«Вот моя деревня, вот мой дом родной...» Село Булатово. Часть 1
Один из старейших населенных пунктов Куйбышевского района – село Булатово. Село с богатой и долгой историей. Основано в 1752, по другим данным – в 1753 году. Но все по порядку…Местные жители рассказывали, что когда-то здесь, у озера Булатовского стояло несколько татарских юрт, в которых жили барабинские татары рода Булата. И даже есть такая легенда: «Где сейчас Булатово, жил когда-то богатырь Булат, который, умирая, просил похоронить его дальше от этого места, говоря «Здесь будет большая дорога, будет много ходить народа и будут меня беспокоить». Булата похоронили недалеко, где сейчас д. Сергино Чановского р-на, и якобы засыпали серебром сверху так, что его совершенно закрыло». [1]
Конечно, это только легенда. Но о том, что люди жили здесь достаточно давно, свидетельствуют не только рассказы местных жителей, но и археологические памятники, обнаруженные в окрестностях. Раскопки в этих местах начали проводить еще в конце XIX в.
В 1899 г. прозектор (врач-патологоанатом) Томского университета С.М. Чугунов писал: «…между Ново-Кондаковой и с. Булатовым – 3 кургана и в поскотине (пастбище, непосредственно прилегающее к деревне и со всех сторон огороженное изгородью) Булатова – 2 кургана. На пути из с. Булатова в д. Антошкину, на 5 версте, вправо от тракта находятся три кургана, высотою 1–2 аршина.»[2] (аршин = 0,77 м).
Курганный могильник Булатовские курганы был открыт известным археологом В.П. Левашовой во время экспедиции 1927 г. Состоит он из пяти курганов: группы из 2 и 3 курганов, между деревней Ново-Кондаково и с. Булатово, на правом берегу реки Омь.[3] В Институте истории материальной культуры РАН (г. Новосибирск) хранится дело № 253 «Археологические памятники Барабы (быв. Каинского уезда Томской губ.) по течению р. Оми», датированное 29 июня 1934 г. Список этот был составлен Александром Сергеевичем Немоловским, который до войны возглавлял в г. Куйбышеве детскую техническую станцию. Известно, что он занимался археологическими раскопками в окрестностях города, и им было зафиксировано 28 археологических памятников, в т. ч. и в окрестностях с. Булатово.
Уже значительно позже, в 1985 г., к раскопкам вернулись. Помимо Булатовских курганов учеными открыты еще 3 курганных могильника (Булатово – 1, 5, 6), одиночные курганы Булатово -2, 7, 9 и 10, две стоянки (Булатово – 3, 4) и городище Булатово-8 (эпоха раннего железа: большереченская (VIII (VI)–II (I) вв. до н. э.) и кулайская (IV век до н. э. – IV в. культуры). Специалистам предстоит еще большая работа, так как датировка большей части памятников пока не установлена. Но уже, исходя из этого, видно, что территория была освоена задолго до прихода сюда русских.
А Булат из легенды не обманул… Была большая дорога, да и сейчас она есть.
В 1733 г. начали прокладывать Сибирский (Московский) тракт. А вдоль него устанавливали почтовые станцы, ямы, которые впоследствии и выросли в притрактовые деревни. Их жителям предписывалось обеспечивать ямскую повинность, содержать станы, поддерживать состояние мостов и в 1753 году указами Сибирской губернской канцелярии (от 9 марта и 18 июля) было предписано перевести на Барабу «от Томского ведомства крестьян, кои именуются приписанными к Колывано-Воскресенским заводамљ. В «Реестре 1734 г. Тарской воеводской канцелярии» указан волок Булата есауловых юрт, который в «Расписании зимовий» 1755 г. обозначен уже как зимовье Булатово (Булатково, полуэтап, почта).[4] Первые жители села, предположительно, сибирские казаки – крестьяне, переселенные из Тобольского и Тюменского края.
