Ветеран и директор Галина Томзикова
Особая страница Куйбышевской городской библиотеки связана с директором, ветераном Великой Отечественной войны Галиной Ивановной Томзиковой.
Родилась она 5 мая 1923 г. в городе Татарске.
А свою библиотечную деятельность начинала на общественных началах, работая в избе-читальне села Горбуново. В сентябре 1939 г. шестнадцатилетней девчонкой пришла работать в Куйбышевскую районную библиотеку. В мае 1942 года она по призыву комсомола уехала на фронт. На комиссии по распределению ей предложили стать поваром, но она хотела воевать, и стала связисткой.
Из воспоминаний Галины Ивановны о великой войне: «Под Харьковом, мы впервые увидели войну с её взрывами, бомбёжками, траншеями, землянками и командными пунктами. Обучали нас на ходу. А мы глупенькие были, нам всё в диковинку, всё интересно. И точно так, как дети, которые не понимают, что такое край или оголённый электрический провод, мы высовывались из окопов, наблюдая ночные перестрелки трассирующими пулями, которые летят голубые, красные, жёлтые, зелёные – красиво! Командиры ругались, прижимая наши любопытные, стриженые головы к земле.
Летом 1942 года немец повторно на Москву наступать не стал, а двинул свои главные силы на юг. Ценой больших усилий ему удалось достичь значительных успехов. Мы получили приказ об отступлении. И поехали. И пошли. И откатились до Волги. Вот когда в полной мере поняли, что такое война. Во время отступления я ещё была связисткой, а после переформирования оказалась в восьмом зенитно-пулемётном полку отдельной бригады Сталинградского фронта. Я стала зенитчицей, и перед нами стояла задача не пропускать к сражавшемуся городу самолёты врага. Бои шли настолько сильные, что уже металл уставал, не выдерживал. Немцы бомбили нас нещадно, и мы несли большие потери.
Когда немцев под Сталинградом окружили и разбили, в один из дней нам приказали всем выйти из землянок и встать у своих орудий. И мы увидели, как от разрушенного, ещё горящего города, от Волги, к которой они так стремились, вели пленных. Среди высот по долине, укрытой снегом, они тянулись нескончаемой чёрной лентой, похожей на какую-то огромную змею. Немцы шли и глядели на нас – ошеломлённые, испуганные и удивлённые.
Да и вообще война – это ведь не только бои. Там всё было. В том числе и минуты отдыха, когда каждый солдат должен и помыться, и постирать, и письма домой написать, и подворотничок беленький подшить, чтобы чувствовать себя человеком. Иногда выпадала неделя, а то и две недели передышки, и тогда нам, девчонкам, командиры разрешали сходить в кино. Помню, однажды мы бегали в соседнюю деревню смотреть трофейный фильм «Серенада Солнечной долины». Я его потом уже по телевизору несколько раз видела, но то первое впечатление всё равно незабываемо. Среди боёв, среди смертей и горя эта картина воспринималась, как солнце после грозы. Тем более, что было это вскоре после освобождения Орла. А этот город, когда мы вошли в него, поразил горами трупов. Мы останавливались там на три дня и видели, как специальные санитарные команды, убирали их с улиц, площадей, из разрушенных войной садов и скверов.
Надо сказать, что немцы сами учили нас воевать лучше. Уж слишком нагло они себя порой вели. Как полетят на бреющем полёте, так мы же видели иногда, что они похохатывали над нами. Особенно над новичками, которые вместо того, чтобы стрелять, бежали прятаться в окопы. Но смеётся тот, кто смеётся последним. Мы их частенько сбивали, и тогда им уже не до злорадства было.
Однажды немцу пришлось выпрыгнуть из горящего самолёта на парашюте, и ветер притащил его прямо на нашу батарею. Он руки вверх поднял и что-то лопочет по-своему, а мы не понимаем. Тогда он показал рукой на наше орудие и поднял вверх палец на правой руке. Вроде как похвалил нас за отличную работу».
