НАРОДНАЯ ЛЕТОПИСЬ
Новосибирская область
Портал «Народная летопись Новосибирской области» –
краеведческий ресурс, где читатель может
не только узнать историю своего родного города, села,
поселка, деревни, а также Новосибирской области,
но и сам стать творцом истории своего края.


«Метрики», как источник информации

Государственный архив Новосибирской области по запросу Маслянинского историко-краеведческого музея представил электронные копии метрических книг Духовной консистории Николаевской церкви с. Маслянино за 1859–1861 гг.
Наши бабушки и дедушки часто произносили слово «метрика», имея ввиду свидетельство о рождении. Однако «метриками» раньше называли документы, связанные с основными событиями в жизни человека: рождением, смертью, вступлением в брак. Такое название исходило от названия метрических книг, которые велись в каждой церкви, в зависимости от вероисповедания (конфессии). В России до Октябрьской революции велись записи в Православных метрических книгах. Велись метрические книги в двух экземплярах, один из которых передавался в консисторию (консисторский экземпляр), другой хранился в церкви (приходской экземпляр). Книги велись по годам, заполнялись от руки. Монарший Указ, согласно которому ведение метрических книг вменялось всем причтам в обязательность, датирован маем 1722 года. А Указом Синода от 20 февраля 1724 года была установлена их форма, которая в последующие 200 лет оставалась практически неизменной.
Метрические книги служили документом статистического учета населения. Государство напрямую было заинтересовано в достоверности метрических данных. В ноябре 1773 года выходит Указ «О исправном содержании метрических книг во всех приходских церквах», в котором читаем: «Дабы никем ничего упущено не было, и Благочинным, при осмотре церквей, те книги свидетельствовать, и на нерадивых неослабно взыскивать, и неисправное при себе велеть исправить; … Если же и за сим где впредь оных книг не окажется, или какое в них упущение явится, то все те, кои виновны будут, имеют быть жесточайше штрафованы». Известен случай, имевший место в Черниговской Епархии (ставший почти хрестоматийным примером небрежения в ведении Метрических книг): совершая таинство на дому, дьяк фиксировал информацию на кусочках бумаги, такие записи нанизывал на нитку и вешал в комнате. «В это время была у него кошка в интересном положении; когда она разрешилась от бремени и котенки подросли, то стянули таковую нитку и уничтожили записи».
Какие же сведения можно найти в первой части Метрической книги о рождении 1861 года? Можно лишь предположить, что судьба мастеровой «девки», которая вне брака родила девочку, была не из легких: мужа нет, а крестной согласилась быть только одна вдова. Вот, что содержит запись о рождении этого ребенка: день рождения – 3 июля; крещения – 8 июля (главной причиной проведения обряда крещения вскоре после рождения, была боязнь, что новорожденный может умереть некрещеным); имя родившегося – Улитта (имена, при крещении православным младенцам в XIX веке могли быть взяты только из списка имен православных святых), в этой же графе надпись – незаконнорожденная (хотя церковными правилами запрещалось писать «незаконнорожденный», а только «вне брака», но на местах все равно так писали); ФИО родителей и их вероисповедание – Егорьевского золотого промысла Мастеровская дочь девка Марфа Николаева Полетова, православного вероисповедания; ФИО восприемников (крёстные отец и мать, воспринимающие (или принимающие) при крещении ребёнка от купели) – Деревни Елбанской вдова крестьянина жена Павла Никифорова Усольцева. (Указом Святейшего Синода от 27 августа 1837 года был установлен возраст, с которого допускалось участие в обряде в качестве восприемников. Так, для лиц мужского пола возраст был установлен с 15-летнего возраста, для девушек – с 13 лет); ); кто совершал таинство крещения – Священник Сергей Косьмин, рукоприкладство свидетелей (подпись). Там, где должны были быть подписи – пустое место, крестьяне были неграмотными.
А вот так выглядела запись о рождении ребенка, родившегося в браке: день рождения – 1 августа; крещения – 14 августа; имя родившегося – Сиклитина; ФИО родителей и их вероисповедание – Боровлянской волости деревни Борковой заводской крестьянин Тимофей Петров Казанцев и законная его жена Ирина Потапова, оба православного вероисповедания; ФИО восприемников - Деревни Мамоновой заводской крестьянин Александр Потапов Шмаков и деревни Борковой крестьянская дочь девица Дарья Петрова Казанцева; кто совершал таинство крещения – Священник Сергей Косьмин. В этом случае смеем предположить, что крестными были родственники: брат со стороны жены (оба Потаповичи) и сестра со стороны мужа (Петровичи).
Иногда в графе вероисповедание можно встретить: «православного вероисповедания и сим единоверцы» – это прихожане официальной церкви, молящиеся по старому обряду, старообрядцы. В конце каждого месяца подводился итог, например: Итого в ноябре окрещено родившихся мужских семь 7, женских четыре 4, а обоего пола одиннадцать 11.