Благодаря указанным мерам по дороге появились в это время следующие шесть селений: д. Назарово (с 1926 г. – Усть-Тарка), д. Тонтурово (современное село Вознесенское, на месте существовавшего ранее татарского городка Тонтура), д. Голопупово (после 1830 – Спасское, а с 1933 – село Венгерово) и Бyлатово на запад от Каинска, Колмаково и Иткульское на восток от Каинска[5].
«…Однако указанные старания заселить барабинскую часть московского тракта жителями Сибири не давали значительных результатов, так как само население Сибири было незначительно. Поэтому 13 декабря 1760 года состоялся указ Сената о приеме на поселение в Сибирь вообще, а в Барабу, в частности, помещичьих крестьян с зачетом их за рекрутов. С этого времени сюда почти ежегодно стали являться партии крестьян из центральной России. К 1770 году здесь, на тракте, появились еще следующие населенные пункты: зимовье Хохлово, зимовье Турумово, зимовки Ичинская (теперь село Покровское) на запад от Каинска и д. Сектинская на восток, а также, по-видимому, два пункта вне тракта: д. Булатова (прежние Булатовские юрты, а теперь с. Каменево на север от тракта) и Новокаргатская».[6]
По Тарско-Томскому участку Московского тракта в 1773 году возвращался из Восточной Сибири в Европейскую Россию академик П.С. Паллас. Среди селений, через которые он проезжал, была и «…деревня Каменная при р. Усаклане, приписанная к Барнаульским рудникам (это – нынешнее село Булатово при р. Узыкле), в 20 верстах от Антошкина зимовья».[7] Проезжая в 1797 году через Барабу, 10 марта А.Н. Радищев пишет в своем «Дневнике путешествия» из Сибири: «Прождав до полудни по неблаговолению исправника лошадей, ехали до Каменки или Булатовой довольно скоро…».
На карте 1816 г. имеются населенные пункты и Булатово и Каменево. Причем, деревня Каменево показана примерно там, где в настоящее время находится деревня Новокаменево. Старожилы говорили, что в стороне от Булатово было небольшое еврейское поселение. Жили они сами по себе. Вот их поселение и назвали Каменка, по фамилии там живущих. Потом от них отделились несколько семей и по реке поплыли новое место искать, так появилась деревня Ново-Каменево (Притычкино). Но это, как говорится, уже совсем другая история…
Как бы то ни было, мы видим два названия: «Каменево» и «Булатово». В 1826 г. Петр Андреевич Словцов в «Историческом обозрении Сибири» упоминает этот населенный пункт как «деревня Каменева»: «…За все неудобства и опасности, каким подвергаются на Барабе в летние жары, я ожидал себе за Каинским, в деревне Каменевой, некоторой награды – свидания с приятелем Федулом Кондратьичем, столетним старцем, с которым познакомился за 15 лет. Я наименовал сего барабинца в числе приятелей по праву 10-летнего знакомства, по праву нравственному, котораго вы не захотите оспаривать, если и объявлю, что этот крестьянин в зачет рекрута был послан в Сибирь и за 60 лет поселен в Каменевой. Трудолюбие, хозяйство, добросовестность со своими работниками, уважительность товарищей – поселян и гостеприимство для приезжих – вот самыя честныя титла, с которыми крестьянин, по крайней мере, в сибирских нравах может пожать руку нашему брату…».[8] В «Памятной книжке Томской губернии 1885 года» читаем: «Караванная дорога проходит чрез село Булатовское, равно и скотопрогонный тракт».
На этот период (1859–1873 гг.) в статистических справочниках написано так: Булатово – село казенное при оз. Булатовом, 125 дворов (432 муж. и 475 жен.). Церковь православная 1. Почтовая станция. Училище. Хлебный магазин (построен прим. в 1829 г.). Волостное правление.
Однопрестольная деревянная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая (Никольская церковь) построена в селе в 1847 г.
