задокументированные сведения о некоторых ситуациях, в которых оказались наши земляки. Некоторые из этих "сказок" нестандартны и удивительны. Они смешны и трагичны, забавны и грустны. Они дошли до нас из глубины столетий, но знакомы настолько, будто произошли вчера у соседей.ТИРАНСТВО И ПРАВОСУДИЕ
Интересный для нас случай упоминает в своей книге "По старому Московскому тракту" Н.А. Миненко. Приведём его дословно:
"В 1757 году десятник К. Микитиных из деревни Кубавинской с возмущением доносил в судную контору, что "деревни Каменской разночинец Пётр Мингалев, пришед к тутошнему ж жителю Василию Третьякову в дом, жену свою бил смертельно и велел ей на ногах своих чарки облизывать... и, ругаясь же, подол ей заворачивал на голову, да и всегда оную бьёт же и изгоняет".
Факт мерзкий и скорбный. Уж прославились так прославились! Но в этой истории есть несколько хороших моментов:
- На 1757 год Каменская существовала и жизнь в ней бурлила и била ключом.
- Люди были неравнодушные и глубоко возмутились фактом побоев. А Петра Ивановича Мингалева обложили, видимо, штрафом.
Впрочем, прослеживая далее его биографию, видим, что в 1794 году, в возрасте 64 лет он был уже вдов (Метрическая книга Чаусской Богоявленской церкви 1794 года, ГАТО Ф. 170, о. 9, д. 25). И не слишком жалела его судьба. Единственный сын Фёдор овдовел уже в 34 года, а к 1799 году и вовсе сгинул и о судьбе его нам неизвестно. Дочь Агриппина так и не была выдана замуж. И лишь внук Алексей Фёдорович перешагнул порог 19 века с надеждой.
Бог шельму метит...
Однако эта шельма была сыном одного из первооснователей деревни Каменской.
ФЁДОР, ФЁДОР...
От грустного к весёлому!
4 февраля 1819 года у крестьянина деревни Каменской Фёдора Фёдоровича Третьякова родился сын Фёдор. О чём сделана запись в Метрической книге Чаусской Богоявленской церкви за 1819 год (ГАТО Ф.170, о.9, д.44).
Соответственно, родился Фёдор Фёдорович Третьяков. Но и это не всё! При Крещении Фёдора Фёдоровича Третьякова-младшего, сына крестьянина Фёдора Фёдоровича Третьякова, восприемниками младенца был брат родной Фёдора Фёдоровича Третьякова-старшего... эммм... Фёдор Фёдорович Третьяков (младший брат отца) и сестра родная Параскева Фёдоровна Третьякова (удивительно, что не Федора Фёдоровна!!!).
Вы не запутались?
ЗА СОТНЮ ЛЕТ!
А ещё не минули деревню Каменскую долгожители!
Это только говорится, что раньше жили мало и умирали рано. Ничего подобного.
В исповедных росписях за 1799 год (Чаусская Богоявленская церковь, ГАТО Ф. 170, о. 9, д. 25) упомянута Евдокия Никифоровна Плотникова, вдова Прокопия Плотникова. Мы не знаем, в каком возрасте покинул Евдокию её дражайший супруг, но старушке на 1799 г. было 104 года!
Причём я сомневаюсь, что её жизнь была малиной! И мёрзла наверное, и голодала. Но за столетний рубеж перескочила.
Однако анекдотичность факта в том, что в 1802 году в исповедных росписях (Чаусская Богоявленская церковь, ГАТОФ. 170, о. 9, д. 25) она же уже указана как вполне молодая 84-летняя дама.
Машину времени изобрели у нас, в Кривощёковской волости!
БЛИЗНЕЦЫ
Полюбилась Каменская почему-то близнецам! За период с 1808 по 1842 год они рождались не единожды.
9 мая 1808 года у Егора Плотникова и его жены - Иван и Феодосия (Чаусская Богоявленская церковь, ГАТО Ф. 170, о. 9, д. 16).
16 мая 1810 г. у Дементия Денисова... - Пелагея и Яков (Чаусская Богоявленская церковь, ГАТО Ф. 170, о. 9, д. 16).
26 февраля 1811 г. вновь у Е. Плотникова... - Тимофей и Евдонья (Чаусская Богоявленская церковь, ГАТО Ф. 170, о. 9, д. 16).
24 февраля 1814 г. у Кондратия Третьякова... - Тарас и Евдокия (Чаусская Богоявленская церковь, ГАТО Ф. 170, о. 9, д. 16).
17 апреля 1816 г. у Семёна Черепанова... - Семён и Ирина (Чаусская Богоявленская церковь, ГАТО Ф. 170, о. 9, д. 16).
15 апреля 1821 г. у Павла Черепанова... - Павел и Иван (Чаусская Богоявленская церковь, ГАТО Ф. 170, о. 9, д. 50).
4 сентября 1842 г. у Лариона Третьякова... - Симеон и Марья (Градо-Колыванская Богоявленская церковь, ГАТО Ф. 170, о. 9, д. 125).
Причём стоит обратить внимание, что в подавляющем случае мальчик и девочка. Может быть, тогда ещё природа не ошалела от нас и делала всё так как надо?
ПОЛОСА БЕЛАЯ И ПОЛОСА ЧЁРНАЯ
Более всего, наверное, в истории деревни Каменской "повезло" Ивану Плотникову в феврале 1811 года. Ну посудите сами: 26 февраля он одновременно ухитрился быть восприемником на двух крестинах - у Ивана Черепанова и Егора Плотникова. Но и это не всё! Видимо, роль восприемника так удалась Ивану, что буквально на следующий день, 27 февраля, его же пригласили на крестины дочери Кондратия Плотникова, всё в той же ипостаси! (Чаусская Богоявленская церковь, ГАТО Ф. 170, о. 9, д. 16).
И все, кто эту историю слышит, сладко закрывая глаза, произносят: "Вот загулял-то наверное мужик!".
Впрочем, думаем, просто человек он был хороший. Поэтому и нарасхват!
А 19 октября 1818 года, согласно метрическим книгам Чаусской Богоявленской церкви, Иван Тихонович скончался в возрасте 59 лет. Причина смерти указана... "от вина".
Берегите хороших людей и не пользуйтесь их слабостями!
Гораздо меньше повезло младенцам Якову Плотникову и Дормидонту Буркову. Оба они скончались в один день голодного 1812 года. А именно 30 февраля. И дня-то ныне для их поминания не осталось.
Впрочем... жизнь на этом не остановилась и уже 200 лет минуло, как живём. И жить намерены!
Весна 2018
Участник конкурса
- Комментарии
Загрузка комментариев...