Предметы старины
Интересуясь вещами народного быта, мы больше узнаём о жизни и обычаях наших предков. Ведь о некоторых предметах быта прошлого многие наши современники не имеют представления, и даже увидев их рисунки или фотографии в книгах, или сами вещи в музеях без подписей, не смогут сказать, как они называются и как эти предметы использовались в быту нашими предками. Конечно, многие старинные вещи исчезли из нашей повседневной жизни. Но некоторые из них служат нам до сих пор.
Конечно, самым главным и важным предметом народного быта предков россиян были их жилища. На Руси такое жилище называлось избой. В избе были в основном деревянные предметы народного быта – стол, лавки, колыбелька для младенцев, полки для посуды. На полу часто можно было увидеть цветные половики или дорожки. И обязательно: русская печь, прялка, самовар – без этих вещей невозможно представить русскую избу.
Изба – жилище простого русского крестьянина и его семьи. Здесь, в крестьянском доме каждый предмет домашней утвари есть символ народного быта, то, чем жили крестьяне и как работали, занимаясь хозяйской деятельностью по дому. Предметы быта пропитаны русским духом и передают тот образ непростой крестьянской жизни на Руси.
Данная работа посвящена изучению предметов быта старины. В центре внимания находятся вопросы о том, у кого сбереглись такие предметы домашней утвари в нашем селе. Как они назывались? Каково было их предназначение? И есть ли какие-то интересные сведения, связанные с этими предметами? Проблема представляет собой особую актуальность, так как изучение вопросов быта старины открывает большие возможности по изучению истории не только родного края, но и изучению истории страны в целом. На примере семьи Петухова Александра Васильевича, коренного жителя села Вознесенки, мы и постараемся ответить на эти вопросы.
История возникновения предметов народного быта
Предметы народного быта, каждодневно используемые в крестьянском хозяйстве, всегда являют собой сочетание красоты и практичности.
Крестьянский дом трудно было представить и без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство.
Дерево на Руси было излюбленным материалом, который использовали в быту для изготовления посуды, инструментов и, конечно, мебели. При обработке дерева использовали все: и ствол, и сучья, и кору. Ничего не выбрасывали, хотя Россия была богата лесами. Дерево было доступно, легко в обработке. Вещи из дерева были практичны в хозяйстве, долго служили и были недороги. Их мог изготовить любой крестьянин, не тратя на это деньги. Чаще всего из дерева делали посуду. Из дерева охотно делали и орудия домашнего труда (ступы, ведра и т. д.), которые были легки в использовании.
Многие крестьяне сами изготавливали для своего дома из дерева мебель: столы, лавки, посудные шкафы. Мебель имела простую форму, украшалась резьбой, иногда покрывалась краской. Фигурные ножки и ручки вытачивались на самодельных токарных станках. Используя природные материалы, русский человек создал множество разнообразных практичных необходимых в крестьянском быту предметов.
Без печи невозможно представить жизнь наших предков. Зимой, в сильные холода, только благодаря печи, людям удавалось согреться. Тогда вокруг печи постоянно находились люди. Русская печь была местом, где готовили еду, а также на ней спали. Её тепло спасало от многих болезней. Благодаря тому, что в печи устраивались разные полочки и ниши, в ней хранилась различная посуда и предметы домашней утвари.
История семьи Петуховых
Из беседы с коренным жителем села Вознесенка Петуховым Александром Васильевичем мы выяснили, что история их семьи началась на Украине. В 20-х годах прошлого века семья Фисенко Сазона Денисовича (дедушка) и Любови Андреевны (бабушка) жила под Киевом. Жизнь была очень тяжёлая, в семье было уже две дочери – Валентина и Евдокия. Нехватка продовольствия и свободной земли с подвигли семью к переселению в Сибирский край. И в 1925 году семья Фисенко переехала в село Вознесенку (прежнее название Медвежка) Баганского района Новосибирской области. С собой они привезли совсем немного вещей, домашней утвари и целый багаж знаний, как вести домашнее хозяйство и семейный быт. И среди предметов быта было много домашней утвари. В Вознесенке построили дом и русскую печь. Она помогала семье выживать в суровых условиях сибирской зимы.
Вскоре в семье появилось ещё пятеро детей: Мария, Иван, Павел, Анна, Екатерина. Со временем дети выросли, обзавелись своими семьями.
Мария Сазоновна Фисенко вышла замуж за Василия Николаевича Петухова. В их семье родилось двое детей – Александр и Лидия. Александр Васильевич продолжает жить в отцовском доме, а Лидия переехала жить в с. Баган. Александр и Лидия – педагоги, Лидия находится на заслуженном отдыхе, а Александр работает преподавателем-организатором ОБЖ в МБОУ Вознесенской СОШ имени Л. Чекмарёва.
Предметы старины, сохранившиеся в семье Петухова Александра Васильевича
Из беседы с Александром Васильевичем мы узнали много интересного о предметах быта старины. Он нам их привёз в школу, и мы смогли эти предметы не только увидеть, но и подержать в руках, представить, как люди ими пользовались.