Из дневника епископа Никодима: «24 <декабря> 1861 г. Воскресенье. Около полудня остановился в селе Булатове, чтобы здесь провести день Рождества Христова…Меня пригласил к себе священник, из калужских семинаристов, Мих<аил> Алексее<в>ич Жигачев (жена его Авдотья Гавр<иловна>)… Умный, расторопный; достойный священник. Он мне уступил весь верхний этаж своего дома… В 5 часов вечера, когда мы пили чай, приехал за священником крестьянин из деревни за 15 верст, требуя исповедовать и причастить больную старуху – его мать: мне было жаль священника. Поехал бедный в черную ночь, в лютый мороз, по проселочной дороге, по голой необозримой степи. Ездил и проездил всю ночь; возвратился – лишь к утрени… 25 <декабря>. Понедельник. Рождество Христово. Был у утрени и литургии. Литургия с восходом солнца. Полна церковь людей. Одеты в синее, чисто; довольство в народе; благословлял всех. Церковь во имя свят<ителя> Николая, деревянная, но убрана хорошо и содержится чисто. Дьячок отличный, много детей; пономарь – юноша».
Нам удалось найти информацию о некоторых священнослужителях Булатовской церкви. Жигачев Михаил Алексеевич, иерей. Окончил Калужскую семинарию, сельский учитель с 1847 г., священник с 1856 г., на 1861–1867 (1871) гг. священник Никольской церкви с. Булатово, на 1885 г. – Троицкой церкви с.Верхне-Ичинское Каинского округа. В 1886 г. назначен катехизатором (специалист, который занимается духовно-просветительской деятельностью, направленной на приобщение людей к истинам православной веры и порядку церковной жизни) на 1887 г. В июне 1892 г. согласно его прошению уволен за штат. С 1893 г. являлся наблюдателем церковно-приходских школ (с. Булатово).
На 1882–1884 гг. священником там служит Кикин Арсений Иванович, впоследствии протоиерей, отец двух репрессированных священников: Иннокентия Арсеньевича и Петра Арсеньевича Кикиных. При нем псаломщики Смирнов Михаил Михайлович и Ипполит Осипович Коротынский. Прихожан 1592 мужчин и 1676 женщин.[9]
Коротынский Ипполит Осипович окончил духовное училище, личный дворянин, допущен к исполнению обязанностей псаломщика в качестве вольнонаемного, по прошению. Отслужил в этой церкви с 1883 г. до 25.02.1894 г. Здесь, в Булатово и был похоронен в том же году.
На 1900 г. – священник Иоанн Сергеевич Косьмин. При нем псаломщиком продолжает служить Смирнов М.М.
Постановление Облисполкома № 1914 о закрытии прихода подписано 26 октября 1935 г. В «Списке церковных зданий недействующих православных церквей, находящихся в Новосибирской области и г. Новосибирске на 1 июня 1945 года», составленном уполномоченным по делам Русской Православной Церкви, о состоянии здания сказано следующее: «с. Булатовское. Склад Заготзерно (временный). Деревянное. Капитально переоборудовано под клуб, вида церкви не имеет» (ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 15. Л. 53-60.).[10]
Старожилы вспоминали: «Церковь разбирали в 1937–1938 гг. перед войной. Иконы увозили в Куйбышев. В поповском доме открыли сельсовет. Церковь ломали: Карпов Павел Дмитриевич, Григорьев Иван, Минаев Иван. Сначала сняли колокола, потом стали срезать купола. Собралось много народа. Были и из д. Ново-Кондаковка, Ново-Каменево. Корягин и Ельенко говорили «Какой нас черт согнал в колхоз, тот бы и разогнал бы», и в эту же ночь приехали к ним домой, забрали и расстреляли»[11]. Вероятно, в воспоминаниях речь идет о Корягине А.П. и Ильенко А.К. Действительно, они были репрессированы.
