Детские дома на территории Каргатского района в 40-60-е годы XX века.
«Детские дома на территории Каргатского района в 40-60-е годы XX века»
Ленинградский детский дом. В ходе исследования нам удалось установить, что на территории Каргатского района существовало 4 детских дома. Детский дом №1- это был дом для эвакуированных детей из Ленинграда. Располагался он в длинном деревянном здании, которое находилось на том месте, где сегодня расположена наша школа. После снятия блокады в 1944 г. дети вернулись домой, в Ленинград. По-видимому, документация учреждения была увезена вместе с детьми. С помощью работников архива нам удалось найти лишь небольшое упоминание об этом доме в протоколах заседаний райисполкома за 1944 г. Это выступление директора детского дома Богоявленской: «На территории Каргата более двух лет находится эвакуированный Ленинградский дом в количестве 195 человек и вся забота об этом доме должна лечь на нас всех. Отцы и матери этих детей с честью защищают город Ленинград. Мы должны будем проявить и отдать все силы на воспитание, детей- ибо это дети фронтовиков. В адрес детского дома фронтовики присылают благодарные письма за спасение детей и за их хорошее воспитание. Со стороны Исполкома внимания детскому дому уделяется достаточно». Таким образом, никаких документов об этом доме в архиве нет, и старожилы города помнят только сам факт существования этого дома, но никаких дополнительных сведений сообщить не могут.
Каргатский детский дом №2. Детский дом №2 был открыт в городе Каргате в 1942 году. Месторасположение его менялось несколько раз. Макарова (Иванова) Анна Михайловна, работавшая в этом доме, вспоминала: «Детский дом располагался в двух зданиях: первое- дом купца Мариупольского, второе на территории хлебокомбината (здания не сохранились). Позже детский дом №2 переселили в длинное, деревянное здание, находившееся на месте школы №1 (не сохранилось, ранее в нем располагался ленинградский детский дом) и вплоть до закрытия детского дома в 1967 году он находился в этом здании». Сохранилась уникальная фотография 1947 года. На ней педагогический коллектив дома сфотографирован на фоне здания детского дома. Помещение одноэтажное, с большими окнами, старое и ветхое, на дальнем плане деревянная баня, принадлежавшая детскому дому. Для ограждения здания использовано прясло (старинный вид ограды).
В Каргатском доме №2 воспитывалось много детей от 150 до 200 в разные годы. В 1946 году в детском доме были размещены 180 детей в возрасте от 7 до 14 лет. Детей собирали по вокзалам, поездам, привозили из других районов. Они учились в Каргатской средней школе №1, которая в те годы находилась на месте нынешнего Дома Культуры имени Горького (это было двухэтажное, деревянное здание). Затем детей отправляли в ПТУ в Новосибирск, Иркутск, Магнитогорск, Куйбышев. На каникулы дети приезжали в детский дом, их ставили на довольствие. Иногда родители находили своих детей, и они покидали детский дом.
В разные годы рабочий персонал составлял от 20 до 30 человек. В 1967 году комиссия, созданная Облисполкомом из представителей отдела народного образования и здравоохранения, признала здание детского дома в аварийном состоянии, и Облисполком издал распоряжение №785-Р от 5 августа 1967 года о закрытии Каргатского детского дома №2.
Директорами в разное время были: Богоявленская Валентина Николаевна, Князева (Князик) Ксения Тимофеевна, Лосев Петр Ефимович (после войны), Марченко Сергей Иванович. Последние годы Осадчий Дмитрий Иванович. Во время отпуска их замещали Макарова Анна Михайловна, Андрейченко Любовь Даниловна. В разное время воспитателями работали: Чмелева Вера Макаровна, Макарова Анна Михайловна, Федькович Екатерина Даниловна, Щепалкина Анна Васильевна, Музыченко Клара Мироновна и др. Самая большая заработная плата в детском доме была у директора, она составляла от 249 до 700 рублей. Самая маленькая заработная плата была у няни, которая составляла от 100 до 140 рублей, дворник получал от 100 до 120 рублей. На фотографии педколлектива мы видим, что у многих воспитателей на груди медали и ордена, значит, они приняли участие в боевых действиях в годы войны.
