О деревне Берёзовка Карасукского района, которой нет на карте
Деревня Берёзовка была образована в 1908 году, по данным Государственного архива Томской области (документы находятся в Карасукском краеведческом музее). 10 поселившихся здесь семей были причислены к Берёзовскому участку Чернокурьинской волости Барнаульского уезда.Первыми жителями, которые освоили эти земли, были выходцы из Курской, Киевской, Черниговской, Полтавской губерний. Это семьи Гарбузь Ануфрия, Шевкомудь Павла, Шевкомудь Фомы, Цивенко Никонора, Гончаренко Ивана, Сидоренко Луки, Воронова Тихона, Ювженко Харитона, Гончаренко Саввы.
Им был выделен участок Берёзовский, который находился в 7 км от с. Морозовка. Участок под заселение людям понравился. Дома стали строить у берёзовой рощи. Так и стали называть новое поселение - Берёзовая роща.
Почему переселенцы обосновались именно здесь? Эти места привлекли людей своей красотой, богатством леса. Сюда до сих пор приезжают из других сёл за лесной ягодой.
Первые жители строили дома из глины и соломы – саманы. Накрывали крышу камышом. Пол был земляным. Материалы для строительства брали у водоёма, который находился неподалёку от деревни. Местные называли его болотом.
Деревня состояла из одной улицы, но в дальнейшем разрасталась. Появилась ещё одна улочка, жители назвали её Причипиловка.
Деревня состояла из одной улицы, но в дальнейшем разрасталась. Появилась ещё одна улочка, жители назвали её Причипиловка.
Для питья и хозяйственных нужд жителями был выкопан большой колодец. Позднее колодцы появились практически у каждого во дворе.
Люди обживали новые земли. У них появилось хозяйство.
Люди обживали новые земли. У них появилось хозяйство.
«В деревне была школа. Это было небольшое здание. Всего 2 кабинета. Учились здесь до 4 класса. Продолжали обучение в сёлах Морозовка, Кучугур. Учителями были Анна Степановна Новак, Иван Лукич Терещенко, которые приезжали из с. Морозовка», - вспоминают Анна Германовна Перебейнос (1933 г.р.) и Анна Дмитриевна Кондратенко.
Во время образования колхозов Берёзовка была присоединена к колхозу имени Жданова. В колхозе были полеводческие и животноводческие бригады. Держали быков, а позже лошадей, как основную тягловую силу, коров, свиней, овец. На полях сеяли рожь, овёс, пшеницу, ячмень. Колхозники на огородах выращивали картофель, капусту, огурцы, репу, свеклу, морковь.
«Сеяли зерно вручную. Косили косой, собирали в снопы. В колхозе был трактор, к которому был прикреплён барабан. Мой отец подавал пшеницу в такой агрегат. Однажды барабан закрутил рукав и поранил руку.
В деревне была организована приёмка молока. Обрат возвращали. Его варили с земляникой и этим питались», - Галина Антоновна Остапенко (Новак).
Во время образования колхозов Берёзовка была присоединена к колхозу имени Жданова. В колхозе были полеводческие и животноводческие бригады. Держали быков, а позже лошадей, как основную тягловую силу, коров, свиней, овец. На полях сеяли рожь, овёс, пшеницу, ячмень. Колхозники на огородах выращивали картофель, капусту, огурцы, репу, свеклу, морковь.
«Сеяли зерно вручную. Косили косой, собирали в снопы. В колхозе был трактор, к которому был прикреплён барабан. Мой отец подавал пшеницу в такой агрегат. Однажды барабан закрутил рукав и поранил руку.
В деревне была организована приёмка молока. Обрат возвращали. Его варили с земляникой и этим питались», - Галина Антоновна Остапенко (Новак).
Анна Дмитриевна Кондратенко вспоминает: «Окончила школу в 1942 году. Это были годы войны, и было не до учёбы. Мы помогали взрослым, некому было работать.
В 16 лет поехала учиться в Черно-Курью на тракториста. Стала целинницей. Распахивали новые земли. Была штурманом, к моему трактору прикрепляли комбайн.
В 16 лет поехала учиться в Черно-Курью на тракториста. Стала целинницей. Распахивали новые земли. Была штурманом, к моему трактору прикрепляли комбайн.
В колхозе управляющие сами распределяли, кто чем будет заниматься. Меня назначили поваром! Я долго не соглашалась, потому что не умела готовить.
Старшие женщины успокоили и научили стряпать.
Старшие женщины успокоили и научили стряпать.
Долгое время работала учётчиком. Сама маленькая, по полям приходилось ходить, замерять. Работали за трудодни, и я их отмечала, вела учёт.
Было очень трудно, но мы не унывали. С подругами ходили в Кучугур на вечёрки. Обуви не было, ходили босиком. Обмазывали ноги светлой глиной в форме носков, а стопы чёрной глиной, а затем сушили...»
До войны Берёзовка жила спокойно, степенно. В период войны ослабела. Горе и слёзы принесла с собой война. Как и весь народ страны, жители Берёзовки бросили все силы на борьбу с неприятелем. Мужчины были призваны на защиту Отечества, в деревне остались женщины, дети и старики.
До войны Берёзовка жила спокойно, степенно. В период войны ослабела. Горе и слёзы принесла с собой война. Как и весь народ страны, жители Берёзовки бросили все силы на борьбу с неприятелем. Мужчины были призваны на защиту Отечества, в деревне остались женщины, дети и старики.
«Моего отца не брали на войну, так как у него была ранена рука, лишь после выздоровления в 1942 году ушёл на фронт. Больше мы его не видели, пропал без вести», - Галина Антоновна Остапенко (Новак).
