Война и трудовые будни в истории семьи Пироговых
Дожив до определённого возраста, я всё чаще стала размышлять о том, как могла сложиться жизнь моей семьи, если бы не та страшная война. Хочется рассказать о тех ужасах, что пережили в годы Великой Отечественной дорогие мне люди.
Мои родители, Пирогов Андрей Владимирович (1930 года рождения) и Пирогова Лидия Владимировна (1935 года рождения) родом из Краснодарского края.
Отец жил на хуторе Адагум Крымского района Краснодарского края, в те военные годы он был подростком. С его слов, фашисты выселили хуторян из их домов, забрали все припасы. Нацистские варвары вешали, расстреливали, угоняли молодёжь на работу в Германию. Особенное зверство захватчики проявляли с возникновением партизанского движения.
За помощь партизанам был расстрелян старший брат моего отца, его тайно похоронили в саду. Но, несмотря на это, по указанию деда и мой будущий папа помогал партизанам.
После войны отец пять лет служил моряком-мотористом на Черноморском флоте, в городе Севастополе, был участником походов в Болгарию, Турцию.
Мама родилась и жила в станице Варениковская Крымского района Краснодарского края. Её отец, военный лётчик, погиб в 1939 году в Испанскую войну. Бабушка, Бойко Серафима Антоновна (Сара), в 1940 году вторично вышла замуж и почти сразу проводила мужа на фронт.
Август 1941 года. Сара с родственниками и дочерью под бомбёжками шла пешком из Новороссийска в станицу Крымскую, где прожила до августа 1942 года. В сентябре 1942 года родила сына Петю. С крохотным сыном и десятилетней дочерью укрывались во время бомбёжек в окопах. Во время очередной бомбёжки их завалило землей. Лида лежала на дне окопа, а бабушка Сара прижимала к груди маленького Петю. Спасло то, что односельчане быстро обнаружили их отсутствие.
Бабушка рассказывала о жутком голоде, после гибели единственной кормилицы козы есть было абсолютно нечего.
Когда их дом разбомбили, они вынуждены были переселиться на хутор Земледелец.
Серафима Антоновна работала в аптеке, а её сестра Анна - на ветстанции. Они прятали медикаменты, чтобы лечить односельчан и передавать лекарства партизанам. Моя бабушка спасала детей и подростков от угона в Германию, делая мази, от которых лицо и руки покрывались нарывами, - немцы не трогали таких, но могли и расстрелять.
При отступлении фашисты бросили медикаменты на ветстанции, и бабушка вместе с сестрой их спрятали, а затем передали советским солдатам.
Бабушка лечила всех, кто к ней обращался. Делала им мази, от которых на лице появлялись ранки. Оккупанты боялись заходить в дом, где находились "больные" люди, боялись заразиться, вывешивали таблички «Тиф». Они могли зайти в такой дом и всех расстрелять.
Кто-то донёс на Сару, что она лечит людей. Захватчики согнали всех на площадь, бабушку поставили, связали руки и сообщили о намерении расстрелять. Дети плакали, женщины причитали, но фашистский офицер был непреклонен.
К счастью, в толпе оказалась одна женщина, которая имела влияние на этого офицера, и она сказала, что бабушка ей очень помогла. Фашист, подумав, приказал избить её и отпустить...
В свои тридцать лет она стала седой.
Месяц она лежала, избитая прикладами автоматов, но не сдалась.
Люди шли к ней тайком, кто за советом, кто за лекарством, и она всем старалась помочь.
О ней не написано книжек, её маленький подвиг остался неизвестным, но для нас она настоящая героиня.
Став вдовой во второй раз, всю жизнь бабушка носила чёрную одежду, и только когда провожала своего сына в армию, надела белый платок.
Бабушка прожила долгую жизнь. После войны она продолжала работать в аптеке, растила детей.
Мои родители встретились после войны и в 60-е годы по комсомольским путёвкам поехали осваивать целину.
Более пятидесяти лет они прожили в Карасуке, трудились в сфере транспортного строительства (СМП-233, ГОРЕМ-31), честно и добросовестно работая на благо Родины. Имели звания ветеранов труда. Отец, Пирогов Андрей Андреевич, награждён орденом Трудового Красного Знамени. Вырастили трёх дочерей, отметили золотую свадьбу.
К сожалению, родителей уже нет в живых. Но их жизненный путь, те моральные ценности, которые они заложили в своих детях, являются для нас незыблемыми.
9 мая в моей семье настоящий праздник. Мы собираемся все вместе, просматриваем семейные фотографии, воспоминаем рассказы наших родителей. И стараемся запомнить и передать внукам и правнукам то, что помним сами. Пока жива память о наших любимых, скромных, незаметных, но таких значимых для нас бабушках и дедушках, мы остаёмся людьми.
Весна 2018
Участник конкурса
- Комментарии
Загрузка комментариев...