Корягин Аркадий Поликарпович, 1910 (1913?) г.р., уроженец с. Булатово Куйбышевского р-на НСО, русский, образование начальное. Проживал по месту рождения, рабочий МТС. Арестован 26.05.1937 по обвинению в антисоветской агитации, ст.58-10 УК РСФСР. Приговорен тройкой УНКВД ЗСК 19.09.1937 к 8 годам ИТЛ (исправительно-трудовой лагерь). Реабилитирован 11.03.1961.
Ильенко Александр Константинович, 1907 г.р. уроженец с. Булатово Куйбышевского р-на НСО, русский, образование начальное. Проживал по месту рождения, рабочий МТС. Арестован 26.05.1937 по обвинению в антисоветской агитации, ст.58-10 УК РСФСР. Приговорен тройкой УНКВД ЗСК 19.09.1937 к 5 годам ИТЛ. Реабилитирован 11.03.1961.
Но вернемся назад. На 1878 г. село Булатовское Нижне-Каинской волости Каинского округа Томской губернии при оз. Булатово – деревня государственных крестьян. В ней 122 двора и 10 отдельных жилых изб. Имеется церковь, училище, волостное правление, почтовая станция, лавка, хлебный магазин, питейный дом.[12]
1893 г. Село казенное Булатово (Каменево) при речке Узакле и озере Булатово. В селе 179 крестьянских дворов и 1 – не крестьянский, в которых проживает 478 мужчин и 519 женщин. Здесь находится квартира земского заседателя, церковь, сельское училище, почтовая станция, сельский хлебозапасный магазин (склад зерна), общественное питейное заведение, проходит еженедельный базар.[13]
1899 г. Село Булатовское (Каменева) при речке Узакле и озере Булатове. 165 крестьянских дворов, 6 не крестьянских. 751 мужчина и 580 женщин.[14] Существуют все указанные ранее заведения.
На 1911 г. – 165 дворов (551 мужчина и 472 женщины). К уже имеющимся заведениям добавляются 3 маслозавода, 3 мануфактурных лавки, лавки винная казенная и пивная, водяная мельница.[15]
Дмитрий Васильевич Михайлов к началу ХХ в. владел маслозаводами в с. Булатово и дер. Ново-Кондаково. В самом Булатово, со слов местных жителей, имел двухэтажный дом и торговую лавочку. Скончался, вероятно, в 1910 – 1911 г.
Давид Исаевич Каган к концу XIX в. владел маслозаводами в Булатово, Мангазерке, Ново-Каменево и Ново-Кондаково. Скупал земли в окрестностях у богатых татар. Держал большой табун лошадей. Каждую зиму он отправлял обозы с мясом в Омск, Томск, Иркутск, а оттуда привозил много хороших товаров для продажи в лавке. В доме имел прислугу, а для ведения хозяйства нанимал работников, которым платил 35-40 руб. в год (по самой низкой ставке оплаты труда на 1900 г., для сравнения: зарплата учителя составляла 25 рублей в месяц). Имел в собственности Ичинский винокуренный завод № 34, который в 1887 г. продал И.В. Шкроеву (за 2900 руб.!). К 1911 г. он числится уже среди мещан г. Каинска.
По воспоминаниям Станишевской (Григорьевой) Александры Карповны, 1911 г.р.: «Было две мельницы в стороне Трехречки. На одной был хозяином Журавлев Степан. На 8-м километре, в сторону Трехречки, стоял маслозавод «Исаевский» – по фамилии хозяина. Была и водяная мельница, которая переходила из рук в руки и, в конце концов, ее купил Исаев»[16]. Потомки Павла Ивановича Афанасьева утверждают, что у него была мельница, за что впоследствии пострадал он и два сына: они были раскулачены и сосланы в пос. Стрежевое (совр. Томской области).
Говорят, что раньше жили в селе богачи Свиридовы, которым принадлежало много земель в окрестностях. Сейчас в Булатовском сельсовете выделены земли под сельскохозяйственные угодья, которые носят название «Свиридова грива».
