НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Большая история маленькой деревни Заозёрная

Деревня - тот же человек, со своей судьбой, своими радостями, бедами. Ей, как и ему, отводится свой срок: если повезёт, то жизнь её будет долгой, а нет – смиренно умрёт. В Купинском районе, в шести км от села Копкуль, с южной стороны, в удивительно красивом месте, у озёр кипела когда-то жизнь. Это была деревня Заозёрное. Ровно 30 лет назад покинул деревню последний житель. Сегодня остались кладбищенские холмики, заросшие травой, да кое-где видны следы от стоявших когда-то домов.

Деревня, которой нет на карте, живет в сердцах людей. Появилась она более 300 лет по воспоминаниям жителя села Панова Николая Константиновича. По рассказам его отца и деда о жизни в этих местах узнали много из результатов археологических раскопок.

Первые раскопки на территории Купинского района проведены 1929 году, научной экспедицией под руководством В.П.Левашовой. Недалеко от села обнаружили курган, на который указал местный старожил – житель села Чумашки Николай Леонтьевич Чубаров. Переселенцы их называли – «бугры».

При раскопках было обнаружено: хоронили покойника в могиле глубиной до одного метра и более. Рядом клали вещи, принадлежавшие ещё при жизни: оружие, украшения, рабочие инструменты. По поводу названия деревни старожилы говорили, так её окрестили первые переселенцы потому, что начали строить первые свои мазанки за озером. Отсюда и название Заозёрное.

Это было самое удобное место для жизни, так как с озера брали воду для питья, полива огородов, ею поили скот, получали необходимые продукты питания рыбу, дичь. Первыми жителями деревни были ссыльные, каторжники и переселенцы из Орловской областей, Украины и Белоруссии. Состав населения был очень разный: хохлы, у которых русский язык перемешался сукраинским, немцы, которые были переселены с Поволжья, русские, казахи, татары.

В «Списках населенных мест Томской губернии» за 1899 год в составе Юдинской волости Каинского уезда зафиксированы следующие данные: Заозёрное – 94 двора, 164 д. м. п. и 159 д. ж. п; 3345 десятин удобной земли, 1355 десятин неудобной, при деревне действовала школа грамоты и общественное питейное заведение. В деревне сложилась своя субкультура. Каждый знал свою работу, место для отдыха и место в доме. Дети с семи лет приобщались к труду, помогали взрослым.

Избы ставились наземь, нижние венцы сруба засыпались землёй, образовывалась невысокая земляная насыпь вдоль стен дома – завалинка. Пол в избах был глиняный или посыпался соломой. Жилище делилось на диагонали. Центральное место в нём занимал красный угол с образами и столом. Большое место в доме играла печь. Она грела, и кормила, и лечила; на ней спали старики, в ней мылись.

За печью находился чулан, или бабий кут, где хранилась глиняная, плетёная, деревянная и реже стеклянная посуда (чугунки, горшки, миски). Мебели почти не было: лавки и сундуки. Спали взрослые на полу, дети – на полатях, старики – на печи.

Традиционной мужской одеждой были длинная рубаха – косоворотка и широкие штаны. Зимой носили зипуны, тулупы, войлочные шапки, валенки. Женская одежда - шерстяная домотканая юбка, длинная кофта, сарафан. В холодную погоду носили душегрейку, платки, валенки.

В деревне были кержаки, особой веры. Одевались своеобразно. У женщин длинные широкие юбки, на голове обязательно платок, даже в жару. Мужики стриглись «под горшок». Бороды не брили. Они строго соблюдали праздники. На ногах чаще всего носили лапти, в отличие от всех сибиряков. Пол был земляной, топились сначала «по чёрному», когда дым валил в окна, в дверь, затем стали стелить полы.

С соседями ладили, только в гости не ходили и сами не приглашали. Коли кто зайдёт в избу воды попьёт, то после него кружку обязательно помоют, дверную ручку протрут. И если приходилось уходить в мир иной, то каждого хоронили на своём кладбище:мирском или кержацком.

Режим питания складывался под влиянием самых разных факторов – экономических, природных, религиозных. Но время обеда и ужина строго соблюдалось. Главным первым блюдом были кислые щи, летом готовили окрошку из кваса и овощей. Основу второго блюда составляли каши, пареные овощи и горох. Блюда из мяса были редки, чаще из рыбы. Важными составляющими питательного рациона были хлеб из кислого теста, пироги с разнообразной начинкой, блины, оладьи.

