История и народные традиции деревни Алабуга
Каждому человеку необходимо знать историю своей Родины, малой Родины. Проходя по улицам нашей деревни, мы невольно задумываемся о том, что было 50–70 и более лет назад. Собирая материалы о деревне, мы обо всём расспрашиваем наших местных старожилов. Из их рассказов мы узнаём много нового и интересного. Что ж, давайте мысленно перенесёмся во времена наших прадедов. А помогут нам в этом архивные документы, воспоминания старожилов, фотографии из старых альбомов и предметы быта, собранные в школьном музее.
Точной даты создания населенного пункта мы не знаем, но можно предположить, что первое массовое переселение произошло в 60–80-е годы XIX века после отмены крепостного права в России. Основная масса переселенцев была из Черниговской и Тамбовской губерний. В память о переселении сохранилось название улицы – Тамбовская, где проживали крестьяне из Тамбовской губернии. По воспоминаниям этих переселенцев, передаваемых из поколения в поколение приехали они не на пустое место, а на заселенную территорию. Переселенцы называли местных жителей «чалдонами». По воспоминаниям старожилов, последние годы XIX века и начало XX века население было большим. Территория деревни была намного больше, чем в настоящее время.
В списках населённых мест Томской губернии за 1893 год, Барнаульского округа, Чулымской волости числится деревня Алабуга расположенная при озере Алабуга, от окружного города 480 вёрст, от квартиры земского заседателя 120 вёрст, число дворов крестьянских 15, мужчин 41, женщин 42, земли не размежёваны.
В списках населённых мест Томской губернии за 1899 год числится селение Алабугский. Расстояние от Томска 460 вёрст, от волостного правления 74 версты, число дворов крестьянских 95, число наличных душ мужского пола 378, женского пола 341, земли не размежёваны, количество земли не известно. Заселок Алабуга расположен с трёх сторон озера Алабуга, имеется молитвенный дом и одна кузница.
В списках населённых мест Томской губернии за 1911 год, числится деревня Алабуга, от Томска 353 версты, от волостного правления 20 вёрст. Число дворов 246, число наличных душ мужского пола 886, женского пола 830, количество земли владеемой селением в дес. 10326/11567. Расположена по озеру Алабуга, имеется: школа, хлебозапасный магазин, 2 мануфактурные лавки, 2 маслодельных завода.
Во времена коллективизации на территории Алабуги были образованы совхоз и колхоз. Совхоз построили в короткий срок с северной стороны деревни. Там была своя пекарня, хорошие скотные дворы, кошары, небольшой кирпичный завод. На улице Сибирь была выстроена совхозная контора. Позже выяснилось, что совхоз находится на колхозной земле, отданной в вечное пользование, поэтому произошло выселение на новые места. Для постройки этих поселений использовались дома раскулаченных крестьян. Были образованы новые поселения – Мамонтовое, Сапожок, Петровск, Мысовая (нет в настоящее время), Красная Грива (нет в настоящее время).
До войны и некоторое время после войны Алабуга была главным центром местных поселений. Деревня была застроена в виде двух Заимок (малой и большой), в 3 км от деревни создана 174 Бригада, из отдельных хуторов, состоящих из 3–4 домов и сама деревня Алабуга. Улицы Алабуги были очень длинными. Алабуга со всеми прилегающими поселениями расположилась на берегах Озера (возможно именно оно сыграло роль при возникновении первого поселения, которые чаще всего, находились возле водоёмов – рек, озер). Потому что основными занятиями жителей были рыбалка, охота на дичь и зверей.
Перед войной и после территория Алабуги была большой. Разделялась на улицы: Суминская тянулась до сеновала, Тамбовщина была протяженностью дальше леса Длинного или Лисятника (находилась лисоферма), Нахаловка, Сибирь располагалась параллельно Озеру и тянулась до леса, позже, когда деревня стала меньше, жители с окраин, переселялись в центр поселения и последним переселенцем с Сибири, был Григорьев Михаил в конце 1980-х.
Население было разнонациональным. Здесь проживали русские, украинцы, казахи, евреи, немцы.
В нашей местности для построек в основном использовались природные материалы. Вырубка строевого леса была запрещена, поэтому выходили из положения при помощи тальника (лозы), которая использовалась как для изгороди горизонтальной и вертикальной, так и для строительства загонов для скота и пристроек к дому, часто соединённых между собой для тепла. Так как постройки были холодными, кур зимой держали дома в подпечье.
А крыши в основном крыли земляными пластами. Срезанный пласт помещали вниз травой. Пласты укладывались сразу с обеих сторон конька, для сохранения равновесия, чтобы не рухнуло. Пласты заготавливали за своими огородами, вспахивали, а потом срезали пласты. Такой укрывной материал размывало дождём, поэтому его часто заменяли частично или полностью. Для кровли использовался ещё камыш, чаще для загонов скота. Такие крыши были очень опасны при пожаре. Позже на смену данным материалам пришли крытые тёсом крыши.
Дома внутри и снаружи белили белой глиной. Глину копали на солончаках. Привозили её и для продажи из Кир-Чулыма, так как она там была более белой. На зиму скатывали из глины колобки и хранили в подполье для зимних побелок.