Несмотря на тяжелые годы, военные и после войны в детском доме работали неравнодушные люди, старались заменить детям родителей, воспитывали их, развлекали. Учили всему, что может пригодиться ы жизни, что поможет стать «настоящим человеком». Воспитатели отдавали всю свою любовь, теплоту и создавали уют в детском доме. Интересно, что в книгах приказов за 1947-1948 год нам удалось обнаружить немного благодарностей педагогическому коллективу.
Благодарность (10 апреля 1948 год). За добросовестное отношение к работе, безграничную любовь к детям выдать денежную премию:
1. Инструктору по труду Кузьмину Д.И.- 60 рублей
2. Рабочему подсобного хозяйства Павлюченко А.Ф.- 60 рублей
3. Воспитательнице Петровой Т.П.- 60 рублей
4. Повару- 50 рублей
Благодарность (1947 год) Музыченко Кларе Мироновне за хорошую работу и организацию детей в подсобном хозяйстве во время прополки и уборки сена, Товме Михаилу Даниловичу за добросовестное отношение к работе и выполнение норм.
Беляева Т.Е. вспоминала: «Работать в детском доме было очень тяжело. Дети больные, нервные, с искалеченными судьбами. Воспитатели совершали настоящий подвиг, поддерживая этих детей, но благодарности они получали редко. Тогда это было непринято. Особенно мне запомнились воспитатели Марченко Александра Михайловна, Андрейченко Любовь Даниловна, Радчина Ольга (отчество не помню). На них держался детский дом. Со мною в школе учились детдомовские девочки Люда Акулова, Катя Лапова, Тася». Сохранилась фотография: «Коллектив детского дома в 60-е годы на озере Шибаки». На этой фотографии мы видим опрятных, довольных, сытых детей. Несомненно, в 60-е годы жизнь детского дома стала намного лучше.
Воспитанники о детском доме №2. Несмотря на тяжелые условия военного, и послевоенного времени, слабую материальную базу, педагогический коллектив стремился создать благоприятные условия для воспитания и обучения детей сирот. Выпускники детского дома много лет спустя вспоминали с теплотой своих воспитателей. В газету «За изобилия» (№32, 1993 год), они прислали несколько писем. Процитируем их: «Это был прекрасный дом, с добрыми, чуткими людьми, которые всегда были рядом с нами. Война, вши, чесотка, лишай, малярия, трахома. Господи, сколько болезней было в то время! А еще было много-много слез детей, которые потеряли своих родителей, всех родных и которые остались один на один со своим горем. Все это прошло через сердца наших дорогих воспитателей. Они были для нас чуткими, внимательными мамами. Несли нам тепло, заботу, ласку, учили нас всему, что умели и знали сами. Нам всегда было хорошо и уютно в этом большом доме» Л.Малиновская Город Кстово Нижегородская область. «А сколько интересного у нас было! Какие утренники, вечера сказок! Очень много занималась с нами Ирина Александровна! Она хорошо играла на гитаре, пела. А как прекрасно рассказывала! Ее можно было слушать часами. Она прекрасно пересказывала «Голову профессора Доуэля», «Человек, который смеется», «Собор Парижской Богоматери» и многое другое. А какие спектакли мы готовили! Всем этим руководила и возглавляла педагогический коллектив завуч Вера Макаровна Чмелева, человек душевный и очень внимательный» В.Петрова, Тверская область Лидия Воронец (Громова), одна из выпускниц 60-х годов, на сайте Одноклассники создала группу «Детский дом №2». В нее вступили многие воспитанники дома, они переписываются, вспоминают, выставляют фотографии. Все уже давно взрослые люди, с какой теплотой они вспоминают свой дом. «Хорошо помню повара бабу Катю, как мы все вместе лепили пельмени на всех под её руководством, а потом варили и гордые с удовольствием ели. А как, мы старшие, строили новую баню под руководством директора! Помню ночную нянечку, он нам старшим, после отбоя рассказывала сказки и истории из жизни, а мы с замиранием слушали, пока нас на этом не поймал директор. После отбоя положено спать! Но, всё равно, после отбойные посиделки продолжались. А портниха, спасибо ей, как учила нас шить! Я потом, в училище, себе сама платья шила. На Всех фото того времени я в них. А директор, мы его звали Коломенская Верста, за высокий рост, добрейшей души был человек. Он большое участие принял в определении моей судьбы. Я ему очень благодарна и постоянно об этом помню». Лидия Воронец. «Я помню, когда нашей воспитательнице Ольге Федоровне приходилось работать в две смены …она посылала девчонок покормить своего сыночка…ему было лет пять и он сидел в закрытом доме один, если это были суббота и воскресенье -ведь сад не работал» Ольга Лешкова.
