НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Барабинцы в годы Великой Отечественной войны

23 июня 1941 года перед началом работы во всех цехах паровозного депо станции Барабинск было объявлено о нападении Гитлеровской Германии на нашу страну. Затем во дворе состоялся многолюдный митинг. Выступающие гневно клеймили врага, выражали готовность с оружием в руках решительно бороться с захватчиками.

В числе других выступил пожилой рабочий Ф.П. Черепнёв. "Пока не уничтожим Гитлера и его грабительскую армию, я своего рабочего поста за реверсом паровоза не покину", – сообщил он своё решение. Ему в тот момент шёл уже седьмой десяток. Жизнь показала, что слово ветерана крепкое. Он действительно водил поезда вплоть до Победы.
 
Многие комсомольцы в первые дни войны подали заявления в военкомат. Первичная организация хозяйственного цеха Барабинского депо, которую возглавляла Любовь Воронкова, 23 человека, полным составом решила отправиться на фронт. Вскоре получили повестки следующие барабинцы: Иннокентий Баянов, Александр Колмагоров, Николай Волбеков, Леонид Веселков, Василий Симанчук, Михаил Ладис, Павел Логинов, Иван Фадеев, Михаил Матвеев. К сожалению, им не суждено было вернуться в родной Барабинск. Они все погибли, защищая нашу Родину. Вскоре ушла на фронт ещё одна группа барабинцев, в которой был и секретарь комитета комсомола паровозного депо Александр Чибизов.

Трудовые коллективы предприятий города Барабинска, совхозов и колхозов Барабинского района проводили в ряды Красной Армии своих лучших работников. Их места заняли женщины, старики и подростки. Призыв «Всё для фронта, всё для победы!» был понятен каждому, он объединял всех людей во имя единой цели – во что бы то ни стало разбить коварного врага.

17 сентября 1941 года Государственный комитет обороны принял решение «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР». С сентября 1941 года в Барабинском паровозном и вагонном депо, в колхозах, МТС были оборудованы военно-учебные пункты для обучения военному делу. Занятия проводились три раза в неделю по несколько часов. Не хватало опытных кадров, была слабой учебно-материальная база: на 50–60 обучающихся имелась одна учебная разрезная винтовка и пулемёт. Наряду с бойцами-стрелками готовились и другие военные специалисты: парашютисты, медсёстры. Военная подготовка проводилась после нелёгкой рабочей смены, когда казалось сил для других дел уже не осталось. Но превозмогая усталость, молодёжь постигала нелёгкую науку побеждать. Всеобщее обучение позволило подготовить резервы Красной Армии. Только в Барабинском районе было обучено несколько тысяч бойцов-стрелков.

Тыл жил напряжённой, полной лишений жизнью. Через Барабинск на запад перебрасывались воинские подразделения, составы с военно-хозяйственными грузами, на восток следовали эвакуированные заводы и фабрики, беженцы. Основная тяжесть в обеспечении высокого ритма Западно-Сибирской магистрали легла на коллективы Барабинского паровозного депо, вагоноремонтного пункта и путевого хозяйства.

На транспорте началось соревнование по почину Московского узла Ленинской железной дороги, обратившегося к железнодорожникам с призывом усилить помощь фронту. Между транспортниками развернулось движение по применению прогрессивных методов труда, в котором участвовали и барабинцы. В частности, организовывалось кольцевое движение, когда паровоз, не заходя в основное депо, совершал 2–3 рейса. По итогам соревнования в список на получение премии наркома за 1941 год занесено 62 лучших машиниста из Барабинского паровозного депо. Мастерами кольцевой езды показали себя В.И. Голенков, Б.И. Васюк, В.Г. Кожевников, Г.П. Дунаев, А.И. Шпак.

Ценный почин хабаровских машинистов – кооперирование паровозных бригад, так же был широко подхвачен в депо станции Барабинск. Его суть заключалась в применении методов знатного машиниста Н. Лунина, когда промывочный ремонт выполнялся самими паровозниками без помощи комплексных бригад. По 3500–4000 километров делали пробег без отцепок паровозы машинистов П.Ф. Середы, Н.И. Шадрикова, И.П. Ковалёва, Е.И. Гончарова, С.П. Бабкина.

В настоящее время память о Н. Лунине жива, в его честь в городе Барабинске назван колледж железнодорожного транспорта.

Огненный смерч войны продолжал катиться на восток. Фашистские полчища рвались к сердцу нашей Родины – Москве, стремясь осуществить замысел Гитлера провести парад на Красной площади. В один из ноябрьских дней 1941 года в адрес руководства Барабинского паровозного депо пришла телеграмма Государственного комитета обороны. В ней ставилась задача: одеть в броню паровоз, оборудовать четыре платформы для установки пушек и пулеметов, одну платформу для зенитного оружия, две – для перевозки верхнего строения пути. 23 ноября 1941 года приступили к оборудованию паровоза серии ОВ №5744. Железнодорожники работали в сутки по 12 часов и более. Массовый трудовой героизм железнодорожников, стремление внести личный вклад позволили раньше намеченного срока к 23 февраля 1942 года закончить работы полностью. Решено было назвать бронепоезд «Сибиряк-барабинец».

