НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


Врач с большой буквы. Николай Моисеенко из Куйбышева

Николай Акимович Моисеенко хорошо известен многим жителям Куйбышева и Куйбышевского района.
Родился он 1 марта 1919 года в с. Н. Жатково Михайловского района Приморского края. В 1936 году семью Моисеенко выселили из родного села, так они оказались в Новосибирске. После окончания школы Николай решил идти работать, чтобы помочь семье. Но судьба распорядилась иначе: в этот год проходил набор в фельдшерскую школу, куда он без труда и поступил. Учеба давалась ему легко и после отличного окончания фельдшерской школы он без экзаменов поступил в медицинский институт.

В 1941 году он окончил второй курс института. Из дневника Николая Акимовича: «30 июня сдаю последний экзамен… 9 июля пришла повестка, а 11-го в 7.00 уже в эшелоне, который идет на фронт. Каждый из нас смотрел из дверей вагонов на родной город с болью на сердце. Кто знает, может быть эти белые здания, дымящие трубы заводов, родные места, покрытые зеленью, и эта красавица Обь последний раз перед нашими глазами. Ехали, молча, каждый со своими думами…Поезд идет на Москву. Не доезжая до Москвы, свернули в сторону и держим курс на Ярославль. 16 июля прибыли в Рыбинск. Зачислен начальником аптеки в 908-й стрелковый полк».

И начались тяжелые бои, когда приходилось отступать, когда постоянно поступали раненые, и не было даже возможности передохнуть. «Поступают непрерывно раненые. Несмотря на то, что официально я считаюсь начальником аптеки, фактически вся тяжесть легла на меня… Помещений для раненых нет, а потому заполнили почти весь лес около ПМП. Спустились сумерки, бой немного утих, раненых на ПМП около 400 человек. Через некоторое время наступила такая темнота, что в двух шагах нельзя видеть друг друга. И вот в этой темноте раздаются со всех сторон стоны, кажется, что это не беспомощные воины издают эти стоны, а какие-то кошмарные чудовища. Жутко…»

Николай Акимович писал свой дневник с 1941 по 1943 годы. На пожелтевших от времени страницах можно прочитать все: и о боях, об отступлении, как выходили из окружения, о раненых, о тех, кто был рядом. Видимо родился он под счастливой звездой – смерть обходила стороной командира санитарного взвода. И это подтверждают дневниковые записи: «Декабрь 1941г. …Пошли в баню. Помылись, и вдруг – немецкий самолет. Недалеко был сарай. Я бросился к этому сараю, но, не добежав метров 50, вижу, как прямо на меня пикирует большой немецкий бомбардировщик. В следующий момент я видел, как от него оторвалась большая бомб. Я метнулся в сторону, упал и ползком забрался в баню. Раздался потрясающий грохот, и я оказался в развалинах среди бревен. Бомба попала как раз в этот сарай, куда я вначале направился, а баня развалилась от воздушной волны. Я благополучно выбрался, так как меня не придавило, а просто сверху забросало. Сарай весь разметало по щепкам метров на 100 в радиусе…»

И такое было не раз, как будто кто-то невидимый уберегал его от смерти. А Николай Акимович всегда считал, что он остался жив благодаря ангелу-хранителю.

Из письма брату Алеше: «9 апреля 1942 г. …Вот уже скоро 10 месяцев войны, а сколько пришлось увидеть и пережить. Это может понять только тот, кто здесь побывает. Вот сегодня я развернул свой медицинский пункт в доме, а через некоторое время с грохотом стали рваться снаряды и мины. В коридоре и то полно порохового дыма, а снег кругом покрыт черной копотью. И вот мы привыкли работать в таких условиях и часто даже не обращаем внимание на смерть, которая пляшет вокруг тебя и никак не может наложить свою костлявую лапу…»

Вокруг смерть, горе, но как же Николай Акимович умел радоваться и первом зеленым листочкам, и обыкновенным цветам. Читаешь его дневник или письма родным, и удивляешься, что на войне люди не разучились радоваться любой мелочи, а значит, не очерствели их души, потому что верили, что все будет хорошо, что прогонят фашистов и вернутся домой.

В 1941–1942 гг. Николай Акимович был фельдшером, командиром санитарного взвода, на Курской дуге – в полковом медицинском пункте. К осени 1944 г. начсандив – главный медицинский начальник, отвечающий за всю медицину во всех 4 полках дивизии, забрал его к себе оперативным работником. Но во время боевых операций обязательно находился в одном из полков.

В своих видео-воспоминаниях, записанных его сыном, Николай Акимович всегда повторяет, что он такой же, как все, никакой он не герой. Но сколько человек он спас от смерти, сколько молодых ребят умерло у него на руках – такое забыть невозможно.