Но не хлебом единым жив человек… Начиная с 1856 г. в Томской губернии Министерством государственных имуществ начинают открываться приходские школы, в т. ч. в с. Булатово. Однако своего здания у школы не было, для занятий нанимали просторные избы местных жителей. В 1865 получено разрешение на бесплатную вырубку 700 деревьев для постройки приходского училища. В 1892 г. школа преобразована в сельское начальное училище. В 1914 г. построили новое здание, но учились в ней не все дети. Многих не отдавали родители: надо было помогать дома вести хозяйство. А те, кто учился, заканчивали, как правило, 2-3 класса из четырёх. Всего учащихся было, примерно, 60 человек. Первым уроком был Закон Божий, затем обучение грамоте, письму и счёту.
2 декабря 1908 г. в с. Булатовском Каинского уезда открыт подотдел «Союза русского народа» (массовая православно-монархическая организация, созданная для борьбы с революционным движением, 1905 – 1917 гг.). Вступившими сельчанами избраны председатель, товарищ председателя, казначей, секретарь.[17]
На 1912 г. в селе имеется бесплатная народная библиотека. К концу года в ней 100 книг. Подписчиков 50 человек: подростков – 30, взрослых – 20. Согласно отчету «Сведения о бесплатной народной библиотеке в селе Булатовском Каинского уезда, Томской губ. за 1912 год» наибольшей популярностью у читателей пользовались все сказки А.С. Пушкина и «Родные сказки» Н.В. Тулупова, «Конек-горбунок» П.П. Ершова, произведения Н.В. Гоголя, В.А. Жуковского, «Хижина дяди Тома» Г.Бичер-Стоу и «Жизнь Робинзона» Н. Блинова, Библия (на русском языке) и «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова.
1 июля 1914 г. образована Булатовская волость. В нее вошли поселения: Булатовское, Ярковское, Тагановское, Ново-Кондаковское, Трехречевское, Суворовское, Мангазерское, Ново-Каменское, пос. Осинцевский (причислен к Булатовскому обществу) и аул Осинцевский (с причислением к Ново-Каменскому обществу). Волостное правление определено в село Булатовское.
По «Спискам фамилий избирателей по выборам в Учредительное собрание 1917 г.» в Булатово проживают: Алексеев, Афанасьев, Буреев, Васюков, Елескин, Вельц, Вишняков, Григорьев, Городков, Деменчук, Емельянов, Зенков, Загрядовский, Иванов, Ильин, Карпов, Квашнин, Киянов, Киселев, Кондратьев, Кононов, Королев, Корягин, Кротов, Куликовский, Лушкова, Лесковский, Матвеев, Михайлов, Меркулов, Милишенкин (Милитенко), Минаев, Мокеев, Наумов, Пачин, Петров, Постов (Почтов), Прокопьев, Романов, Ролев, Рязанов, Свиридов, Сибиркин, Синчин, Соколов, Слегин, Субботин (Суббота), Терехов, Трофимов, Устинов, Филиппов, Федоров, Фадеев, Фагина, Чемоданов, Шаюхин, Шитов, Широкосудов, Щербаков, Щученко, Яковлев, Яевлев (Иевлев).
Все это статистика. Факты, цифры, списки, документы. Но за этими данными стоят люди, их повседневная жизнь, радости, печали, заботы. Вот что рассказывали сами жители: «В воскресенье звонили заутреню и обедню. Около церкви был поповский дом (в нем потом размещались с/совет, больница, детские ясли, продуктовый магазин). Поп имел рабочих для ведения своего хозяйства. Место, где располагались его земли, теперь называется Поповской гривой. Жили бедно, плохо. Хорошей одежды не было. Носили полотняные вязаные рубахи, зипуны, длинные шабуры. Из овчин шили шубы. До советской власти дома были в основном из плетня (сплетенные и обмазанные глиной). Сверху покрыты пластами земли. В домах вдоль стен тянулись лавки. Стояли сундуки для одежды, полати под потолком возле печей. Для освещения зажигали лучину или делали коптилки: из картофелины вырезали подставку, заливали в нее сало, вставляли фитиль. Позже появились керосиновые лампы. Семьи были большие, поэтому до Советской власти жили единолично. Вели свое хозяйство, в котором производили все необходимое для семьи: одежду, пищу, обувь. Если были излишки хлеба, то сдавали купцам в город. Лошадей держали мало. Крестьяне держали по 3 коровы, середняки по 5–6 коров и столько же лошадей. У богачей было до 12 коров. У Кондратьева было 40 коров»[18]
А потом 1914-й… В Каинском уезде, как и по всей стране, рефреном прозвучало: «Прощай, отчий край, Ты нас вспоминай, Прощай милый взгляд, Не все из нас придут назад. …» (марш «Прощание славянки», 1912).