В деревне праздники справлялись как языческие (проводы весны, масленица, караулье солнце, погребенье ярилы), так и христианские (Рождество, Пасха, святки, Радоница и др.). К этим дням старались сшить детям хоть какую – то обнову, готовили обед повкуснее, а самое главное, отпускали детей поиграть.

Сначала это была маленькая деревушка. Одна улица, 49 дворов. Земли было много. Но избы строили вплотную, стараясь, быть ближе друг к другу.

Затем появилась и вторая улица. Жили бедно. Часто встречались избы с маленькими окнами. Крестьянская бедность не позволяла вовремя расплатиться с долгами. Тогда приезжал агент, описывал живность и забирал всё. У кого были излишки, по полевой дороге возили на быках продавать на станцию за 25 км. Ездить далеко было небезопасно. Часто грабили, особенно в зимнее время.

В 1911 году деревня Заозёрное считалась наиболее крупной – 96 дворов, 211 д. м. п. 249 д. ж п. Работящие люди жили в ней. Жили дружно, как одна семья. Вместе работали, вместе гуляли в праздники. А в трудные минуты помогали друг другу, кто, чем мог. Богатство деревни – люди. Что не человек, то интересная судьба. Вот о них и пойдёт речь.

Остались в памяти те смельчаки, которые сумели построить ветряную мельницу в 1936 году. Это Фёдор Шипицын, Павел Волгин. Открыли маленькую начальную школу, в которой работала переселенка Власова Анна Савельевна. «Наша первая «зорянка» - так называют её старожилы, затем учительствовала Елизавета Михайловна, Сысоева Елена Константиновна. 22 года своей жизни посвятила обучению деревенских ребятишек Любовь Филипповна Качулина. Замечательный человек, любящий детей, преданный своей профессии.

В этот же год деревня Заозёрное получила название хозяйства «Первое мая». И постепенно жизнь стала налаживаться. Появилось 5 самоходных комбайнов. Стали возделывать пашни, разводить хозяйство, появились рабочие места.

В 1961 году за большие надои молока, за образцовый порядок на ферме хозяйству было вручено переходящее Красное знамя, благодаря таким замечательным людям, как Волгиной Анне Ивановне, Волгиной Валентине Ивановне, Волгиной Надежде Григорьевне. А Сысоеву Лидию Афанасьевну, доярку наградили медалью «За трудовое отличие» Все работы выполнялись вручную.

Заслуженным почётом и уважением пользовались и механизаторы: Бочанов Николай Петрович, Иван Абакумович Переваров. Пастух Анатолий Васильевич Волгин во время войны лишился отца и матери. Рос у дяди. И в 12 лет пошёл работать на ферму, да так и остался работать в хозяйстве, более 48 лет.

Про всех, живших в деревне, говорили - это одна семья. Все породнились. И остались в деревне фамилии на слуху: Сысоевы, Волгины, Братцевы, Пономарёвы. Это и есть старожилы деревни.

Деревня Заозёрное пережила все исторические события, которые выпали на долю нашей страны: переселение крестьян в Сибирь коллективизацию, раскулачивание, Гражданскую войну и самое труднейшее испытание для нашей страны- это Великую Отечественную войну.Испытание всего: человека, техники, общества, его строя, экономики, науки.
 
Неизгладимый след в памяти жителей оставила война. Из села забрали на фронт 25 мужчин, а вернулось только 5 человек. Всех имён не назвать. Но память о них жива. На обелиске, который стоит у школы, высечены фамилии тех, кто не дожил до Победы. Помнят жители и о тех, кто вернулся с войны, о людях принёсших добрую славу своей земле.

Благодарность товарищу Чайкину Василию Ивановичу
Приказом верховного главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина. Вам части, в которой Вы служили, Объявлена Благодарность за отличные боевые действия при прорыве обороны на реке «Великой».

19 июня 1944 года

Грамота.

Приказом Верховного главнокомандующего маршала Советского Союза товарища Сталина от шестого марта 1945 г.№292 за отличные боевые действия при овладении городами западной Померании, Белгород, Триптор, Грайфенберг, Камин, Тульцев и Плате.Всему личному составу Вашего соединения, в том числе и Вам принимающего участия в боях. Объявлена благодарность.
 