Одна из воспитанниц Детского дома №2 Целуйкина Галина стала поэтом. Она прислала в районный краеведческий музей свои воспоминания, стихи, книгу.
«Дорогие друзья! Зовут меня Галина Тимофеевна Целуйкина (Левченко).
Я бывшая воспитанница детского дома. Великая Отечественная Война 1941-1945 принесла нашей стране много горя и испытаний. Нас детей в семье было четверо. В этой страшной войне мы потеряли родителей. Жили с дедушкой и бабушкой, но когда на дедушку свалилась неизлечимая в то время болезнь бабушка нас определили в детский дом. Не зная, к сожалению, материнской любви и ласки я благодарна судьбе за то, что именно там, в детском доме прошла часть моего детства. Немаловажную роль в становлении характера сыграли прекрасные учителя и воспитатели детского дома. Я никогда не считала себя несчастной, потому что воспринимала ту жизнь, которая у меня была, как должное. Именно в детском доме я обрела большую семью, плечо и опору коллектива, любовь и поддержку, а самое главное колоссальную школу выживания, что получить это в семьях бывает сложно или вовсе невозможно. В наше время все было в дефиците, всего не хватало. Куску сахара были рады. А тряпичная самодельная кукла- верх мечты. Но не это главное: мы-детдомовцы стойкие, сильные, способны глубоко сопереживать, способны выживать в экстремальных условиях. Мы рано познали жизнь и с детства понимаем цену любви, заботы и преданности. В детском доме нас научили всему. Но я больше тянулась к самодеятельности. Читала стихи, танцевала, пела в хоре, играла в пьесках. После детского дома воспитанников направляли учиться. Это были ФЗО (фабрично-заводское обучение), РУ (ремесленное училище), КУ (кулинарное училище). Меня направили в кулинарное училище г. Новосибирска, о чем нисколько не жалею. Училась с удовольствием, научилась готовить. Потом я закончила институт. Работала на вычислительных машинах: ЕС-1060 и ЕС-1062. С директором детского дома поддерживала отношения. Он сказал мне: пиши стихи о детском доме. Я исполнила его пожелания и стала писать» (стихи в приложении).
Детский дом дал дорогу в жизнь многим ребятам. Говорят, хорошее видеться на расстоянии. И через много лет воспитанники смогли оценить все, что сделали для них воспитатели!
Форпост-Каргатский детский дом №3. Первого августа 1943 года на территории Форпост-Каргатского сельсовета был открыт детский дом №3 на 100 человек. Каргатский районный Совет депутатов поручил промкомбинату в течение июля месяца сделать для детского дома сто деревянных кроватей, 20 столов, 3 шкафа. Районным исполнительным комитетом был открыт счет в местном отделении госбанка для сбора средств для всех детских домов. В 1953 году на базе дома №3 была открыта специальная школа- интернат для умственно отсталых детей на 40 мест. Она работала до 1969 года. Исторических источников по дому №3 в архиве не сохранилось. В наличии имеются книги приказов по школе для умственно отсталых детей. Но их изучение выходит за рамки нашего исследования.