Вернулись мужики домой. Пока раны залечивали, пока в хозяйстве порядок наводили, началась Гражданская война. Сложно людям пришлось. Свои со своими воюют. Как говорил герой фильма «Чапаев» (1934 г.): «Белые пришли – грабют, красные пришли – тоже грабют, ну куды же крестьянину податься?»
Старожилы вспоминали: «…В 1919 году через село проходили колчаковцы. Их гнала Красная Армия со стороны Венгерово. Они грабили население, отбирали скот, хомуты, овес, хлеб, снимали валенки с ног, убивали партийных. Крестьяне свозили хлеб на зады и прятали в навоз. В сарае Карповой Ольги Васильевны был спрятан красноармеец».
«Однажды в село пришли три парня. Их колчаковцы арестовали и посадили в заброшенный сарай. Выдал их Ковалюнс (Вероятно, речь идет о Ковалюнасе Антоне Казимировиче, владельце маслозаводов в с. Турумовской, Покровское, Булатово, Шипицыно) – колчаковский прихвостень. Он и расстрелял их и не разрешил хоронить. Но кто-то тайком их похоронил или на кладбище или за огородами (сейчас на кладбище стоит памятник этим неизвестным парням)».
«…узнали, что у Карпова Афанасия имеется винтовка, его предупредили, и он успел спрятаться на оз. Теренкуль в камышах. Слегин Александр возил банде колчаковцев продукты. Партизаны, узнав об этом, его арестовали, а впоследствии расстреляли...»
Непомнящих Татьяна Федоровна (1904 г. р.) рассказывала: «По селу проходили белые, мне было 12 лет. Я была в няньках. Хозяйка болела, белые заставили меня стряпать. Хозяин был богатый Михайлов Феок<тист> Вас<ильевич>»[19]
Из воспоминаний Слегина Василия Семеновича (1905 г.р.): «Зимой 1919 г. прибежал дед, сказал, колчаковцы забирают всех лошадей. А у нас были две лошади и жеребенок, я их решил увести, но, как на грех, наткнулся на офицера, который не получив ответа на вопрос «Куда я иду?», ушел в дом за винтовкой и за мной в погоню. Он стал стрелять, но навстречу шел обоз из Таганова. И я сумел спрятаться у Заднего озера. В Васильевском поселке жили ходоки-ямщики из России: Губановы, Зенковы. Коней спрятал там, и они своих тоже спрятали в больших камышах и сами спрятались. Вышел запас еды и меня послали домой. На Филатовой гриве колчаковцы гнали скот на убой, кормили крестьянским сеном, соломой. Они встретили меня. Я им сказал, что ездил за соломой и меня пропустили. Дома была полная изба колчаковцев. Мать потихоньку дала запас еды. Так несколько раз. Однажды мы зашли в избушку согреть чаю, увидели всадников. Это были колчаковцы. Мужики убежали, а я залез в стену – солома между жердями. Они не нашли и уехали в Притычкино»[20].