Среди множества боевых эпизодов ей запомнилась оборона крупного железнодорожного узла в Каменец-Подольске. Наши войска наступали, прогоняя фашистов все дальше на запад. Немцы не раз бомбили этот важный стратегический объект. Галина Ивановна вспоминала налет, который они называли звездным. Это когда бомбардировщики со всех сторон, как стервятники на жертву, слетаются. Зенитчицы знают, как важно в этом кромешном аду не дрогнуть, не потерять из вида цель. Галина Ивановна считала, что именно в том бою сформировался ее характер.
«А мы старались немцам мстить и за наше общее горе, и каждый за своих родных и близких. Мой старший брат Дима погиб в боях под Москвой. Мама с больным отцом оставались дома, и я старалась чаще писать им в Сибирь. Сестрёнке младшей писала в Ташкент, где она училась тогда в институте.
Начало мая 1945 года наша зенитная батарея встречала в Германии, немного не дойдя до Берлина, где над Рейхстагом уже развевалось красное Знамя Победы. Со дня на день мы ожидали сообщения о безоговорочной капитуляции фашистов, а я втайне мечтала, чтобы это случилось пятого числа, в день моего рождения. Хотя главное, конечно, не в этом. Просто мы, двадцатилетние девчонки, уже устали от войны, и нам не терпелось как можно быстрее снять эти грубые юбки, гимнастёрки, сбросить с ног красноармейские сапоги и, надев туфельки и нарядные платья из летящего крепдешина или креп-жоржета, превратиться из рядовых, сержантов и младших офицеров просто в милых и красивых девушек».
Г.И. Томзикова долгое время была секретарем комсомольской организации зенитной роты, в мае 1945 года вступила в партию, закончила войну в звании сержанта, награждена орденом Отечественной войны I степени и медалями: «За отвагу», «За боевые заслуги», «За освобождение Сталинграда», «За победу над Германией».
После окончания войны Галина Ивановна, вернувшись в город Куйбышев, работала библиотекарем в штабе 12-й инженерно-саперной бригады. Через год перешла в редакцию районной газеты «Знамя стахановца». С 1947 года работала инструктором в Куйбышевском отделе культуры, а затем возглавила Барабинский отдел культуры.
В 1959 году Галина Ивановна возвращается в Куйбышевскую районную библиотеку на должность заведующей, проработав здесь до выхода на заслуженный отдых.
В те времена все сельские библиотеки находились в подчинении у Галины Ивановны, а это значит, что нужно знать о проблемах каждой удаленной библиотеки. Вот и приходилось ездить по району, не только проверять работу библиотек, но и помогать. Она оформляла интерьер, участвовала в подготовке и проведении массовых мероприятий. На базе Куйбышевской библиотеки неоднократно проводились кустовые и областные семинары библиотечных работников. Совместно с газетой «Трудовая жизнь» проводились заочные читательские конференции по сельскому хозяйству.
Часто, уезжая утром в какую-нибудь сельскую библиотеку, возвращалась за полночь. Шутила: «На сына времени не остается, вечно в разъездах, одна надежда: дед воспитывает внука во всем похожим на меня». Вместе с тем, каждую свободную минуту, всю любовь и заботу уделяла ему, а позднее и внукам.
Много внимания уделялось в библиотеках и патриотическому воспитанию. Как ветеран Великой Отечественной войны, Галина Ивановна встречалась с молодежью, рассказывала им о тех тяжелых годах. Она была и членом клуба «Подруги», куда входили женщины-участницы войны.
Галина Ивановна отличалась требовательностью, дисциплинированностью, высоким профессионализмом в работе. За большой вклад в развитие библиотечного дела была награждена знаком министерства культуры РСФСР «За отличную работу». Выйдя на заслуженный отдых, Галина Ивановна переехала к сыну в Новосибирск. Ушла из жизни 14 мая 2004 года.
Ирина Яньшина
Весна 2017
Участник конкурса
- Комментарии
Загрузка комментариев...