НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Два века с цементным заводом. Искитимская семья

Мне просто не терпится рассказать о непростой жизни моей любимой прабабушки Лидии Андреевны Симберг. Её военное детство прошло на далёком сибирском хуторе, куда родители переселились из Эстонии в 1912 году в разгар столыпинской аграрной реформы. В Эстонии семья была зажиточной, с собой молодые родители моей прабабушки привезли множество сельскохозяйственных орудий и бытовых предметов, что значительно облегчило обустройство на новом месте.

В начале первой мировой войны в 1914 году главу семьи моего прапрадеда Андрея призвали на фронт, и моя прапрабабушка Анна на долгие годы осталась посреди тайги вдвоём с пятилетней дочкой Агриппиной. Анне пришлось вести всё домашнее хозяйство, ухаживать за скотом, заниматься огромным огородом, а также, выполняя работу мужа, она стала лесником. Когда Андрей вернулся с войны, родились ещё две дочери: в 1926 году Лена и в 1928 году Лида, моя прабабушка.

К сожалению, к тяготам жизни среди тайги добавился тяжёлый характер и вредные привычки отца. Когда Андрей был не в настроении, то семье приходилось ночевать в тайге, а чтобы не стать добычей диких животных, они залезали на деревья… Когда девочки подросли, то их отправили учиться за сотню вёрст в ближайшую деревню, в русскую школу, но дома все говорили на эстонском языке, и они не знали русского.

Было очень непросто, и старшая сестра Лена не выдержала насмешек ребят и бросила школу, а моя прабабушка Лида справилась, смогла выучить русский и закончить 4 класса. Из-за тяжёлой физической работы начала болеть мать, и сёстры стали привыкать вести хозяйство самостоятельно. В начале войны один за другим ушли из жизни родители в возрасте 45-46 лет и девочки остались одни.

Семнадцатилетняя Лена стала работать за умершего отца лесником, а пятнадцатилетняя Лида во всём ей помогала. Так и выросли, выжили две девочки в суровые военные годы среди дикой тайги, не прося ни у кого помощи, а наоборот верой и правдой работая на Победу.

После окончания войны Лена вышла замуж за парня из ближайшей деревни, вернувшегося с фронта, а Лида уехала в Гремячинск, к старшей сестре. Там она познакомилась с моим прадедушкой Фридрихом Рифердом, репрессированным немцем с Поволжья. Про эту страницу семейной истории известно немного, так как прадедушка не просто не любил вспоминать, а категорически отказывался и даже начинал ругаться, если к нему приставали с расспросами.

В 1953 году, после смерти Сталина, прадед был реабилитирован, и семья получила разрешение на переезд. Лида с Фридрихом и маленькой дочкой приехали в Искитим, куда ещё в начале войны были высланы все остальные члены семьи моего прадеда. Родители Фридриха неохотно приняли невестку-эстонку, семья придерживалась принципов сохранения чистоты нации, несчастной Лиде, да и их детям долгие годы пришлось выносить несправедливые и необоснованные упрёки. Непросто складывалась жизнь моих прадедов Лидии и Фридриха, но жили они дружно и честно, вырастили двух дочерей, дали им хорошее образование.

Работали на цементном заводе крановщицей и слесарем-ремонтником, имеют звания ветеранов завода! По стопам своих родителей пошла моя бабушка Екатерина Риферд. На заводе она работала в здравпункте стоматологом на протяжении 5 лет. А её муж, соответственно, мой дедушка. Иван Петерс работал на заводе белазистом. Эту «эстафету» подхватила и моя мама! Она тоже работает на заводе. И так же в здравпункте, только фельдшером.

Вот так оно и получается, что суммарно династия Риферд существует 211 лет! К сожалению, прадедушка Фридрих умер ещё до моего рождения, а прабабушку Лиду я хорошо помню. Мы часто приходили к ней в гости, но я была маленькой, и ещё не задавала вопросов о том, как бабуля прожила свою жизнь, но я прекрасно помню, как светились радостью её тёплые усталые глаза, когда натруженные руки гладили мою голову.

Прабабушки не стало, когда мне было семь лет. Моя мама вместе со своим двоюродным дядей Юрием Скосырским, младшим сыном Лены, по крупицам собирают семейную историю. Мама говорит, что это интересно и увлекательно. Меня тоже очень сильно заинтересовало это занятие, и я планирую со временем узнать как можно больше информации обо всех ветвях в моем генеалогическом древе.
Осень 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 13 Мая 2022

Отправитель: Зыбарева Полина

Вам нравится? 2 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...