Красная Армия пришла в село в октябре 1919 г. В селе был организован «Комитет бедноты» (комбед), в который входило 12 человек: Минаев Иван <Дмитриевич>, Емельянов Василий Михайлович, Петров Николай <Петрович>, Субботин <Артемий Осипович> и др. Целью комбеда было конфисковывать «излишки» у зажиточных крестьян, передавать их в пользу бедных и укреплять советскую власть на местах. Однако, полностью Советская власть в селе установилась только в 1922 г. В 1920 г. в Булатовской волости был открыт приют для детей. «…Большим вниманием были окружены дети приютов, [им] отдавалось все, что могли собрать среди крестьян волостей и жителей города. Так, в Булатовской волости для детей приюта было собрано 513 яиц, 2,5 ведра творога, 4 фунта сметаны, 23 фунта хлеба, 2 фунта масла»[21]. (1 фунт = 454 гр.)
На 23 мая 1928 г. село Булатово входит в Барабинский район Барабинского округа Западно-Сибирского края. Там размещен сельсовет, школа 1-ой ступени, маслозавод, торговая лавка, числится 195 дворов с населением 995 чел., основное население – русские.[22]
Из рассказа Пишикина Алексея Максимовича: «В 1927 г. мы переехали в Булатово из Липецкого уезда Тамбовской губернии на вольные земли. Приобрели избушку, корову, лошадь и несколько овец. Отец и мать полностью погрузились в работу, благо, здесь было вдоволь земли и покосов. В 1928 г. я с братом Николаем пошел в школу. Учителем был степан Трофимович Трофимов. Это был умный, хороший учитель старой закваски. Вскоре началась коллективизация, которая проходила с большим трудом, под сильным давлением районного начальства. Началось раскулачивание…»[23]
Действительно, в феврале 1930 г. из села по статье «Кулачество» выслана семья Зенковых на спецпоселение в Томскую область и по решению райпятерки от 15.05.1931 г. выслан Свиридов Матвей Ефимович, также на поселение в Томскую область.
В селе на тот момент уже несколько лет действует комсомольская ячейка. Создана ячейка общества «Долой неграмотность», все члены которой занимаются ликбезом односельчан. Все грамотные прикреплены к неграмотным. Занимаются как в группах, так и на ликпункте. Всего таким образом в селе к марту 1929 г. обучено 79 чел.
Летом 1928 г. ликвидировано Булатовское сельскохозяйственное товарищество, а в феврале 1929 г. решено организовать полеводческое товарищество. В него записалось 90 человек. Собрано 180 пудов семенного фонда, планируется собрать еще 80-100 пудов.[24] (1 пуд = 16 кг).
Газета «Барабинская деревня» № 13 от 15 февраля 1929 г.
«Особенность села Булатова: бедняков больше, чем середняков. Отчет сельсовета, представленный школьниками в виде диаграмм, указывает, что бедняцких хозяйств – 96, середняцких – 92, а кулацких – 13 дворов.
Но беднота не была достаточно сплочена и классовые бои решались часто в пользу зажиточно-кулацкой верхушки села. Так, например, угроблен был «тихой сапой» крестком, оканчивались неудачей попытки передовых бедняков и середняков организовать коллектив (запишутся – выпишутся под влиянием кулацких басен о «кабале», в которой должны «загинуть» коллективисты).
Но беднота училась на ошибках и поражениях. И вот в сентябре 1928 года, когда на общем собрании стал вопрос о разделе леса – впервые со всей решительностью и единодушием беднота вступила в схватку с кулаками и «скоробогатенькими».
Кулаки настаивали, чтобы 75 процентов леса сохранить за «владельцами» (а владельцы кулаки). Но беднота, при поддержке середняков, высмеяла доводы «владельцев» и провела решение, выгодное только беднякам и середнякам.
Один из кулаков, Ильин, разъяренный первым и сильным поражением, хлопнул шапку оземь и рявкнул: «Не раздражайте меня лучше…». Но от угрозы удержался.
С тех пор беднота оценила свои силы, и кулацкая активность пошла на убыль. А когда 12 кулаков были лишены голоса, то вся кулацкая братия совсем присмирела. Присмирела, но втихомолку еще продолжает о чем-то совещаться, собираясь у середняка Лумнова М.
