« Отчий дом», история одного поселения.
Умирают деревни молча,
Без стона, без горестных слез.
Только ветер свистит и хохочет,
Обрывая сережки с берез.
Умирают деревни тихо,
Зарастают бурьяном дворы.
И не слышно веселого крика
Босоногой смешной детворы.
В. Г. Младенцева
У каждого человека есть Родина – большая и малая. Большая – это страна, в которой ты живёшь – наша Россия. Малая родина – это милый сердцу уголок Земли, где ты родился, увидел свет солнца, сделал первые шаги, учился, получил путевку в жизнь. Любовь к Родине начинается с любви к родному краю и отчему дому.
И эта любовь становится ещё крепче, когда понимаешь, сколько бед и трагедий выпало на долю нашего простого народа. Но также, мы знаем, какой высокой ценой доставались ему любые свершения. И на фоне этих человеческих трагедий, как-то, незаметна трагедия обыкновенных сёл и деревень, так неслышно уходящих в небытие.
Очень печально признавать, что прошлое нашего народа, порой, забывается и безвозвратно уходит от нас, в том числе и тогда, когда исчезают деревни с географической карты нашей страны. Количество брошенных деревень в России с каждым годом только растёт. И дело не в войне и не в пожарах, - просто, эти поселения стёрты временем. А сердце просит сохранить память о нашем прошлом, сделать её сильнее времени, хотя бы на бумаге, где отмечены, каким-то, особым знаком исчезнувшие поселения. Так устроено всё в жизни: о нас помнят, пока мы живы…
К сожалению, мне горько осознавать: моё поколение даже не подозревает, что где-то рядом было село, и в нём, также, жили люди: в будни трудились в колхозе, учились в школе, а в праздники отдыхали и наслаждались простой человеческой жизнью…Сколько их - деревень? А какие названия носили?
У каждой деревни, будь она самая крохотная, своя история. Но, остались ещё живые свидетели былых времён, которые хранят воспоминания о том, какой она была в годы расцвета, и что происходило на её улочках…
- Родом мы из посёлка Кабатово, это в девяти километрах от с. Северного, - рассказывает мне тётя Лена, папина сестра, Подскрёбышева Елена Михайловна (ей уже 61 год, и живёт она в с. Северное). – Уехали из села в 1974 году, и давно нашего села-то уж и нет…(она задумалась). Весь народ был один, никого не выделяли и не отличали друг от друга, будь то русский или татарин, белорус, молдаванин или украинец. Жили дружно, весело…
…Тут я вспомнил, как отец мне рассказывал, что родители моего деда, Халюкова Михаила Дмитриевича, переехали в Кабатово в 1938 году, где и родился мой дед. А бабушка, Халюкова Любовь Петровна, со своей мамой, Кравцовой Хадорой Федоровной, переехала в Кабатово в 1959 году. Здесь мои дедушка с бабушкой, со временем, пустили свои корни.
В архивах Краеведческого музея с. Северного хранится вся информация об исчезнувших поселениях нашего района. Конечно, я нашёл записи о родине моего отца: «В 1912 году был образован посёлок Кабатовский, который на тот момент составлял 20 хозяйств, население – 86 человек (мужчин - 47, женщин - 39), национальность - русские. На 01.01.1939 г. число хозяйств увеличилось - 43, население-176 человек. Их объединяло общее хозяйство - колхоз «Второй съезд КПСС», который находился в с. Гражданцево, а работающая бригада была в Кабатово. Управлял бригадой Филипчук Адам Петрович. В деревне была одна улица. Увеличение числа жителей связано с тем, что люди стали приезжать из других волостей, и даже из Белоруссии».
Тётя Лена продолжала вспоминать, и мне так хотелось узнать всё в подробностях.
- У каждого рабочего были свои обязанности: доярка, скотник, пастух, поярка, тракторист, агроном и, конечно же, - председатель (по нынешнему времени - директор). Тогда председателем был Зайцев Александр, который следил за порядком в колхозе. Проводил собрания трудовых коллективов, на которых поощрял лучших работников колхоза, и о тех писали в передовице «За дело Ленина». Вот твоя бабушка была лучшей дояркой и имела звание «Ветеран труда» (Мне так было приятно это слышать! Я почувствовал гордость за своих родственников).
- В то время в семьях было много детей - от 3 до 6. Также, в деревне была начальная школа (до 4 - го класса). Нас посвящали в октябрята и пионеры. Мы давали клятву, а посвящала в пионеры учитель Бурова Александра Григорьевна. Это было честью для всех учеников! - тут она улыбнулась, вспоминая своё счастливое детство. - Кроме школы в деревне был медпункт, магазин и сельский дом культуры, в который жители деревни с большим удовольствием ходили отдыхать. Там проходили различные мероприятия, где участвовали и взрослые, и дети. Мой отец был участником смотра художественной самодеятельности («Так вот, от кого я унаследовал любовь к сцене!» - удивился про себя я). Справляли всем селом День Победы, Новый год, Масленицу и Пасху. А на Первое мая все жители деревни на своих домах вывешивали красные флажки, объединялись и вместе праздновали. В то время в деревне не было телевизоров. И первые два телевизора появились в 1970 году у семьи Кузнецовых и у моих родственников. Всем было интересно, и половина деревни ходила смотреть телевизор к Кузнецовым, а другая половина к нам. Потом на ферме шло бурное обсуждение передач, потому что показывал только один канал".
Тётя Лена, разгорячённая воспоминаниями о той жизни, всё говорила и говорила… А я слушал её и думал о том, как же хорошо, что среди моих родственников ещё живут люди, для которых память о своём отчем доме священна, которые смогут нам рассказать об истории моего рода. И мне тоже будет что поведать и своим детям…
К сожалению, и посёлок Кабатово не пощадило время: постепенно жители деревни стали разъезжаться в близлежащие сёла. Основная часть жителей переехала в с. Северное. В частности, это было связано с объединением колхоза. И на 1 января 1977 года решением Исполнительного комитета Северного района Совета депутатов трудящихся Новосибирской области от 20.12.1976 года был вынесен вердикт - «считать п. Кабатовский ликвидированным». Последними жителями в деревне после ликвидации были Митракова Александра Ивановна и Беспалова Евдокия, которые полтора года прожили в деревне. Позже им дали квартиры в с. Северное.
И на том месте, где была деревня, нет уже ни одного дома, и только кладбища напоминают о том, что и здесь когда-то была жизнь. Так, и на месте п. Кабаты осталось только кладбище – последний приют, где обрёл покой мой дед, Халюков Михаил Дмитриевич.
…Вот так и заканчиваются жизни деревень, а вместе с ними теряется и часть духовной культуры молодёжи, нравственности народа, изменяется исторический образ отчего дома, самой Родины…
Всё! Всё не так, как когда-то было!..
- Комментарии
Загрузка комментариев...