Командир части.
 
Письмо матери.

Уважаемая Мария Петровна от всей души поздравляем Вас с наступающим Новым годом(1943). Желаем Вам счастливой жизни и плодотворной работы на благо Родины, работы, которая ускорит разгром фашисткой армии, посягнувшей на нашу священную землю.

Мы вместе с Вами гордимся Вашим сыном Василием Ивановичем, который, самоотверженно не жалея своей крови и жизни сражается с врагами. Он является фронтовым сыном нашей Великой Родины и честно оправдывает доверие нашего народа, с оружием в руках защищает нашу страну от проклятого врага.

Командир части, капитан Аверьев, старший лейтенант Чижов.

В военные сороковые жители деревни много пережили, но не роптали. Ушедших мужчин заменили женщины, старики и подростки. Каждая посевная, уборка проводилась со слезами на глазах. Зерно сдавалось подчистую, на трудодни ничего не выдавали. Пайку хлеба из отходов получали, кто непосредственно работал, остальным приходилось перебиваться на картошке, голодовали.

Панова Прасковья Кузьминична проводила в первые дни войны мужа на фронт. Все тяготы свалились на её плечи. Голод, а на руках малы дети. Муж с фронта не вернулся. Шли годы, а она ждала, ждёт и сейчас более 70 лет. Остаётся только гордиться мужеством и стойкостью этой женщины, откуда она черпала силы, чтобы всегда оставаться жизнерадостно.

Как хорошо жить, когда вокруг всё родное: моя деревня, моя земля, моя улица. Жизнь стала налаживаться. Можно было снова услышать пение деревенских девушек. По вечерам выходили посидеть на завалинках, пощелкать семечки.

В 1971 году заканчивается бурение скважины, сбросная вода освежила озеро, что позволило запустить в водоём мальков. Построили молокозавод. Заработала на берегу озера птицеферма: вырастили 11 тысяч молодняка и взрослых кур, продали 80,5 тысяч штук яиц. Проложили дорогу от деревни до села Копкуль. Увеличили дойное стадо до 196 голов. Установлен механизированный доильный аппарат. К этому времени хозяйство стало считаться вторым отделением при колхозе им. «Чапаева», с.Копкуль. Есть магазин, начальная школа, клуб.

Ничего ни предвещало беды. Продолжали жить одной семьёй, как близкие родственники. Работящие, весёлые, с юмором и шуткой переживающие все невзгоды. Очень любили свою деревню. В 1977 году было 62 двора, 128 душ мужского пола, 130 душ женского пола, 145 детей, из них 82 мальчика, 63 девочки. Неожиданно встал вопрос о не перспективности деревни. Загоревали люди. И не их вина в том, что мелкие деревни стирались с лица земли. Такая была политика партии и правительства. Покидая родные места, плакали.

По воспоминаниям старожила Пономарёва Тимофея Петровича: «Уезжали последними из деревни со своей женой и соседом Пановым Константином, ехали молча, тяжело вздыхая. Выехали за деревню, да как заголосили наши бабы, завыли как по покойнику. С родными местами прощались».

Сейчас от деревни остались холмики, заросшие травой, да колки Кондрашиха, Качулиха, Белеткова, где когда-то были заимки первых переселенцев. И разбросала судьба людей в разные стороны, в соседние сёла: Рождественку, Копкуль, в Купино, а кого и в другие районы, области.

Но душой и сердцем, они всю жизнь там, где родились, где прошло их детство, молодость и большая часть жизни. Белеткова Татьяна Петровна рассказывает: «Волею судьбы я побывала на родной земле. Низко – низко поклонилась родному « пепелищу». Невозможно что-либо изменить, вернуть, увидеть, что когда-то окружало меня.

Всё также прекрасно озеро. Я подошла к самой воде. Какая она чистая, прозрачная и тёплая. И всё тот же горьковато – солёный вкус! Даже эта мелочь будоражит, будит далёкие воспоминания, переносит в прошлое. А вот улица исчезла. Когда-то здесь жили Сысоевы, Чайкины, Лобес, Вейде и многие другие. Побывала на кладбищах. Кустарники и одинокие деревья также охраняют покой усопших».


Осень 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 28 Сентября 2017

Отправитель: Оксана Михайлюк

Вам нравится? 0 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...