Вторая часть Метрической книги о бракосочетании содержит больше информации: возраст супругов, сословие, вероисповедание, данные о поручителях – с каждой стороны по два человека. Обязательно отмечалось, каким браком венчались. Жители соседних селений, будучи близкими родственниками крестьянских жен и невест, часто выступали в качестве восприемников при крещении младенцев и поручителями на бракосочетаниях.
Записи о втором и третьем браке встречаются нечасто. В основном повторно вступали в брак вдовцы. Вот как записано в Метрической книге части второй о бракосочетавшихся в 1859 году: счет (количество) браков – 24; месяц и день брака – 29 июля; звание, ФИО, вероисповедание жениха и каким браком венчались – Боровлянской волости деревни Красковой заводской крестьянин Иван Силин Мальцев, православного вероисповедания, вторым браком; лета (возраст) жениха – 46; ФИО, вероисповедание невесты и каким браком венчались –Девица Праскева Андреева дочь умершего крестьянина Андрея Федораева деревни Чупиной, православная; лета (возраст) невесты – 41; кто совершил таинство – Священник Андрей Киселев с дьячком Яковом Крестовоздвиженским и пономарем Федором Кочетовым; кто были поручители, т. е. свидетели со стороны жениха, – Боровлянской волости деревни Красковой крестьянин Яков Силин Мальцев и Клементий Матвеев Гаврилов и со стороны невесты – Легостаевской волости деревни Чупиной крестьяне Софья Григорьева и Терентий Сергеев Федораевы; рукоприкладство свидетелей.
Законодательно было ограничено время, когда могло состояться бракосочетание. Так, браки не совершались: «во все посты, Под среду и пяток (накануне среды и пятницы – еженедельные постные дни), под 29 августа и под 14 сентября. Накануне воскресных дней (в субботу), во все дни сырной и пасхальной недели, от 26 ноября по 6 января включительно. Не совершается так же под все великие праздники Господские, Богородичные, а так же накануне 1 октября, 22 октября, 26 сентября и 9 мая, накануне престольного праздника и других местночтимых приходских и общественных праздников. По гражданским законам было запрещено вступать в брак мужчинам ранее 18-летнего возраста, а девицам ранее 16-ти лет. Лишь епархиальным архиереям было предоставлено право «по личному своему усмотрению» разрешать браки, если «жениху или невесте недостает не более полугода до узаконенного на сей случай совершеннолетия». Было ограничение и по максимальному возрасту. Запрещено было вступать в брак лицам старше 80-летнего возраста.
Третья часть Метрических книг «Об умерших». Батюшка отпевал, писал возраст – когда точно, когда приблизительно, точно так же писал причину смерти без всяких медиков, со слов родственников. Смерть рассматривалась как естественная и неестественная. К естественной смерти, священник относил различные болезни, к примеру, «от родимца» (самая распространенная причина в отношении младенцев возрасте до года), «от старости», «от преклонности лет», «от головной боли» «от водянки», «от чахотки», «от паралича», «от горячки» и т. д. Неестественная смерть, как правило, наступала от несчастного случая: «убит», «замерз», «застрелен», «утонул».
В конце года составляли ведомость, в которой подводились статистические итоги, и делалась запись, сколько народу родилось (мужского и женского пола), сколько было браков и сколько, при этом людей, вступило в брак (интересно, а какие варианты могли быть в то время), количество умерших с разбивкой по возрастам, мужчины и женщины отдельно. Просматривая итоговые ведомости всех книг мы не нашли ни одной записи о смерти от несчастного случая. Однако в самих книгах такие записи имеются. По какой причине батюшка не выносил их в итоговые ведомости, остается только предполагать (или по невнимательности, или, как сказали бы сейчас: не хотел портить статистику).
Чтение метрических книг оказалось не простой задачей. Текст, написанный от руки, прочитать непросто, учитывая особенности почерка каждого человека (почерк иных священнослужителей был далек от каллиграфического). В графах записи велись без знаков препинания, многие слова написаны слитно. Иногда с первого взгляда казалось, что-либо понять невозможно, но постепенно приходил навык в чтении этих записей, тем более делали мы это всем коллективом.

Метрические книги читали сотрудники историко-краеведческого музея:
Шнякина Елена, Гулиева Ирина, Голдобова Лилия, Рюмина Марина

МКУ «Историко-краеведческий музей», р. п. Маслянино
(сайт МКУ «Историко-краеведческий музей» Маслянинского муниципального округа https://mkumikm.ru)


Дата публикации: 05 Марта 2025

Автор: Шнякина Елена, Гулиева Ирина, Голдобова Лилия, Рюмина Марина

Отправитель: Ольга Вялкова

Вам нравится? 0 Да / 0 Нет


Изображения


  • Комментарии
Загрузка комментариев...