Книги и люди
В нашей библиотеке хранятся книги, которым очень много лет. Наша школа была построена в 1937 году, и тогда же в ней открылась библиотека и появились первые книги. Некоторые книги были напечатаны даже чуть раньше, в 1936 году. Они являются отражением эпохи – и материальной, и духовной.
За прошедшие десятилетия многое изменилось. Менялись шрифты и начертания, портреты писателей и почерк библиотекаря, вписывающего в книгу инвентарный номер чернилами, способ крепить переплет и образ жизни, оценка произведений, суждения и выводы. Менялись границы территорий, прошла Великая отечественная война, Новосибирская область перестала относиться к Томской губернии, СССР распался и образовалась Российская Федерация, менялся статус нашей школы – то она была школой трудового обучения, потом стала лицеем-интернатом, теперь лицеем, и всё это отразилось в печатях на титульных листах книг.
Интересен материал, из которого они изготовлены. Он плотный, добротный, похож на древесину, расслаивается, как сосновая кора. В те времена, 8-9 десятков лет назад, все было другим. Совершенно другими были и бумага, и краска для печати, и типографские станки, и технологии изготовления книг. Мы смотрим на них и видим, как повлияло на сохранность этих материалов время.
Интересен и подбор книг по содержанию. В выборе произведений для школьной библиотеки отражаются интересы эпохи, то, во что верили люди, каким было их сознание. Теперь люди ищут в книгах совсем другое, их отношение к происходящему, картина мира, система ценностей поменялись так же сильно, как отличаются книги прошлого от книг современных.
Каким ты был, человек прошлых лет? Человек, который первым держал в руках эти книги, придя в школьную библиотеку? Человек, который их печатал? Какими ты видел других людей, чему хотел их научить, какие качества воспитать?
Я смотрю на эти книги и понимаю, что ты был серьезным и ответственным. Для тебя содержание было важнее формы, результат важнее процесса, прочность материалов важнее красоты.
Ты был экономичным – в некоторых книгах почти нет картинок, бумага серая или желтая, узкие поля, шрифт мелкий, и поэтому они передают максимальное количество информации, потратив минимальное количество средств и ресурсов.
Чем ты интересовался, читатель прошлых лет? Творчеством А.П. Чехова и А.С. Пушкина, пьесами А.Н. Островского, путешествиями по родному краю. Проблемы общественных отношений и несправедливости волновали тебя. Ты был против социального неравенства и стремился к знаниям, тянулся к искусству. Их доступность были для тебя признаком аристократизма и богатства. Родная история была важна для тебя, и ты уважал героев прошлого. Ты был патриотом. Даже английский язык ты изучал по переведенной с русского языка драме А.С. Пушкина «Борис Годунов».
Сколько людей, сколько поколений держали в руках эти книги? С кем делились они знаниями, мыслями, настроениями? Эти книги уйдут, как люди, и вместе с ними уйдет эпоха. Останется только самое важное и показательное, самое яркое и то, что объединяет людей прошлого и настоящего. Но оно продолжит звучать в отголосках общественного мнения, как до сих пор звучат голоса Державина и Ломоносова, Лермонтова и Пушкина, Гоголя и Достоевского, Лескова и Некрасова, Салтыкова-Щедрина и Радищева, Тургенева и Чехова. Я узнаю их голоса до сих пор.
Педагог-библиотекарь МАОУ «Технический лицей №128» Хандаченко А.А.
- Комментарии
Загрузка комментариев...