Созданная крепость на колесах могла поражать живую силу, авиацию, танки, артиллерийские батареи, разрушать укрепления. В марте бронепоезд уже был готов к участию в боевых операциях Красной Армии. К весне 1942 г. непосредственная угроза Москве была устранена. Советские войска, перейдя в контрнаступление, с тяжелыми боями продвигались на запад. Однако оставалась опасность воздушных налетов.

Для защиты важных объектов от бомбардировки в столицу прибыли бронепоезда «Сибиряк-барабинец» и «Омский железнодорожник». После небольшой доработки они могли вести огонь по самолетам врага, доставать наземные цели, находящиеся на значительном расстоянии. К концу 1942 г. фронт передвинулся еще дальше на запад и бронепоезда были направлены на Карельский фронт. Свой последний залп бронепоезд «Сибиряк-барабинец» сделал при станции Сортавала, что у северного побережья Ладожского озера. Он был произведен в связи с безоговорочной капитуляцией гитлеровской Германии.

Свой вклад в разгром захватчиков внесли коллективы всех предприятий Барабинска, совхозов и колхозов Барабинского района. В условиях военного времени Государство было вынуждено много брать из сельского хозяйства для фронта и победы. Село отдало большую и лучшую часть своего автотранспортного и тракторного парка. На смену мужчинам и опытным кадрам пришли старики, подростки и женщины.

Теперь женщинам надо было обслуживать не только животноводство, но и полеводство. Многие из них освоили профессию механизатора. Трактористок готовили на курсах при МТС. Уже в апреле 1942 года право на управление тракторами получили 62 женщины. Техники не хватало, поэтому в основном преобладал ручной труд. Всё рабочеспособное взрослое население в сенокосную и уборочную страду брало в руки литовки, грабли, серпы, вилы. В качестве тяговой силы использовали коров.

Свыше 11 тысяч барабинцев ушли на фронт, многие добровольно. В военкоматы Новосибирской области обращались тысячи желающих встать в ряды защитников Родины. Добровольческое движение заметно возросло летом 1942 года. Это было связано с обострением обстановки на советско-германском фронте. Государственный комитет одобрил инициативу сибиряков, дал разрешение на формирование добровольческой стрелковой дивизии, ставшей впоследствии 22-й гвардейской.

В ее ряды влились и барабинцы: Степан Иванович Безруков, Василий Иванович Гордеев, Петр Кириллович Кожевников. 22 сентября 1942 Сибирская добровольческая стрелковая дивизия прибыла в Москву. Несмотря на нарастающий напор превосходящих сил противника, сибирякам удалось освободить несколько населенных пунктов, прорвать оборону гитлеровцев, зайти глубоко в тыл, захватить много пленных. Дальше путь Сибирской гвардейской дивизии прошел через Ельню, Смоленск, Белоруссию, Прибалтику.

Среди соединений, остановивших врага, была и 96-я Сибирская стрелковая дивизия. В неё были призваны барабинцы: помощник машиниста паровоза А.В. Сметанин, машинист А.И. Кузьмин, слесарь И.Д. Исаев, токарь С.Е. Векшин, весовщик станции И.Ф. Кимеев, поездной вагонный мастер А.И. Щербин, слесарь вагонного депо С. Надеев, электромеханник Т. Хорзов, работники железнодорожной милиции Дмитриев, Грабченко, Вяткин. При наступлении на село Московка завязался ожесточённый бой. Фашисты оказывали сильное сопротивление. Рядовой связист-барабинец А.В. Сметанин, заметив пулемётчиков противника, меткими очередями уничтожал их, пока не был ранен.

В бою за деревню Лукино отличился старшина пулемётной роты барабинец С.Е. Векшин. Обойдя с фланга линию обороны немцев, он открыл огонь по противнику, отбил дом на окраине села и установил там свой пулемёт. Фашисты подожгли его укрытие, но и из охваченного огнём дома продолжались пулемётные очереди. Видимо, получив ранение, наш земляк сгорел вместе с домом.

Чудеса мужества проявлял в бою тихий неразговорчивый санитарный инструктор И.Д. Исаев. Под обстрелом он перевязал и вынес с поля боя десятки раненых, буквально спас жизнь своему земляку из Барабинска А.Е. Щербину.

Более 700 человек из паровозного депо Барабинска в первые дни войны ушли с оружием в руках бить ненавистного врага. Один из них – Петр Романович Алсуфьев. Сначала учёба в школе воздушных десантников. В звании сержанта в начале 1942 года его направили в Москву, а потом в Сталинград. Позже овладел ещё одной военной профессией – артиллериста. Стал командиром 45-милиметрового орудия.

