Коромысло
Достижения современности так быстро входят в нашу жизнь, что быт не только далёких предков, но и поколения живущих людей для нас становится неведомой тайной. Каждый предмет, как и человек, имеет свою жизнь, свой особенный путь, свою историю. Некоторые вещи задержались в современности, некоторые давно ушли из употребления. К таким забытым предметам можно отнести коромысло, которое хранится в нашем школьном музее. Где еще современный человек может увидеть и потрогать коромысло не то, которое «через реку повисло», а настоящее, ставшее полированным от плеч той молодицы, что «за водой по утру шла»? Мы решили провести исследование и узнать, что же таит в себе данный музейный предмет.История коромысла берет свое начало из глубокой древности. При раскопках в Великом Новгороде в слоях XI–XIV вв. археологи нашли большое количество дугообразных коромысел. Они имели наибольшее распространение. Ведра, надетые на концы коромысла в специально вырезанные для этого выемки, почти не качались при ходьбе. Коромысло (или, как говорили в старину, коромысел) впервые встречается в памятниках XVI века. Слово «коромысло» встречается в литературных произведениях, в русском фольклоре. Ношение воды на коромысле запечатлели многие великие художники.
В словаре С.И. Ожегова: КОРОМЫСЛО – это предмет для ношения двух вёдер на плече, толстая изогнутая деревянная планка с крючками или выемками на концах.
На Руси были известны три типа коромысел: палкообразные, гнутые (дугообразные) и вырезные. Наиболее популярными были дугообразные коромысла. До сих пор во многих домах можно встретить вещи, которыми пользовались еще наши бабушки и прабабушки. Теперь эти вещи мы называем реликвии. Чаще всего такие предметы, как коромысло, можно увидеть только в музее. В нашем школьном музее имеется два коромысла, предоставленные в дар жителями села.
На Руси были известны три типа коромысел: палкообразные, гнутые (дугообразные) и вырезные. Наиболее популярными были дугообразные коромысла. До сих пор во многих домах можно встретить вещи, которыми пользовались еще наши бабушки и прабабушки. Теперь эти вещи мы называем реликвии. Чаще всего такие предметы, как коромысло, можно увидеть только в музее. В нашем школьном музее имеется два коромысла, предоставленные в дар жителями села.
Мы провели интервьюирование старожилов нашего села. Беседуя с ними, мы узнали, что важным предметом сельского быта считалось коромысло и у нас в Коченевском районе. По рассказам старожилов, пользовались им вплоть до начала 80–х годов XX века наши бабушки и прабабушки. Узнали мы о том, что существовало у нас в районе древнее ремесло – бондарное. В старые времена мастера, умевшие делать коромысла, были в каждой местности, в каждом селе. Называли такого мастера – бондарь, который сам изготовлял коромысла в комплекте с ведрами. БОНДАРНОЕ РЕМЕСЛО – изготовление из деревянных досок (клёпок) ёмкостей для хранения и транспортировки жидких и сыпучих тел: бочек, утвари; традиционное занятие населения лесной зоны Восточной Европы.
Тимохина Любовь Даниловна, 1938 года рождения является коренной жительницей нашего села Чистополья. Именно она в 2003 году предоставила одно из коромысел в дар школе. В интервью Любовь Даниловна сообщила, что воду ей самой приходилось носить зимой по сугробам с колодца или с озера из проруби. Ведра на коромысле поднимались высоко и не задевали за сугробы. Нести так было легче. В нашем селе в середине прошлого века было два колодца: маленький - на берегу озера и большой с журавлем в центре села. Коромысло для Любови Даниловны в 50-е годы XX века изготовил на заказ местный бондарь Ляпко Леонтий Григорьевич, который делал для жителей села коромысла и разную деревянную утварь. Любовь Даниловна указала, что сейчас в нашем селе живет внучка Леонтия Григорьевича – Шатова Людмила Васильевна. Она подтвердила, что ее дед был бондарем, и предоставила музею две фотографии своего дедушки.