Его непобедимая «болотная» 246-я дивизия воевала на шести фронтах: Западный фронт (на дальних подступах к Москве), Калининский фронт (на Ржевском направлении), Центральный фронт (Курская дуга). После разгрома немцев – 2-й Белорусский (Гомельская область). В начале 1944 г. – 1-й Украинский (Львовско-Сандомирская операция). Затем участие в освобождении Польши, Чехословакии. Закончил он свой боевой путь в Праге в составе 4-го Украинского фронта в 60-й армии, в которую входила дивизия.

Здесь же на фронте в госпитале, куда он попал по причине тяжелого ранения, познакомился со своей первой женой Надеждой Петровной. Демобилизовался Николай Акимович в 1946 г. Был награжден медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени.

По возвращению домой, Николай Акимович был принят на третий курс мединститута. После второго семестра его внесли в списки Сталинских стипендиатов. Сталинская стипендия была 500 рублей, да плюс обычная – 200, сумма получалась приличная по тем временам. В конце 5-го курса Николаю Акимовичу было предложено остаться на кафедре, по мнению ректора, у него были все данные для занятия наукой. Но к окончанию института он уже имел маленького сына, жить же в Новосибирске было негде.

В облздраве решили доверить ему должность главного врача Куйбышевской больницы. И начались рабочие будни. Пришлось на общественных началах работать и патологоанатомом, и судебным медицинским экспертом. Никакого транспорта не было: в район добирались на бричке с лошадью, а по городу – пешком. В начале пятидесятых годов появилась первая санитарная машина. Но трудности не пугали Николая Акимовича, ведь он приехал сюда не на малый срок, а значит надо развивать здравоохранение: строить больницу, расширять штат медицинских сотрудников.

Постепенно мечты стали претворяться в жизнь: открылась детская больница, расширялась коечная сеть в больнице. Развитию здравоохранения хорошо помогали куйбышевские предприятия: построили терапевтический корпус, роддом, боксы хозчасти, морг. Помогали финансированием при строительстве больницы на 240 коек.

В начале 50-х годов XX века к Куйбышевской больнице прикрепили 10 близлежащих районов. В связи с этим было решено организовать диспетчерский пункт санитарной авиации с аэропортов в г. Барабинске. Облздрав пошел навстречу куйбышевскому здравоохранению и отправлял врачей в необходимом количестве. Но, если врачами штат укомплектовывался, то со средним медицинским персоналом было очень трудно. И тогда Николай Акимович начал ходатайствовать через облисполком об открытии в Куйбышеве медицинского учебного заведения.

По распоряжению Москвы и была открыта фельдшерско-акушерская школа, впоследствии ставшая медицинским училищем. Первым ее директором стал Николай Акимович. А так как он всегда считался человеком не только неординарным, непредсказуемым, но и прямолинейным, поэтому и не мог допустить, что как главврач и директор школы получает две зарплаты. Своим приказом он убрал полставки штатной единицы директора фельдшерско-акушерской школы, продолжая выполнять работу директора в полном объеме, чем привел в удивление руководство областного управления здравоохранения. Но Николай Акимович не мог себе позволить, запрещая врачам набирать более полутора ставок, совмещать две ставки.

За 37-летнюю деятельность главврачом Николай Акимович добился очень многого в развитии Куйбышевского здравоохранения: больничный комплекс, штат медицинских работников, открытие медицинского училища (где он был первым директором), женская консультация, стоматологическая поликлиника, авиастанция. По его инициативе были созданы 14 здравпунктов на промышленных предприятиях, в районе было открыто 5 участковых больниц, 40 фельдшерско-акушерских пунктов. За эти годы был подобран высококвалифицированный коллектив.

После ухода на пенсию он продолжил преподавать в медицинском училище. На своих занятиях он связывал учебный материал с жизнью, с патриотическим воспитанием. А еще он никогда не отказывался от встреч с учащимися, на которых рассказывал о фронтовой дружбе, о людях, которые остались лежать в братских могилах. А какой он замечательный рассказчик! Его всегда ребята слушали с большим интересом, потому что он разговаривал с ними на равных, без нравоучений. И никогда не боялся отвечать на вопросы.

Людмила Ивановна Благодатина, бывшая ученица Николая Акимовича, а потом и директор медицинского училища так отзывалась о нем: «Николай Акимович – это глыба, это человечище. Руководителей, подобно ему, такой закваски, потом у нас не было. Эрудированный ум, житейская мудрость всегда отличали его от других людей. От него никогда не исходили конфликтные ситуации. Он как руководитель всегда старался разрулить эти ситуации. Моисеенко никогда не стоял над коллективом». А все, потому что как говорил Николай Акимович: «Я имею такое же образование, вышел из таких же учебных стен, как и другие врачи, я не выше их. И почему должен вести себя перед ними барином».

За развитие Куйбышевского здравоохранения в 1968 году Николай Акимович Моисеенко награжден орденом Ленина, он заслуженный врач Российской Федерации. А в 2002 году ему было присвоено звание Почетный гражданин города Куйбышева.
 
Яньшина Кристина

Весна 2017
Участник конкурса
Дата публикации: 28 Декабря 2017


Вам нравится? 3 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...