Летом 1942 года был ранен в бою, отражая атаки противника, выкатив пушку на прямую наводку. После ранения заключения врачей было суровым – признать инвалидом второй группы и направить по месту жительства. Но проявленная настойчивость и воля позволили барабинцу Петру Романовичу Алсуфьеву вернуться в действующую армию. В родной город Барабинск он вернулся только в 1946 году.

Храбро сражался отважный сибиряк – лётчик Николай Егорычев в небе Москвы, Смоленска, Сталинграда, Курска, Киева, в Польше, Чехословакии, Германии. Более трёхсот боевых вылетов записаны на его счёт. Итогом его вылетов было 15 уничтоженных самолётов, 16 танков, более 100 автомашин, до 100 вражеских артиллерий и другая военная техника. Три ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, орден Отечественной войны первой и второй степени, орден Красной Звезды были наградами отважному лётчику за успешно выполненные боевые задания командования.

В одном из боёв Н. Егорычев был тяжело ранен и чуть не сгорел в воздухе, но сумел воспользоваться парашютом, покинул горящий самолёт. Опытные врачи вернули героя в строй. Находясь на больничной койке, он часто вспоминал родной Барабинск и земляков, давших ему наказ в 1937 году при направлении в Ворошиловградское военное училище лётчиков. Он простой, и скромный парень стал любимцем прославленного гвардейского орденоносного истребительского полка. А после войны, в июле 1945 года, как один из лучших лётчиков, участвовал в параде Победы в Москве. Гвардии майор Николай Егорычев закончил войну в Берлине.

Подразделение, в котором воевал Григорий Георгиевич Фурса было не только особым, но и секретным. Наш земляк имел специальность картист-чертёжник. Воин-барабинец был в составе измерительно-вычислительного взвода. С помощью чувствительных звукоприемников и других приборов его специалисты вычисляли места нахождения вражеских батарей. Они тут же своим артиллеристам давали их точные координаты, и те их уничтожали. В 1944 году его перевели в железнодорожный полк, как опытного железнодорожника. Он организовывал движение поездов на станциях в Чехословакии, Венгрии, Германии. Весть о Победе встретил в Эберсвальде недалеко от Берлина. В 1946 году вернулся в родной Барабинск.

Шесть барабинцев за проявленное мужество удостоены звания Героя Советского Союза. Вот их имена: Апарин Максим Григорьевич, Бурцев Дмитрий Петрович, Воронков Иван Яковлевич, Перевозников Андрей Тимофеевич, Хрусталев Павел Иванович, Шубин Алексей Петрович.

Более 11 тысяч барабинцев ушли на фронт. Около 5 тысяч из них не вернулось с полей сражения. Победа нам стоила миллионов жизни. Помнить об этом нужно всегда. И сделано для этого не мало. Обелиски и памятники сооружены во многих населенных пунктах района. В этом большую роль сыграло решение Барабинского райисполкома, принятое 15 июня 1967 года, в котором намечалась целевая программа увековечения памяти. Большим событием было открытие в 1991 году в Барабинске мемориального комплекса воинам, погибшим во Второй мировой войне.

Мемориал Славы – место проведения всех значимых событий, связанных с войнами, место возложения венков и цветов, дань памяти всем погибшим на войне. Был открыт в 1991 г. На территории мемориала находятся: стелы с памятными плитами погибшим в годы Великой Отечественной войны; аллеи бюстов Героев Советского Союза; скульптурная композиция в центре мемориала; памятный камень воинам локальных конфликтов; скульптурная композиция «Вечный огонь». Ежегодно в честь Дня Победы на мемориале проводятся праздничные мероприятия с поздравлением ветеранов и возложением венков и цветов, организуется почетный караул, песенно-танцевальная программа.

Большой вклад барабинцев в разгром гитлеровской Германии полно отражен в экспозициях и документах городского музея, а также в музеях, созданных в колледже железнодорожного транспорта имени Н. Лунина и локомотивном депо станции Барабинск.

Местом поклонения стал памятник воинам-деповчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Об этих героических днях сложено множество песен, сочинено стихов, создано много художественных полотен.

30 апреля в рамках Всероссийской акции «Лес Победы», посвященной 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–45 гг., коллектив администрации города Барабинска высадил более 100 саженцев кедра, лиственницы, ели на Аллее славы по ул. Ульяновской.

Аллея славы была заложена в октябре 2009 года. Ежегодно осенью коллективами предприятий, учреждений города осуществляется подсадка новых корней.

Мурзина Арина Владимировна, 10 класс
Федосеева Анастасия Дмитриевна, 10 класс
МКОУ Шубинская СОШ Барабинского района
Руководитель: Ямщикова Татьяна Петровна

Весна 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 07 Декабря 2017

Отправитель: Татьяна Ямщикова

Вам нравится? 0 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...