Герой Советского Союза Климовский Николай Афанасьевич
- О себе что рассказывать, ничем я не отличился. Вот солдаты наши действительно проявляли героизм. /из статьи И. Демяненко и А. Буренко «Солдаты слушают рассказ героя»/Николай Афанасьевич Климовский прошел нелегкий жизненный путь.
Родился он 1 сентября 1910 года в селе Рассказово Чернокурьинской волости Барнаульского уезда Томской губернии в семье крестьянина. Матери Николай Афанасьевич не знал - она умерла в день появления его на свет. А когда ему исполнилось 4 года, отец, Афанасий Савонович, оставив сына на попечение деда Савона, вместе с другими рассказовскими мужчинами ушел на войну с германцами (Первую мировую войну), да так больше и не вернулся.
Нелегким было детство мальчика в большой бедняцкой семье деда. Николай Афанасьевич рано научился сапожничать, боронить и пахать, пасти скот.
Когда подошли года, товарищи пошли учиться, а он нанялся на работу к местному кулаку. Иногда, втайне от деда, посещал школу (окончил семь классов неполной средней школы только в 1928 году).
…Октябрьская революция принесла в деревню большие перемены. Николай Афанасьевич Климовский, одним из первых в селе, стал комсомольцем, принимал активное участие в коллективизации. Руководил в колхозе полеводческой бригадой (колхоз «Веселый труд» в селе Рассказово, был организован только в 1929 году). Затем работал весовщиком в «Заготзерно» на железнодорожной станции Ромодан Миргородского района Полтавской области.
- В тридцать втором призвали в армию, остался на сверхсрочную... Служил на Дальнем востоке, у Хасана... А там война. Летом сорок второго года нас бросили под Сталинград... В задачу нашей 5-й гвардейской армии входило одно - преградить путь шестой фашистской армии, рвавшейся к Волге, отвлечь ее силы. С пятой я прошел всю войну... /из статьи В. Варфоломеева «Шел под красным знаменем…»/
В октябре 1932 года Николай Афанасьевич призван в ряды Красной Армии. По существу, только в армии он получил возможность по-настоящему учиться. Еще до начала Великой Отечественной он прошел все ступени от солдата до офицера - брал больше упорством, трудолюбием, страстно хотелось наверстать упущенное.
В 1938 году окончил курсы младших лейтенантов. Дальнейшую службу проходил на Дальнем Востоке в 263-м артиллерийском полку 66-й дивизии 1-й Краснознаменной армии. Непосредственно участвовал в боях у озера Хасан - командиром огневого взвода.
Свой ратный путь артиллериста Николай Афанасьевич Климовский начал у Сталинграда в тяжелом 1942 году. В одном из боев был ранен. После лечения в госпитале продолжил службу в должности заместителя командира дивизиона артиллерийского полка 299-й стрелковой дивизии. Фронтовые дороги привели его на Курскую дугу. Принимал участие в освобождении Белгорода, Полтавы, Кременчуга, форсирования Днепра.
В феврале 1944 года его назначили заместителем командира 7-го гвардейского воздушно-десантного артиллерийского полка 9-й гвардейской Полтавской Краснознаменной воздушно-десантной дивизии.
- Это было в Молдавии. В районе села Пугочень один из наших дивизионов остался без прикрытия пехоты. Расчеты бились до последнего снаряда, а когда они кончились, бойцы сняли с орудий замки, панорамы и, отстреливаясь из автоматов, отошли. В дивизион прибыл комполка майор Н.В. Марченко, спокойно и твердо произнес: «Приготовиться к атаке, будем отбивать орудия у фашистов», взял автомат и крикнул: «Коммунисты, вперед, за мной!» Батарейцы бросились за ним, ничто не могло остановить их. Артиллеристы прорвались на огневые позиции своих батарей, завязалась рукопашная схватка. Марченко погиб в том бою – был сражен автоматной очередью. Командиром полка назначили меня, в апреле сорок четвертого. Я во всем старался быть похожим на своего предшественника… /из статьи В. Варфоломеева «Шел под красным знаменем…»/
Со своим полком он принимал участие в боях под Яссами, в развилке Вислоки и Вислы, на Сандомирском плацдарме.
В боях 12-25 января 1945 года, в звании гвардии майор Климовский (к этому времени он был уже опытным артиллеристом-противотанкистом - на его счету десятки уничтоженных танков, сотни разбитых пулеметов, орудий…), управляя огнем группы поддержки пехоты, обеспечил прорыв сильно укрепленной обороны противника в районе населенного пункта Стопница в шестнадцати километрах восточнее города Буско-Здруй в Польше.
24 января 1945 года наши войска форсировали Одер. Яростное сопротивление противника не могло остановить наступательного порыва советских воинов. Ожесточенный бой разгорелся за населенный пункт Шургаст (Хрусьцина) в двадцати километрах юго-восточнее города Бжег в Польше.
Тут, на заодерском плацдарме, в полной мере проявилось высокое командирское мастерство Николая Афанасьевича Климовского, умение в критическую минуту принять единственно правильное решение.
Артиллеристы занимали огневые позиции, рыли окопы. Климовский, сопровождаемый ординарцем, обошел огневые позиции (благо все они располагались на небольшом «пяточке») и возвратился на свой наблюдательный пункт, оборудованный позади орудия сержанта Шабанова.
- Как дела? - спросил по телефону командующий артиллерией дивизии гвардии подполковник Валуев.
- Пока спокойно! - ответил Климовский. - Ждем.
- Смотрите, Николай Афанасьевич, вся надежда на вас, - предупредил командующий.
- Не беспокойтесь!