Наличие в нашей местности песка и глины позволили населению использовать данное сырьё в своём производстве – кирпича, который использовался только для кладки печей. Позже, в 1970 г. было построено несколько кирпичных зданий, так как был выстроен кирпичный завод. Иногда для кладки печей использовался кирпич-сырец. Как памятник культуры сохранилось здание бывшего маслозавода (магазин), два дома.
В округах деревни раньше водилось много зверей, мех, которых использовался населением. В деревне были мастера-скорняки, которые обрабатывали шкуры. И шили из них сапоги, шубы, сбрую. Шкуры мазали квасцами, заворачивали и убирали на несколько дней. Потом с вымоченной шкуры снимали волосы. Шкуры сушили и мездрили. Их натирали мелом. Красили отваром дубовой коры.
В деревне в XIX – начале XX вв. в семейных хозяйствах выращивали лён, коноплю, рыжик. После сбора их обрабатывали и ткали ткань. Из этой ткани изготавливали одежду. Изо льна, конопли и рыжика изготавливали масло.
В домах ставили русские печи, которые топились кизяком. Кизяк изготавливали из навоза, который собирался всю зиму, а в начале лета в деревне начиналось изготовление топлива. Навоз разбрасывался в большой круг, из колодцев привозилась вода, при помощи лошадей замешивали навозную массу (это была мужская работа), а затем начиналась женская работа: при помощи формочек формировали кирпичи – клали навозную массу в формы, хорошо утаптывали, протягивали по влажной доске и несли на определенную площадку для сушки. По истечению несколько дней кизяк переворачивали, а затем складывали по несколько штук в домики для лучшей просушки. Сухой кизяк составляли в скирды для хранения. Был ещё и другой способ приготовления кизяка, который нарезался из утоптанного овечьего навоза.
Всю еду готовили в русской печи. После того, как печь разгорится, на угли ставили чугунки с едой. Еда тушилась (томилась) сохраняя свой вкус. Чугунок доставали «вилами» – ухватом. Разные блюда готовили в чугунках подходящего размера – больших, средних, маленьких. Для приготовления пищи использовались также сковородки, которые доставали при помощи чепелы.
В доме была ступка, в которой толкли мак для пирогов и других блюд. Фарш для сибирских пельменей изготавливали в деревянном корытце с сечкой. Хозяйка для изготовления масла пользовалась деревянной маслобойкой. Сало засаливали в кадушках с ручками. Все засолки, квашения производились в деревянных бочках. Для сыпучих продуктов использовали туесок. Блюда были простыми, но многим известны даже сейчас.
«Нисчимный суп» («Летний»): в кипящий картофельный суп без мяса вливаются несколько взбитых яиц. Всё это непрерывно помешивается, суп заправляется зеленью.
«Ягодные лепёшки (коржи)»: ягоды (клубника, смородина) перебираются, разминаются, добавляется немного серой муки, солод. Полученную массу кладут на капустный лист, запекают в русской печи, досушивается на солнце. Зимой использовали как начинку для пирогов и просто как лакомство. Солод позже заменили сахаром.
«Комшонка (пюре) с маком»: отварить картофель. Заранее истолочь мак до однородной массы. Картофельное пюре смешать с маком.
«Кулага». Продукты: ржаная мука, солод (позже сахар), ягоды (сухая смородина). Ржаная мука заливается кипятком, добавляется солод или немного сахара, ягоды. Полученная масса перемешивается, уваривается.
«Затовка» (заготовка впрок на лето): свиной желудок набивается кусками сала и внутреннего жира, зашивается и варится до готовности. Затем подвешивается в проветриваемом, сухом помещении для подсушивания. В летнее время по мере необходимости отрезались кусочки.
«Затируха»: замешивается тесто из муки, воды, соли. Затем растирается до образования мелких кусочков, которые высыпаются в кипящую воду или молоко.
«Хворост» (традиционное, праздничное блюдо). Продукты: яйца, мука, водка, сливки, сахар. Замешивали тесто, раскатывали его в очень тонкий пласт, а затем разрезали на полосочки, сворачивали в ушки и жарили на растительном масле.
«Чай». Собирали разные травы: лабазник, листья смородины и малины, мята, душица (материнка), иван-чай. В кипящую воду добавляли травы и заваривали чай.
В настоящее время на территории деревни Алабуга находятся здания: школа, почта, детский сад, медицинский пункт, клуб, магазины. В центре села располагается парк с обелиском в честь Победы в Великой Отечественной войне. Деревня делится на улицы: Новый свет, Мало-Суминская, Суминская, Нахаловка, Лебедёвка, Тамбовская. Сейчас деревня вымирает, многие дома опустели и стоят заброшенными, население уменьшается с каждым годом. Учителя и ученики школы совместно с жителями деревни Алабуга собирают и хранят краеведческий материал для того, чтобы все знали прошлую жизнь деревни, чтобы сохранить историю и память о нашей малой Родине.
- Комментарии
Загрузка комментариев...