Жизнь у линии фронта
Мне, Вере Афанасьевне Ладиной (в девичестве Чекан), без малого 90 лет, сама писать уже не могу, поэтому записать мои воспоминания попросила внучку - Оксану Никитину. Родилась я в селе Васильевка Ракитинского района Курской области в семье, где было пятеро детей. Жили мы в большом деревянном доме с удивительным фруктовым садом. Отец семейства работал председателем колхоза и ветфельдшером, мама – дояркой. Жизнь проходила, как и у всех тогда, в труде, в простых человеческих заботах, радостях, печалях. Но эта размеренная, спокойная жизнь прервалась внезапно. В июне 1941 года началась Великая Отечественная война. О ней семья узнала от отца, вернувшегося с партийного собрания. «Война. Меня отправляют на фронт», - сказал он твёрдо и внешне спокойно…
И осталась семья без кормильца, без хозяйской руки отца. Через три месяца ушла на войну и старшая моя сестра – комсомолка Таня. С каждого двора постоянно кого-то да провожали на фронт. В селе остались старики, женщины и дети, на плечи которых лег нелегкий сельский труд: пахота, уборка овощей, ржи в колхозе и перевозка урожая на быках и коровах. Вязали снопы, цепами молотили, а свёклу возили на сахарный завод за 12 километров на подводах…
Первое письмо с фронта семья получила от отца через полгода, а от сестры – через год.
Часто в нашей деревне то в одном, то в другом месте гремели взрывы. Мы, услышав сирену, убегали с улиц, выбегали из домов и прятались в погребах, которые были надёжными и безопасными укрытиями. Не всем удавалось уцелеть от бомбёжек.
Помню, создавались группы разведчиков из числа мужчин и подростков, которые через леса пробирались в другие населенные пункты, чтобы получить информацию о немцах и их технике. В 1943 году я с подругой и мальчиком, чуть старше нас, ходили в соседнее село за 20 километров узнать про немцев. Нас сопровождали два наших солдата. Добирались до села трое суток. Перед селом в лесу солдаты остались дожидаться. А мы пошли в деревню. Зашли в крайний дом улицы, где женщина нас накормила, дала картошки с собой и записку, в которой было написано о расположении немецких войск: сколько немцев в селе, в каком доме поселились офицеры, сколько и какое вооружение у них. У этой женщины находился на постое немецкий офицер, он спросил у неё про нас. Хозяйка тоже по-немецки ему ответила, что мы не партизаны, а попрошайки и показала нашу сумку, в которой лежала картошка. Офицер нас вытолкал за дверь. Мы, сломя голову, побежали в лес, где нас ждали солдаты. Сильно мы тогда испугались! Ведь до этого с немцами не встречались, у нас в селе их не было. Домой вернулись через три дня. А тут вскоре и наше село начали бомбить. Бомбёжки были частыми, иной день и два, а то и три раза прилетали «кресты», - так взрослые называли немецкие самолёты, которые несли и нам всем кресты на могилы…
В одну из таких бомбёжек меня ранило осколочным снарядом в бедро, а моего двоюродного брата убило. Поместили меня вместе с ранеными солдатами в госпиталь, но нога стала гноиться. Старшая сестра Таня увезла меня в свой госпиталь, где она работала. Пришлось долго лежать там, пока не вылечили ногу. Вернулась домой через 20 дней, а здесь опять бомбёжки. Так мы и жили рядом с войной, между трудом и бомбёжками…
В 1945 году отец вернулся домой. Когда дети, а потом и внуки спрашивали у него про войну, он всегда отвечал, что было страшно, что нам не надо знать и видеть это. Позже, из архивных документов, мы узнали, что наш отец и дедушка, Чекан Афанасий Иванович, 26.04.1945 г. награждён орденом Красной Звезды за то, что во время уличных боёв в Берлине, он скрытно подкрался к дому, где засели шесть вражеских автоматчиков, бросил туда гранату, уничтожил их и этим самым дал возможность своему взводу двигаться дальше.
В 1953 году я переехала в город Татарск к дяде. Он устроил меня монтёром пути на железную дорогу. Жизнь понемногу налаживалась. Познакомилась с будущим мужем – Ладиным Владимиром, создали семью, появился первенец Геннадий. В 1956-м мы переехали жить в село Никулино Татарского района. Работала дояркой, потом поваром и техничкой в школе. Семья росла, появилось ещё четверо детей: Тамара, Пётр, Сергей и Владимир. Потом муж трагически погиб, пришлось одной растить и воспитывать пятерых детей. Вся жизнь прошла в трудах, заботах и простых человеческих радостях.
В настоящее время так и живу в селе Никулино. Ни на что не жалуюсь, только нет-нет, да и нахлынут воспоминания о той жизни на оккупированной территории в годы войны.
- Комментарии
Загрузка комментариев...