В утренней тишине послышался нарастающий рокот танковых двигателей. Развернувшись в линию, вражеские танки приближались к плацдарму. За ними густыми цепями бежали пехотинцы.
Климовский с биноклем в руках стоял на наблюдательном пункте. Рядом, держа в руках телефонную трубку и не спуская глаз с командира, сидел телефонист, готовый немедленно передать команду.
Расстояние между огневыми позициями и танками быстро сокращалось, а командир полка медлил. У кого-то из батарейцев не хватило выдержки.
- Почему нет команды? - спросил в трубку тревожный голос.
Климовский, не отрывая глаз от бинокля, протянул руку, взял из рук телефониста трубку и властно сказал: - Ждать!
Лицо его чуть побледнело. Те пять-шесть минут выдержки, в течение которых вражеские танки лавиной надвинулись на огневую позицию, стоили немалых усилий.
Молчание защитников плацдарма показалась противнику странным. Они начали нервничать, стреляли наугад. Движение танков замедлилось.
И в этот момент Климовский скомандовал: - Огонь!
Ударили одновременно все орудия. Сразу же загорелось несколько танков. Гитлеровцы поняли ошибку, но, не видя спасения, ринулись вперед.
Отражая контратаку, артиллеристы Климовского били по пехоте и танкам прямой наводкой. Клубы пыли и дыма заволокли поле боя. Нужно было иметь большой опыт, обладать мужеством и хладнокровием, чтобы не растеряться в этой обстановке, не упустить из виду ни одного орудия.
Два танка прорвались на огневые позиции четвертой батареи. Рядом с орудием Шабанова разорвался снаряд. Весь расчет пушки был выведен из строя: трое ранены, двое убиты. Танки были уже совсем рядом. Минута-другая и они подомнут пушку под свои гусеницы.
Климовский с еще несколькими артиллеристами, находившимися на его командном пункте, бросился к орудию.
- Я заметил, что замолчало орудие и побежал туда. А танки врага шли на позицию орудия. К счастью, фашисты меня не заметили и считали, что орудие уже стрелять не будет. Ну, я зарядил его и выстрелил. Танк загорелся. Второй танк полез назад. Вот и все. Ничего особенного… /из статьи И. Демяненко и А. Буренко «Солдаты слушают рассказ героя»/
Николай Афанасьевич выхватил из рук убитого снаряд и дослал его в казенник. Прильнул к панораме. Выстрел. Танк, по которому он стрелял, продолжал идти прямо на орудие. Еще один выстрел. Машина с черно-белым крестом остановилась. Из нее повалил дым. Вскоре к орудию подоспела группа наших стрелков. После двух метких выстрелов еще два танка было подбито.
Два выстрела, и еще два подбитых фашистских танка. Третий, отстреливаясь, поспешил укрыться за стенами ближайших домов. За ним начала откатываться вражеская пехота. В этих боях полк нанес противнику большой урон - восемь танков и самоходных орудий горели на поле боя. Сотни вражеских трупов лежали на подступах к плацдарму.
- Николай Афанасьевич, страшно было?
- Страшно... В тот день было еще несколько атак, потом вместе с переправившейся пехотой, дивизия перешла в наступление и устремилась на Бреслау и Дрезден. В Дрездене мы и узнали об окончании войны. Но впереди были еще бои за Прагу… /из статьи В. Варфоломеева «Шел под красным знаменем…»/
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за мужество и героизм, проявленные при форсировании Одера и удержании плацдарма на его западном берегу, гвардии майору Николаю Афанасьевичу Климовскому присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 7824).
Командующий артиллерией, представляя Климовского к награде, писал: «При форсировании реки Одер, гвардии майор Климовский, неоднократно подвергался смертельной опасности, лично управлял огнем орудий прямой наводки, проявил высокую стойкость, мужество и геройство».
В 1946 году, окончил Высшую офицерскую артиллерийскую школу в Ленинграде, в 1954 году - Высшие курсы при Военной артиллерийской командной академии. С 1958 года полковник Н.А. Климовский - в запасе (26 лет он отдал службе в рядах Советской Армии).
- Я и сейчас считаю себя в вашем строю, - эти слова Николая Афанасьевича потонули в громе аплодисментов. /из статьи И. Демяненко и А. Буренко «Солдаты слушают рассказ героя»/
После увольнения в запас, вернулся в свои родные места. Энергичный по своей натуре, он сразу же окунулся в широкую общественную жизнь города и района. Работал начальником Карасукской автошколы ДОСААФ, председателем городского Совета народных депутатов города Карасук (с 1959 года). Много труда вложил он в благоустройство города.
В 1967 году переехал в Тулу к сыну. Работал инженером по технадзору в одном из научно-исследовательских институтов. В 1974 году ушёл на пенсию. Умер 21 апреля 2006 года. Похоронен в Туле.
Н.А. Климовский награжден орденом Ленина (27.06.45), тремя орденами Красного Знамени (22.10.44; 28.06.45; 20.04.53), орденами Александра Невского (09.05.44), Отечественной войны 1-й (06.04.85) и 2-й (27.06.43) степени, двумя орденами Красной Звезды (17.09.43; 06.11.47), медалью "За боевые заслуги" (3.11.44), другими медалями.
- Николай Афанасьевич, позади почти семь десятилетий, большая жизнь. Ваше самое заветное желание, мечта?
- Чтобы никогда не было войны… Хочется быть полезным людям, оставаться в строю. Нам, ветеранам, еще есть что передать молодежи.
Золотая Звезда заиграла на его груди живыми солнечными лучиками… /из статьи В. Варфоломеева «Шел под красным знаменем…»/
Зима 2017
Участник конкурса
- Комментарии
Загрузка комментариев...