В селе с хлебозаготовками неблагополучно.
Из заданных 6000 пудов, собрано 2550 пудов, да путевок выдано на 500 пудов. Хлеба много, держатели излишков хлеба сбывают их понемногу на рынок в Каинск, а перед заготовителями прикидываются сиротой:
– Что ж мне покупать, что ли, хлеб, чтоб сдать его вам.
Правление потребкооперации начало организовывать общественный бойкот злостным держателям хлеба. Объявлен бойкот пока двум кулакам – лишенцам Шитову М. и Иванову И.: постановили не продавать им товаров и поместили их фамилии в черный список в стенной газете. Каждый из них мог бы сдать по 150 пудов. …»
В 1929 г. образован Булатовский сельский совет. В него вошло 7 населенных пунктов: с. Булатово, деревни Ново-Каменева, Ново-Кондакова, Васильевка, Трех-Речка, аул Осинцево, подсобное хозяйство детского дома им. Крупской[25].
Одним из председателей сельсовета был Федор Александрович Корнеев, участник ВОВ 1941 – 1945 гг. В своих воспоминаниях писал: «…<с августа 1936> Вместе с группой коммунистов меня направили в деревню для укрепления с/советов и меня избрали председателем Булатовского с/совета Куйбышевского р-на НСО, где я проработал до августа 1937 года». В 1940-м председателем сельсовета трудится Яблонский Василий Семенович, в 1941 – Николаев Константин Борисович (25.08.1941 г. призван на фронт), в 1942 г. назначен Корнилов Николай Павлович.
В том же 1929 г. на территории с. Булатово был образован колхоз им. Ленина. Вскоре, в начале 1930-х, появился первый комбайн. На 1935 г. в колхозе 96 хозяйств. Первым председателем называют Трубачева. На 1 января 1936 г. председатель – Афанасьев Александр Григорьевич (в 1940 г. он вместе с семьей переехал жить в г. Хабаровск). Вероятно, после него около года колхозом руководил Рева Егор Петрович (уехали из села в июле 1941 г.), а затем также недолго Чернов Дмитрий Николаевич (также семья уехала летом 1941 г.). Старожилы называли также среди председателей Михайлова Феоктиста Васильевича, Трубачева, Лесковского Ивана Афанасьевича (участник ВОВ, демобилизован в апреле 1942 г. по ранению), Иванова А<лексея> А<ндреевича>. (1949 г.).
В 1935 г. создан еще один колхоз – имени К. Маркса. Председатель – Мишун. Сюда вступило 84 хозяйства. Вступали неохотно. Сначала собирались батраки, потом уже остальные. В личном хозяйстве оставались куры, гуси, 1 корова, остальное отводили в колхоз. Чтобы не отдавать скот в колхоз, его резали. На 1 января 1936 г. в колхозе имени Ленина 122 лошади, 446 КРС, 279 овец и 40 свиней. В то же время в колхозе им. Карла Маркса – 148 лошадей, 452 КРС, 249 овец и 26 свиней. Постепенно люди поняли, что вступать в колхоз выгодно. Стали давать деньги, жизнь стала лучше. В 1938 г. пригнали в колхоз 4 трактора. На январь 1939 г. председатель колхоза им. Маркса – Нестерович. В 1942 г. председателем колхоза избран Кондратьев Михаил Александрович, но, увы, в том же году «посажен на три года».
Карагодина Ольга,
хранитель музейных предметов МКУК «Музейный комплекс» г. Куйбышева
На сайте МКУК «Музейный комплекс» г. Куйбышева Куйбышевского района НСО вы найдете все статьи проекта «Вот моя деревня, вот мой дом родной»: https://museumcomplexnso.ru/index.php/proekty/20-proekty/888-vot-moya-derevnya-vot-moj-dom-rodnojya-vot-moj-dom-rodnoj
- Комментарии
Загрузка комментариев...