На полях и ферме работали женщины, пожилые люди и подростки. Все работы выполнялись вручную. Женщины жали все колхозные поля своими силами. Стояли, не разгибаясь, весь световой день, в поле под палящим солнцем, собирая каждый колос в снопы.
На полях и ферме работали женщины, пожилые люди и подростки. Все работы выполнялись вручную. Женщины жали все колхозные поля своими силами. Стояли, не разгибаясь, весь световой день, в поле под палящим солнцем, собирая каждый колос в снопы.
В период войны жизнь в деревне была очень тяжёлой. На фронт отправляли всё, что могли: тулупы, вязаные вещи, продовольствие.
«Во время войны в деревню были переселены немцы из Поволжья. Они меняли свои вещи на продукты.
«Во время войны в деревню были переселены немцы из Поволжья. Они меняли свои вещи на продукты.
Никогда не забуду, как погибла женщина, которая пошла в поисках еды в соседнюю деревню (в Больших Луках, Кучугуре люди жили лучше). На обратном пути она замерзла.
Некоторые односельчане опухали от недоедания. Их увозили в Карасук, чтобы вылечить», - воспоминания старожилов села.
Некоторые односельчане опухали от недоедания. Их увозили в Карасук, чтобы вылечить», - воспоминания старожилов села.
Голод, холод, но люди не сдавались, не унывали, надеялись на лучшую жизнь, ждали победу. Иногда веселились,собирались вместе, пели песни. Девчата знали много частушек и пели их красиво, соревновались, кто кого перепоёт.
Война закончилась долгожданной победой. Возвращались солдаты в родную деревню.
Прошло немало лет, прежде чем стало легче жить. Строили дома, обустраивали быт, пахали землю. С родителями моего дедушки Лопина Ивана жили семьи Мороз, Лопин, Павлушкина, Черусов, Воронов, Цывенко, Остапенко, Кравченко, Шевченко, Соловицкий, Клипало, Дергач, Сачёк, Гончаренко, Демченко, Сальник, Рыскаленко, Скопенко, Самойлов, Гимов, Нестеров и другие.
На всё хватало тогда времени, и поработать и отдохнуть. Вечерами собирались на посиделки и вечёрки.
Прошло немало лет, прежде чем стало легче жить. Строили дома, обустраивали быт, пахали землю. С родителями моего дедушки Лопина Ивана жили семьи Мороз, Лопин, Павлушкина, Черусов, Воронов, Цывенко, Остапенко, Кравченко, Шевченко, Соловицкий, Клипало, Дергач, Сачёк, Гончаренко, Демченко, Сальник, Рыскаленко, Скопенко, Самойлов, Гимов, Нестеров и другие.
На всё хватало тогда времени, и поработать и отдохнуть. Вечерами собирались на посиделки и вечёрки.
В 60-х гг. появился Дом Культуры. По воспоминаниям жителей села Морозовка, «молодёжь 70-80 гг. ездила на грузовой машине в Берёзовку на танцы. Почему же именно в Берёзовку? В деревне существовал инструментальный ансамбль, именно живая музыка привлекала молодёжь со всей округи. В группе пели Рыскаленко Сергей, Александр (гитарист, солист), Загарюк Павел (гитарист), Соловицкий Владимир, Сурмей Николай (барабанщик).
Но случилась новая беда. Государство проводило политику укрупнения колхозов. «Неперспективной» стала и Берёзовка. Со слов жителей, распад деревни начался с того, что в 1981-1982 годы были закрыты социально значимые объекты. Постепенно люди стали уезжать. Переезжали в Кучугур, Морозовку, Казахстан, Карасук и другие места.
К 1987 году уехали практически все.
Но случилась новая беда. Государство проводило политику укрупнения колхозов. «Неперспективной» стала и Берёзовка. Со слов жителей, распад деревни начался с того, что в 1981-1982 годы были закрыты социально значимые объекты. Постепенно люди стали уезжать. Переезжали в Кучугур, Морозовку, Казахстан, Карасук и другие места.
К 1987 году уехали практически все.
В 2002 вышло постановление Губернатора Новосибирской области о реорганизации д. Берёзовка.
Любовь к малой родине - это то, что приходит с годами. Только взрослея, мы понимаем, как важно знать свою историю, помнить родную землю, где выросли наши предки. Интерес к истории своей деревни, села, района, к собственному происхождению никогда не угасал, но особенно возрос он в последнее время. Это показывают и организованные бывшими жителями деревень встречи с земляками на малой родине. Вот и съезжаются внуки и правнуки тех, кто родился и вырос на этой земле.
Люди всё чаще стали интересоваться историей своей Родины, как будто боятся что-то забыть, растерять в суматохе обыденности. Уходит старое поколение, и вместе с ним уходят сведения об исчезнувших деревнях.
Любовь к малой родине - это то, что приходит с годами. Только взрослея, мы понимаем, как важно знать свою историю, помнить родную землю, где выросли наши предки. Интерес к истории своей деревни, села, района, к собственному происхождению никогда не угасал, но особенно возрос он в последнее время. Это показывают и организованные бывшими жителями деревень встречи с земляками на малой родине. Вот и съезжаются внуки и правнуки тех, кто родился и вырос на этой земле.
Люди всё чаще стали интересоваться историей своей Родины, как будто боятся что-то забыть, растерять в суматохе обыденности. Уходит старое поколение, и вместе с ним уходят сведения об исчезнувших деревнях.
Память о них хранят берёзы, заглядывавшие в окна домов, кусты смородины, заросшие крапивой, кое-где оставшиеся фундаменты, да ещё старики, жившие когда-то в этих деревнях...
Лето 2017
Участник конкурса
- Комментарии
Загрузка комментариев...