Еще одно коромысло подарила школьному музею в 2012 году Польникова Нина Филипповна, 1937 года рождения. Детство Нины Филипповны проходило в селе Новокарасево Коченевского района. Там было несколько бондарей, в том числе ее дед Мирончик Иван Петрович. Нине Филипповне часто приходилось наблюдать, как дедушка мастерил коромысло: распаривал древесину, придавал ей нужную форму, затем стягивал края и оставлял сохнуть в таком положении. Делал он ведра, ушаты, кадушки, деревянные колеса для телег и многое другое. Это было в 50-х годах. Нина Филипповна вспоминает, что за водой ходили очень далеко. Чтобы получалось быстрее, она придумала носить сразу по три ведра: два на коромысле, а третье в руке. Бабушка прозвала ее за это странным словом «Рыссыха». Говорит: «До сих пор не знаю, что это значит. Может, потому что бегала рысью. Дел было много, нужно было везде успеть». Нина Филипповна в молодости любила петь частушки под гармонь и даже сама их с подружками сочиняла. Некоторые авторские частушки мы записали под диктовку и разместили их в музее в разделе «Народная мудрость» экспозиции «Сельский быт».
В настоящее время большинство традиций сельских умельцев забыто. Не осталось на селе мастеров, которые передавали бы свой опыт от отца к сыну. Но продолжают жить творения из дерева и такое занятие как деревообработка. У нас в селе есть мастера, которые владеют мастерством резьбы по дереву. Это Франк Александр Андреевич, Шуринов Алексей Алексеевич. В школе уроки технологии уже много лет преподает Щербов Виктор Михайлович, который сам является замечательным мастером деревообработки. На уроках технологии ученики изучают бондарное ремесло, занимаются деревообработкой. Благодаря урокам Виктора Михайловича, у нас в музее появились макеты таких предметов быта как рубель, деревянные ведра для коромысла.
У нас в школе есть опыт проведения фольклорных праздников с использованием коромысла. Коромысло как музейный предмет позволяет повысить внимание молодежи к предметам быта. Всем хочется подержать его в руках, увидеть действительность навсегда ушедшего прошлого. Коромысло – культурное наследие, которое мы должны сберечь для своих потомков.
Обычаи и традиции, сопровождающие коромысло
(Из воспоминаний старожилов)
Баландина Галина Филипповна: «По обычаю, носить воду на коромысле всегда считалось чисто женским делом. Могли им пользоваться также мальчишки - подростки или старики. Мужчины тоже носили воду, но без коромысла. Они всегда старались показать свою мужскую силу: схватил ведра и побежал. Не дай Бог мужику появиться с коромыслом через плечо – засмеют!!!»
Польникова Нина Филипповна: «Считалось, что как для мужчин важен топор, так и для женщин коромысло. Оно в старину не только помогало в переноске воды, но и было оберегом, защитой от нечистой силы. Люди верили, что расписное коромысло берегло девушек и невест от русалок, которые всегда подстерегают у реки или пруда. Считалось, что большой обережной силой обладает коромысло, сделанное из дуба или клена.
Пузырева Любовь Филипповна: «Изготовление коромысел всегда было делом творческим. Ни одно коромысло не было похожим на другое. Они были разных расцветок: крашеные и некрашеные, отличались по фигуре и по красоте. Еще были коромысла с высеченными и железными крючками. Приходилось мне видеть коромысло с веревками на концах».
Тимохина Любовь Даниловна: «Коромысло использовалось очень часто во время свадьбы. Например, был обычай: невесте принести воды из колодца и умыть этой водой свекра и свекровь. Воду нужно было нести только на новом коромысле, не пролив ни капли! Коромысло украшали при этом разноцветными бантиками, ленточками».
Частушки авторские про коромысло
Записано со слов Польниковой Нины Филипповны
Как у наших у ворот
Собрался честной народ.
Пыль столбом, дым коромыслом,
Наша Люба дроби бьет.
По воду зимой ходила,
В прорубь чуть не угодила.
Коромысло, два ведра,
Закружилась голова.
Бабы по воду пошли,
Взяли коромысла.
Пока всех пересудили,
Молоко прокисло.
У соперницы моей
Коромысло старое.
Милый мой, раскрой глаза,
Тебе она не пара.
С коромыслом за водой
К речке я ходила.
Своей статною походкой
Всех с ума сводила.
- Комментарии
Загрузка комментариев...