Петровский детский дом №4. История этого детского дома восстановлена только на основе книг приказов за 1947-1950 гг. На первое января 1950 года числилось 32 сотрудника дома: директор (Железнов Н.Н.), бухгалтер, завуч, 6 воспитателей, фельдшер, завхоз, повар, помощник повара, 2 трудовика, кладовщик, пионервожатая, 2 уборщицы, сторож, пекарь, прачка, рабочий, кастелянша. К персоналу предъявлялись достаточно высокие требования. В приказах встречаем много инструкций об обязанностях воспитателей, дежурных по дому, о правилах проведения купания воспитанников и т.п. Например, рабочий день дежурного воспитателя начинался в 6 утра и продолжался 15,5 часов. Уборка спальных и рабочих комнат производилась силами самих воспитанников. Ходить по улицам воспитанники могли толь строем в сопровождении воспитателей. Категорически запрещалось детям подходить к колодцам, идти на речку или железную дорогу. Иногда дети убегали из детского дома, их разыскивали и возвращали обратно.
За что наказывали сотрудников детского дома?
1. Воспитательница опоздала на работу на 3 дня. Ей объявили строгий выговор и предупредили, что будет отдана под суд, если такое повторится.
2. Выговор за невыполнение задания завуча по подготовке доклада к педсовету.
3. За самовольный уход с работы отдать под суд.
4. Халатность, грубое отношение к воспитанникам.
5. За варварское отношение к тяглу, инвентарю и имуществу.
6. Выговор за появление в нетрезвом виде перед воспитанниками, срыв вечерней линейки.
7. Дети- инвалиды не прошли медкомиссию, выговор фельдшеру.
8. Хулиганские поступки.
9. Воровство, порча имущества.
10. За незаконное вскрытие замка в мастерской в ночное время, в результате чего в двигателе исчезла одна деталь. Объявить выговор, а за утерянную деталь взыскать с вора в десятикратном размере стоимость детали.
11. Воспитательницы самовольно отпустили детей в гости, в грязь и дождь. Поставить на вид.
Но не только наказывали, сотрудников и воспитанников и поощряли: премия за добросовестное выполнение работы, объявление благодарности воспитанникам за успешную учебу, дисциплину. Премия воспитанникам: шерстяной костюм, шерстяная рубашка. Премия сотрудникам: сено 5-10 центнеров или почетная грамота.
В детском доме проводилась большая воспитательная работа. К дню Октябрьской революции, к дню Советской Армии, юбилеям детского дома проводились крупные мероприятия, программа которых включала: общественный смотр, торжественное заседание, смотр художественной самодеятельности, подарки детям, фотомонтаж отличников учебы. В одном из приказов прочли: к мероприятию воспитанников одеть в праздничные костюмы, для педагогов закупить водку.
Детский дом отвечал и за трудоустройство воспитанников после окончания школы. Их направляли на учебу или работу.
В приказе №120, за 1965 расписано трудоустройство каждого выпускников. В результате:
3 человека направлены в Сибирский Политехнический техникум;
2 человека в ПУ №6, г. Новосибирска;
6 человек в СПТУ №16, г. Карасук;
1 человек- пионервожатая, с. Первотроицк;
4 человека в ГПТУ №16, г. Бердск;
1 человек- трудоустройство по месту жительства родственников, г. Новосибирск;
1 человек по месту жительства сестры, г. Тогучин;
5 человек отправлены на воспитание матерей, по их просьбе
(Можайск, Убинка, Здвинский район, Колыванский район, Владивосток);
1 человек в педагогическое училище, г. Карасук.
Всего: 24 выпускника детского дома
Воспитанники, приехавшие в отпуск из ФЗУ ставились на довольствие.
Петровский детский дом сталкивался с такими же проблемами, как и другие детские дома района: заболевания детей, крайняя нужда в рабочей силе, недостачи по продуктовому складу, проблемы со скотом и т.д. Но несмотря на все это воспитанники выросли и смогли дальше самостоятельно продолжить свой жизненный путь.
Каждый ребенок любит своих родителей и потеря их для него большое горе. Никакой даже самый хороший детский дом не сможет заменить семью. В годы войны детский дом был вынужденной мерой. Как горько осознавать, что в наше мирное время количество детских домов постоянно растет.
Выражаю благодарность работникам Каргатского районного архива, лично Бересневой Елене Леонидовне, за помощь в сборе материалов для исследования.
Автор: Филина Анастасия Дмитриевна, обучающаяся 10 класса МКОУ КСШ №1.
Руководитель: Дегтярева Ольга Васильевна, учитель истории МКОУ КСШ №1.
- Комментарии
Загрузка комментариев...