Русское подворье с его налаженным бытом и земледельчеством всегда обставлялось большим количеством предметов утвари и орудий труда. Традиционно кухонная утварь, предметы для земледелия не отличались богатым украшательством, но были удобны и отличались лаконичной эстетикой. Многие предметы народного быта имели непосредственное отношение к русской печи.
С появлением печи эти предметы стали незаменимыми в домашнем хозяйстве. Обычно они хранились в подпечном пространстве и всегда были под рукой у хозяйки. Стандартным набором печной оснастки считались несколько видов ухватов (большой, средний и маленький), чапельник и две кочерги. Чтобы не путаться в предметах, на их рукоятках вырезали опознавательные знаки. Зачастую такая утварь делалась под заказ у деревенского кузнеца, но находились умельцы, которые без труда могли сделать кочергу в домашних условиях.
Вот что хранилось в семье Петуховых:
Кочерга – это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара. Обычно это толстый железный прут длиной около метра, загнутый на конце под прямым углом, мог быть с деревянной рукояткой.
Ухват тоже был незаменимым помощником при работе с печкой. Ухваты берегли и старались обращаться с ними очень аккуратно. Обычно их было несколько и разных размеров. Ухват – приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. Другое название ухвата рогач. Мог применяться ухват и в качестве оружия.
Ча́пельник (сковоро́дник) – кухонная принадлежность. Представляет собой крюк с упором на деревянном черенке, предназначенный для захватывания чапéлы – сковороды, не имеющей ручки, и потому пригодной для установки в печь или духовку. По Далю, слово образовано от диалектного чапать – «хватать, цапать».
Садник – хлебная лопата. Одним из наиболее важных предметов народного хозяйства на Руси считался садник. Он имел вид плоской широкой лопаты на длинном черенке и предназначался для отправки хлеба или пирога в печь. Русские мастера изготавливали предмет из сплошного куска древесины, преимущественно осины, липы или ольхи. Найдя дерево нужного размера и подходящего качества, его раскалывали на две части, высекая из каждой по одной длинной доске. После чего их гладко остругивали и чертили контур будущего садника, стараясь убрать всевозможные сучки и зазубрины. Вырезав нужный предмет, его тщательно зачищали.
Чугунок – крупный сосуд, горшок из чугуна, позднее также из алюминиевого сплава, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугуна является его форма, повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Такая форма позволяет ставить чугун в печь и вынимать его из печи с помощью особого инструмента ухватa. Объем разный, от 1,5 до 9 литров. Чугун небольшой вместительности называется чугунок. Несмотря на кажущуюся древность этого вида посуды, металлические чугуны появились и получили широкое распространение лишь в самом конце XIX – начале XX веков. В это время в России распространились чугунные кухонные плиты промышленного производства, в которых над топкой печи вместо кирпичного свода имелась панель со съёмными конфорками, в отверстия которых узким дном также ставились чугуны.
Горшок – один из древнейших предметов кухонной утвари. В русских традициях было украшать верх горшка глазурью. Для того, чтобы вынуть горшок из печи рядом стояли ухваты. В глиняных горшках, как в термосе, пища долго сохраняла первоначальную температуру, поэтому не остывала или, будучи охлажденной в погребе, не закисала.
Для глажения использовали «утюг» – рубель, а позже литые чугунные утюги. Угольные утюги пришли на смену рубелям.
Рубель – предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелём. Рубель представлял собой пластину из дерева твёрдых пород с ручкой на одном конце, а нижняя плоскость его имеет ребристую поверхность.
Угольные утюги появились в петровские времена в XVII веке. Были они чугунными. Во внутреннюю полость таких утюгов насыпали горячие угли, после чего приступали к глажению белья. По мере остывания угли меняли на новые.
Семейные предметы старины
В последнее время люди все чаще стали обращаться к изучению своих корней, своей родословной. Во многих семьях есть старинные семейные реликвии, вещи, которые бережно хранятся и переходят из поколения в поколение. Они нам дороги не только как память о наших предках. Эти вещи интересны с исторической точки зрения, как предметы старины, культуры, быта, как документальные свидетельства конкретных исторических событий. Сведения, хранящиеся в них, представляют огромную ценность.
Так и в семье Петуховых хорошо сохранилась домашняя утварь, которой раньше пользовалась семья Фисенко, а потом по наследству перешла и в семью Петуховых. Эти предметы хоть и не отличаются большой ценностью, но берегут их как память о предках, о том, как они пользовались этими вещами в обыденной жизни ежедневно.
Этот проект дал нам возможность соприкоснуться с историей, традициями и бытом русского народа, сделал интереснее наши уроки и мероприятия. Несмотря на разделяющие нас столетия, продолжает волновать нас, живущих в XXI веке, предметы минувшей старины, жизненный пример наших прадедушек, прабабушек, бабушек и дедушек. Изучая историю старинных предметов, мы изучаем историю своего народа, сохраняем то доброе и хорошее, созданное руками наших предков. И тогда невозможно будет перепрограммировать прошлое так, чтобы выросло поколение, которое потеряло бы «путеводную нить» с реальностью и с реальными историческими фактами.
- Комментарии
Загрузка комментариев...